Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Горизонтальная Россия
  2. Россия вышла из Болонского образовательного процесса. Что это значит — отвечает декан факультета политических наук Шанинки Василий Жарков

Россия вышла из Болонского образовательного процесса. Что это значит — отвечает декан факультета политических наук Шанинки Василий Жарков

Декан факультета политических наук и преподаватель Шанинки Василий Жарков
Архив «7x7»
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Все российские образовательные организации исключены из Болонского образовательного процесса. Об этом 6 июня заявил замглавы Минобрнауки Дмитрий Афанасьев. За две недели до этого министр образования Валерий Фальков заявил, что в России будет «собственная уникальная система». Что значил Болонский процесс для российских студентов и чем обернется выход России из системы — на эти вопросы ответил декан факультета политических наук и преподаватель Шанинки Василий Жарков.

Что такое Болонская система образования

Болонская система предполагает три ступени высшего образования: бакалавриат, магистратуру и докторантуру. Россия вступила в процесс в 2003 году. Это позволило российским студентам, которые получили степень бакалавра в местном вузе, претендовать на обучение в магистратуре в Европе. Соответственно, студенты, окончившие в России и бакалавриат, и магистратуру, могли получить на Западе докторскую степень.

Кроме того, для стран, которые не являлись членами Евросоюза, действовала программа Erasmus+. По ней студент мог участвовать в обмене, даже всего на один семестр. После окончания программы студент возвращался в Россию, имея багаж знаний общеевропейского масштаба.

— Болонская система следует принципу, согласно которому образование универсально и не может быть привязано ни к национальным рамкам, ни к рамкам одного университета. Эразм Роттердамский, в честь которого названа программа Erasmus+, был одним из первых, кто еще в конце XV века ухитрился поучиться во множестве университетов разных стран: в Нидерландах, Франции, Италии и Швейцарии. Он является примером интернационального мыслителя-гуманиста Нового времени, — рассказал «7x7» Василий Жарков.

Он уверен, что Болонская система, пусть и не без недостатков, помогала российским вузам достичь международных стандартов и поддерживала релевантные профессии.

— Европейцы были заинтересованы в том, чтобы интегрировать как можно больше людей во всем мире в отношения свободы и творческого поиска. Конечно, они хотели, чтобы к ним приезжали новые, интересные и сильные люди. Но это была дорога со встречным движением, процесс был двусторонним: по обмену в Россию приезжали учиться те, кто интересовался ее языком и культурой. Еще недавно все говорили, что Россия — это часть Европы, и это не было криминалом.

Какие недостатки были в системе

По мнению Жаркова, программа обменов развивалась медленно. Причина — в чиновниках, которые не были готовы внедрять новые стандарты.

— Эти старые управленцы от образования не знают языков, не умеют общаться с международными партнерами и компенсируют свои ограниченные компетенции тем, что выступают с позиции патриотов. Они говорят: «Нам не нужен остальной мир, мы тут будем сами с усами». В результате они погубят и себя, и образование в России.

В том числе проблемы возникли у тех университетов, которые не смогли перестроить свои модели образования, как это сделали, например, в Высшей школе экономики и Шанинке.

Российские чиновники утверждают, что из-за Болонской системы происходил «отток мозгов». Так ли это?

Василий Жарков не согласен с этим утверждением. Он уверен: программа Erasmus+, наоборот, способствовала улучшению положения России: студенты, вернувшись из-за рубежа, могли воплощать в стране лучшие практики.

Смогут ли теперь российские студенты учиться в европейских университетах

Только при заключении договоров с европейскими вузами в частном порядке.

До выхода России из Болонской системы российский университет мог предложить студенту обучение в дружественных европейских университетах. Кроме того, студент сам мог найти подходящую для него программу в системе Erasmus+. Сейчас российские студенты больше не смогут воспользоваться этими функциями.

Чего лишится Россия, покинув Болонский процесс 

После выхода из Болонской системы Россия, скорее всего, вернется к пятилетнему плану обучения со статусом «специалист», считает Василий Жарков. Для этого придется переделать все учебные программы и всю отчетность.

— Получится такой карго-культ: изолированная образовательная система в большом мире. А дальше все будет зависеть от того, когда и на каких основаниях Россия снова вернется в этот большой мир. Но сейчас нас ждет катастрофа, — прокомментировал эксперт.

Вряд ли утраченные европейские контакты могут полностью компенсировать азиатские университеты. Для того чтобы учиться в Китае, нужно знать язык, и это сразу отсекает массу студентов без соответствующего навыка. Если же они поедут туда учиться на англоязычные курсы, то, скорее всего, будут слушать лекции тех же американских или европейских преподавателей, работающих в КНР.

Власти говорят о создании собственной системы образования. Что это может быть

В перспективу создания в России «собственной уникальной системы образования» Василий Жарков не верит и считает это не больше чем пустыми словами. Жарков уверен, что в современном мире невозможно создать изолированную образовательную систему.

— В книге Войновича «Москва 2042» был такой герой Супик — супермен, которого долго «улучшали» с разных сторон, пока не получился мелкий и жалкий уродец. Супик — это все, что вскоре останется от нашего образования. Никакой уникальной системы Россия построить не может. Старая система была скопирована с немецкой. Теодор Шанин говорил, что советский университет — это плохая немецкая гимназия начала XX века. Почему-то мы считаем ее нашей исконной традицией.

И теперь создать здесь можно разве что жалкий гибрид, и уникален он будет только своими слабостью, убожеством и оторванностью от мира.

Он беспокоится, что если ограничения вскоре отменят, они успеют навредить системе слишком сильно. По словам декана, в образовательных кругах столичных университетов давно ведутся разговоры, что российский диплом практически не имеет значения без сопутствующего ему европейского или американского.

— Когда новый железный занавес неизбежно падет, выяснится, что большинство отечественных вузов уже не соответствует никаким приемлемым стандартам мирового уровня. Их придется закрывать или создавать те или иные формы франшизы зарубежных университетов с их программами и дипломами. Так нынешний поворот к «суверенной системе образования» может довольно скоро обернуться полным крахом российского суверенитета над своей высшей школой. К сожалению, наши чиновники не видят эту перспективу. Их интересует только то, о чем они отчитаются на планерке в ближайшую пятницу. Боюсь, на следующем этапе мы можем потерять наше образование.

Материалы по теме
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
ОбразованиеСобытия