Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Горизонтальная Россия
  2. Влияние Арктики. Кто из глав северных регионов России является лидером арктической политики и почему

Влияние Арктики. Кто из глав северных регионов России является лидером арктической политики и почему

Арктика — один из ключевых регионов России: здесь расположен ряд военно-стратегических объектов, реализуются крупные экономические проекты по разработке и добыче полезных ископаемых и формируются новые логистические маршруты для торговли на азиатских рынках. Поэтому для бизнеса, власти и органов безопасности важно иметь влияние в регионах Арктики.

Эксперты организации «Арктида» провели исследование и описали ключевых стейкхолдеров российской арктической политики. Интернет-журнал «7x7» прочитал работу и выделил, кто из глав арктических регионов имеет больше влияния и благодаря чему.

 
Как эксперты определили степень влияния глав арктических регионов (нажмите, чтобы узнать)

1. Андрей Чибис, Мурманская область

Андрей Чибис представлен сразу в четырех группах влияния и является одним из главных арктических лоббистов среди губернаторов. Эксперты считают, что это связано со стратегической значимостью Мурманской области. В регионе расположен незамерзающий порт, который является четвертым по грузообороту в России и вторым на Северо-Западе после Санкт-Петербурга. Порт играет ключевую роль для угольных и газовых поставок. Здесь же находится горнодобывающий комбинат «Норникеля» и базируются главная военно-морская база, командование Северным флотом и «Атомфлот».

Один из главных арктических проектов, который лоббирует Андрей Чибис, — строительство Мурманского железнодорожного узла. В проект входит создание транспортной инфраструктуры на западном берегу Кольского залива, строительство угольного и нефтяного терминалов, железной дороги и т. д. Летом 2022 года Чибис отчитывался, что ищет финансирование для проекта, назвав это «битвой за транспортный узел». Уже через полгода он получил от федерального правительства дополнительные 37,7 млрд руб. на создание транспортного узла. 

В исследовании эксперты «Арктиды» указали, что российские власти, понимая необходимость оптимизации затрат, решили дать приоритет именно Мурманскому железнодорожному узлу, отложив строительство Северного широтного хода на Ямале (железнодорожная магистраль, которая должна была связать западную и восточную части Ямало-Ненецкого автономного округа, Северную железную дорогу — со Свердловской).

2. Юрий Бездудный, НАО

Ненецкий автономный округ не менее значимый для Арктики регион, чем Мурманская область. Здесь расположен Варандейский терминал, который используется для погрузки нефти на экспорт с совместного месторождения «Роснефти» и «ЛУКОЙЛа». В НАО работает единственная в России морская платформа по добыче нефти в арктическом шельфе «Приразломная». За развитие этого проекта в «Газпром нефти» отвечал Андрей Патрушев — сын секретаря Совета Безопасности Николая Патрушева. 

Именно из органов безопасности и вышел нынешний глава НАО Юрий Бездудный. В них он проработал 20 лет. При этом, по оценкам экспертов, Бездудный представлен в трех группах влияния, среди которых нет безопасников.

3. Дмитрий Артюхов, ЯНАО

Эксперты считают, что Дмитрий Артюхов является «наиболее аффилированным с федеральными элитами» губернатором в Арктике. С 2010 по 2018 год он работал заместителем экс-главы ЯНАО Дмитрия Кобылкина, который впоследствии возглавил министерство природных ресурсов и экологии России, а сейчас — комитет Госдумы по экологии. Сам Кобылкин связан с одним из главных бенефициаров компании «Новатэк» Леонидом Михельсоном. Кобылкин работал в компании «Пурнефтегазгеологии», чьи акции скупали Михельсон и Геннадий Тимченко — приближенный к Путину бизнесмен.

По мнению исследователей, Кобылкин, Тимченко, Михельсон и Артюхов являются представителями одной группы влияния. Например, «Новатэк» Михельсона владеет 50,1% акциями компании «Ямал СПГ» — это крупнейший в Арктике завод по производству сжиженного природного газа. Эксперты утверждают, что за девять месяцев 2022 года поставки газа с предприятия в Европу увеличились на 50%.

Артюхов лоббирует и другие проекты на Ямале. В одном из интервью он заявил, что у региона «есть все для опережающего развития Российской Арктики». По его словам, социально-экономическое развитие округа базируется именно на развитии добычи углеводородов, которые находятся на севере в Арктической зоне: «Именно туда — на Север, мы сейчас и движемся». Один из проектов «движения на Север» — запуск первой линии завода «Арктик СПГ 2», который 80% добытого газа будет поставлять в страны Азии и Тихоокеанского региона.

 
 
 

4. Александр Цыбульский, Архангельская область

Цыбульский, как и его коллега Бездудный, работал в силовых структурах — в Минобороны России. Но в отличие от главы НАО, у архангельского губернатора есть представительство в силовых структурах. Дело в том, что регион имеет военно-стратегическую значимость для Арктики: здесь размещены производства атомных подводных лодок и проводятся их испытания на Беломорской военно-морской базе. В состав Архангельской области входят архипелаги Новая Земля, где расположен ядерный полигон, и Земля Франца-Иосифа с военной арктической базой. 

Кроме того, Цыбульский успел поработать под руководством нынешнего главы «Сбербанка» Германа Грефа, руководительницы Центробанка Эльвиры Набиуллиной и первого вице-премьера правительства Андрея Белоусова. Эти связи помогают ему продвигать проекты, такие как строительство университетского кампуса (в Архангельске находятся ведущие арктические университеты). На него регион получил 29 млрд руб. Александр Цыбульский назвал это одним из важнейших проектов десятилетия для области. 

5. Артур Парфенчиков, Карелия

По мнению экспертов «Арктиды», экономическая значимость Карелии для Арктики ниже, чем у вышеперечисленных регионов. Причина в том, что только 38% территории республики входит в арктическую зону. При этом Карелия играет особую роль во внешнеполитических отношениях: регион имеет протяженную границу с Финляндией, которая 4 апреля 2023 года вступила в НАТО.

Отсюда важность связи нынешнего губернатора Артура Парфенчикова с силовыми структурами. Он учился на одном курсе с экс-президентом Дмитрием Медведевым (сейчас заместитель председателя Совета Безопасности) и министром юстиции Константином Чуйченко, начинал свою карьеру с работы в прокуратуре. С Карелией связан секретарь Совбеза Николай Патрушев. Он работал в органах безопасности республики в первой половине 1990-х годов.

6. Владимир Уйба, Коми 

Меньше всего связан с силовиками глава Республики Коми Владимир Уйба. До прихода в регион он возглавлял Федеральное медико-биологическое агентство и отвечал за модернизацию медицинских объектов в закрытых городах при атомных станциях. По этому вопросу он контактировал с Сергеем Кириенко, который на тот момент руководил «Росатомом». По мнению экспертов, назначение Уйбы в Коми связано с его профилем работы по ядерной медицине и опытом работы с Кириенко, отвечающим сейчас за кадровую политику Кремля в регионах. 

Коми важна для Арктики ресурсами и развитым топливно-энергетическим комплексом. Здесь расположены нефтеперерабатывающие предприятия «ЛУКОЙЛа» и угольные компании в Воркуте. Кроме того, в Коми и НАО планируется строительство железнодорожной магистрали Сосногорск — Индига, благодаря которому власти и бизнес хотят создать новый арктический угольный и логистический кластер в Арктике.

Материалы по теме
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
Архангельская областьКарелияКомиМурманская областьНаукаПолитикаСобытияЯНАО