Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Тверская область
  2. Как свергали неугодных губернаторов в первой половине XIX века

Как свергали неугодных губернаторов в первой половине XIX века

Алексей Полухин
Алексей Полухин
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов. Источник

Сейчас я вам расскажу историю, как свергали неугодных губернаторов в первой половине XIX века. Расскажу это не в качестве исторического анекдота (тем более ничего особо занимательного или смешного не будет), а как руководство к действию в период выборов главы Тверской области. Тем более что в Твери, как и в любом другом провинциальном городе, любят истории про земляков, ставших известных за пределами региона.

 

На картине неизвестного художника (Википедия, сорян) Павел Петрович Пущин. Он дядя того самого друга Александра Пушкина, а кроме того участник Отечественной войны 1812 года, заграничного похода, а в 1818 году сенатор. Родился он в Осташковском уезде, так что, земляк, обнимемся.

Но нам интересно не детство в Тверской губернии, а его карьера в Казанской. Попал он туда не случайно: его отец — Пётр Иванович Пущин — вместе с Екатериной II, которой памятник в Твери периодически хотят поставить, в 1767 году в качестве командира галеры «Тверь» путешествовал по Волге. Карьеру своему сыну он максимально облегчал, а Казань и тогда была отличным местом, так что в 1798 Павел Пущин стал военным губернатором Казанской губернии. Продержался на своем посту всего три года. Потому что в 1801 его отдали под суд за пытки.

В Казани тогда периодически горели дома, что было способом решения корпоративных и личных споров, так что вечером брали и отвозили в полицейский участок всех подозрительных, то есть всех, кроме дворян. В конце июня 1801 года пожар случился в доме мещанина Оловяшникова, по делу взяли другого мещанина Яковлева и пьяного ремесленника Мухина.

В первой половине XIX века пытки уже пытались отменить (еще в 1774 году Екатерина II издала секретный указ, который запрещал пытки, оставляя только возможность применения угрозы пытки, — да, сложная конструкция), но признание было царицей доказательств. Так что обоих подозреваемых повезли пытать. Пытали по три раза, Оловяшникову не повезло — у него на первую или вторую пытку сломали обе руки, так что он признался. Мухин же не признался, правда, остался инвалидом и больше ремеслом не занимался.

Оловяшников потом в момент публичной казни от показаний отказался, но не помогло.

Павел Пущин же пошел под суд, поскольку считалось, что именно он неформально поддерживал практику пыток в Казанской губернии. Сам же генерал-губернатор оправдывался тем, что посвятил себя службе Всеавгустейшего монарха и добился прекращения пожаров, чем доставил жителям спокойствие и безопасность. В тюрьму Павел Пущин, конечно же, не попал. Его привлекли только к дисциплинарной ответственности, поскольку не нашли умысла, а наказанием стало само отрешение от должности и предание суду (который длился три года, до 1804 года).

Все это я рассказал только ради одного — механизма начала дела.

Дело началось очень просто. Во время казни Оловяшникова в Казани был подпоручик Антон Унгебаур, который всю жестокость описал в доносе Александру I. Так как автор доноса был не заинтересован в казанских делах, в губернию отправили проверку, которая все подтвердила. Дальше отрешение и суд.

В Казани же усекли главное: жалобы и доносы работают! Так что начали писать. Как итог: в период с 1801 по 1819 годы в Казани прошло шесть сенаторских ревизий, закончившихся отставками губернатора за различные нарушения, начиная от пыток, через коррупцию и заканчивая неисполнением полномочий. Сенаторские проверки в ответ на жалобы были своего рода методом контроля за региональными властями.

Все это можно подробно прочитать в книге Алсу Бикташевой «Казанское губернаторство первой половины XIX века. Бремя власти» (я просто готовлюсь на майские на выезд в Казань на Динамо, так что интересуюсь плюс девушку одну прекрасную хочу поразить).

Отсюда простой механизм борьбы во время кампании для оппозиции — жалуйтесь. Сами. От жителей. От компаний. Пишите письма и все публикуйте, благо Игорь Руденя дает много поводов для эпистолярного жанра. Жители казарм Берга бегают в биотуалет на улице, сироты не могут получить квартиры, тоннель в Чуприяновке не достроен, фермеры не получают поддержку, строителям не согласовывают ГПЗУ, мамочки не получают выплаты и форму и так далее и тому подобное.

Во-первых, рано или поздно будет достигнут критический уровень количества жалоб, тем более что пусть формальную проверку, но по каждой проведут, а если ни по одной не найдется подтверждения, то вопросы возникнут уже к проверяющим.

Во-вторых, все жалобы будут публичиться, что точно сыграет на узнаваемость. Возможное поражение на выборах только ускорит проверку и отрешение.

Не благодарите.

Оригинал

Материалы по теме
Мнение
5 апр 2021
Алексей Полухин
Алексей Полухин
Как работает программа капитального ремонта в Тверской области
Мнение
4 апр 2021
Алексей Полухин
Алексей Полухин
Тверские власти поддерживают спорт лишь перед выборами
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
ВластьИсторияТверская область
Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой в отношении обработки персональных данных
ПРОДОЛЖАЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ САЙТОМ,
ВЫ ПОДТВЕРЖДАЕТЕ, ЧТО ВАМ УЖЕ ИСПОЛНИЛОСЬ 18 ЛЕТ
ПРОДОЛЖАЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ САЙТОМ, ВЫ ПОДТВЕРЖДАЕТЕ, ЧТО ВАМ УЖЕ ИСПОЛНИЛОСЬ 18 ЛЕТ
Нам нужна ваша поддержка
Мы хотим и дальше давать голос тем, кто прямо сейчас меняет свои города к лучшему: волонтерам, предпринимателям, активистам. Нас поддерживают благотворители и спонсоры, но гарантировать развитие и независимость могут только деньги читателей.
Ежемесячно
Разово
Сумма
100
200
500
1000
2000
Нажимая на кнопку «Поддержать» вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности