Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Воронежская область
  2. «Проект „Мир“ помогает мне не винить себя за то, что я ничего не могу сделать». Воронежский художник развесил по городу пацифистские таблички

«Проект „Мир“ помогает мне не винить себя за то, что я ничего не могу сделать». Воронежский художник развесил по городу пацифистские таблички

Миша Ной
Фото предоставлено героем публикации

В июне на зданиях и в скверах Воронежа появились керамические таблички, похожие на советские значки, со словами «Мир, Peace, Paix». Они расположены рядом с «военизированными» объектами — памятником истребителю, Z-билбордом, штабом войсковой части. Авторы проекта считают, что в Воронеже и до начала спецоперации чувствовались «сильные военные настроения», а теперь здесь летают истребители, пытаются наладить жизнь беженцы [еще в феврале Воронежская область ввела режим ЧС из-за наплыва вынужденных переселенцев из Донбасса], — из-за этого еще больше чувствуется близость военных действий. Как воронежские художники, не согласные с действиями России в Украине, отражают свой протест в творчестве и как жители города реагируют на пацифистские таблички, в интервью «7х7» рассказал один из авторов проекта Миша Ной.

— В описании проекта говорится, что он придуман для «сублимации сложных чувств и выражения личной позиции». Что это за чувства?

— Я не приемлю насилие любой формы. Мне хочется, чтобы люди не делали вид, что ничего не происходит, и помнили, что где-то гибнут мирные жители. Проект по касательной эту тему затрагивает. «Мир» для каждого свой. Наши власти ведь тоже транслируют «русский мир». А я лишь хотел напомнить о мире, о котором говорили мои родители, бабушки и дедушки в Советском Союзе.

— У тебя есть связи с Украиной? Например, родственники, детские воспоминания?

— Моя мама родилась в Херсонской области и прожила там до шести лет. Я размышлял об оформлении гражданства Украины. Очень хотел попасть в Киев и Львов. Сейчас на территории, где живут родственники мамы, происходят военные действия. Мы потеряли связь с той частью семьи еще до 2014 года. Мама негативно относится к спецоперации, но в семье эту тему не обсуждают.

 

— В какой момент ты принял решение запустить проект «Мир»?

— Мы с моим куратором Яном Посадским работаем в одном месте — мастерской «Дай пять» — и постоянно обмениваемся мыслями и идеями. В марте у нас появилась идея сделать что-то, соответствующее повестке. Это мой первый подобный проект. До этого я занимался созданием разных функциональных вещей из керамики [в аккаунте Миши выставлены на продажу курительные трубки, бонги, серьги, посуда]. 

Раньше я выходил «гулять» [участвовал в митингах] каждый раз, когда был повод. Но после последней зимней «прогулки» и суда над Навальным ко мне пришло смирение и чувство бессилия.

Проект «Мир» помогает мне немного разложить свои чувства по полочкам и не винить себя за то, что я ничего не могу сделать.

 
 
 

— Где вы разместили таблички?

— Первый мы повесили в Сыктывкаре недалеко от вечного огня и памятника погибшим в Афганской войне. В Воронеже — в парке «Патриотов», на площади Победы, у штаба войсковой части рядом с граффити, которое изображает погибшего в Сирии летчика с надписью «Это вам за пацанов». На улице Ворошилова рядом с памятником истребителю, на Чижовском плацдарме. Последнее место особенно «военизировано» — там расположен большой мемориальный комплекс, неподалеку от него — билборд на тему победы в Великой Отечественной войне и огромный мурал с героем спецоперации. А последнюю табличку мы разместили на улице Мира.

— Какой фидбэк ты получаешь от проекта?

— Мы получили очень много одобрительных комментариев. Одна девушка написала огромное сообщение с благодарностью за «ощущение солидарности и что ты не один».

— Вы выставили часть значков на продажу, чтобы долю вырученных денег переводить в поддержку фонда Красного Креста. Кто-то уже купил значок?

— Часть денег может пойти на помощь беженцам. Не обязательно в Красный Крест, но в любой фонд, который выберет покупатель. Желающих было всего двое — мужчина и девушка из Москвы. В Воронеже покупателей пока нет.

— В России после начала спецоперации стали демонтировать советские вывески со словом «мир». Как ты считаешь, зачем?

— Те вещи, которые транслировались раньше, стали неудобными. Например, мир. Сначала мы с моим куратором Яном Посадским хотели повесить значок с этим словом на улице в Москве, но был риск не вернуться потом в Воронеж: в столице много полицейских, и жестко [обращаются] с художниками на улицах. Никто с нами разбираться бы не стал.

— В Воронеже к таким проектам относятся спокойнее?

— Я думал, что наши таблички провисят не больше суток. Но спустя девять дней они все еще на месте.

 

— Ты родился и вырос в Воронеже. Твои ощущения от вида военных памятников поменялись с 24 февраля?

— В Воронеже мне постоянно что-то напоминает о [Роскомнадзор]. Часто по улицам проезжают военные машины с солдатами, в центре города находится военный госпиталь, рядом с которым стоит вооруженный солдат. Они не создают во мне негатива, но напоминают об Украине и вызывают чувство тревоги, от которого никуда не денешься. По словам Яна Посадского, это уже «травматический синдром», который не проходит, даже если ты находишься в другом городе.

— Последний раз антивоенная акция в Воронеже была в начале марта. Местные активисты записали видео против [Роскомнадзор]. С тех пор никто не выражал публично свою антивоенную позицию. Как ты думаешь, почему?

— Воронеж — на мой взгляд, город с низкой оппозиционной активностью. На фоне спецоперации многие стали вдвойне бояться выйти на улицу. Выражать свою позицию через творчество сейчас — единственный законный способ, но и художники попадают под суд за свои работы.

Мне было бы страшно выйти на митинг одному, потому что нет массовости. Воронеж — студенческий город, но местная молодежь — это, как правило, приезжие из районов и соседних областей. Я думаю, мало кто из них готов подвергнуть опасности бюджетное место в госуниверситете или крошечную стипендию, на которую они вынуждены жить. Некоторые мои одногруппники, наоборот, участвовали в провластных движениях ради привилегий в университете. Я не знаю, как они отреагировали на мою акцию. Наверное, видели пост, но фидбэка от них я не получал.

— Планируешь ли ты делать пацифистскую акцию где-то еще, помимо Воронежа и Сыктывкара? Если да, то в каких городах?

— Планируем разместить таблички в Белгороде, в котором 3 июля три человека погибли от обстрелов со стороны границы, и в Туле, которая известна как город оружейной славы России.

 

Материалы по теме
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
ВоронежАкцииСобытияУкраина-РоссияВоронежская область
Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой в отношении обработки персональных данных
ПРОДОЛЖАЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ САЙТОМ,
ВЫ ПОДТВЕРЖДАЕТЕ, ЧТО ВАМ УЖЕ ИСПОЛНИЛОСЬ 18 ЛЕТ
ПРОДОЛЖАЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ САЙТОМ, ВЫ ПОДТВЕРЖДАЕТЕ, ЧТО ВАМ УЖЕ ИСПОЛНИЛОСЬ 18 ЛЕТ
Нам нужна ваша поддержка
Мы хотим и дальше давать голос тем, кто прямо сейчас меняет свои города к лучшему: волонтерам, предпринимателям, активистам. Нас поддерживают благотворители и спонсоры, но гарантировать развитие и независимость могут только деньги читателей.
Ежемесячно
Разово
Сумма
100
200
500
1000
2000
Нажимая на кнопку «Поддержать» вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности