Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Горизонтальная Россия
  2. Песни спецоперационных лет

Песни спецоперационных лет

Как региональные музыканты и группы пережили начало спецоперации в Украине

Степан Дмитриев (группа «Черная птица»)
Фото Алексея Сабельского
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

«Гипербола, к нашему ужасу, стала реальностью», — написали участники новгородской группы «Изгарь» спустя четыре дня после начала спецоперации в Украине. Они выложили пост с композициями из альбома 2019 года — записи, которая изобличала пороки авторитарной или тоталитарной власти. После 24 февраля лидер «Изгари» Александр Кобяков отменил концерты и почти не пишет стихи. Но большинство других групп из регионов продолжили выступать. Как музыканты встретили новости о военных действиях и почему некоторые не собираются говорить с поклонниками о спецоперации — в материале «7х7».

Как музыканты встретили новости об Украине

О начале военных действий в Украине региональные музыканты узнали, как и многие россияне, утром 24 февраля. Лидер новгородской группы «Рыжий слева» Илья Овечкин ехал на работу, когда услышал новости. Он вспоминает, что остановил машину и «пять минут слезы не мог унять». Сообщение о военных действиях шокировало его, человека, который поет ироничные композиции о любви, про мечты о теплом море и вечном лете. С тех пор Илья каждый час листает новостные ленты: «Нет ли каких подвижек к завершению [спецоперации]».

Новгородец Степан Дмитриев из трио «Черная птица», которое играет гитарный рок с текстами о рефлексии и человеческих проблемах, прочитал о событиях в Украине в Telegram-каналах:

— 24 февраля проснулся, залез в «телегу», увидел, что происходит. И в течение нескольких дней пережил что-то, что не понимаю до сих пор. Это было огромное чувство вины и боли.

За три дня до событий в Украине Дмитриев выступал на квартирнике. Там он исполнил новую песню, в которой есть строчка: «Подвигов ждет родина, за зимой придет война».

— Песня появилась, когда начались учения российских войск в Беларуси. В первые дни [Роскомнадзор] я проклинал себя за то, что написал ее. — говорит музыкант.

— Теперь не знаю даже, что для меня творчество — терапия или сумасшествие. Порой мне кажется, что надо заткнуться.

Первые реакции: стадии принятия, лыжи и стихи

В первые дни спецоперации Степан Дмитриев чувствовал себя растерянным: «Маятник качался от „вставай, жена, собирай дочь, мы уезжаем в Армению“ до „я готов, Господи, забирай меня прямо сейчас“». Фотографии украинских городов заставили его уехать на лыжах в поле: «Орал там, пока не устал».

Свои переживания Дмитриев выражает через лирику. Говорит, что его старые стихи рассказывали «про ад внутри». Новые отражают «ад внутри и снаружи». Степан боится стать фигурантом дела о распространении недостоверной информации из-за содержания стихов, но все равно выкладывает их в соцсети — по-другому не может:

— Если меня притянут по статье за фейки о Российской армии, достанется прежде всего моей дочери. Вряд ли товарищ майор меня читает, но, судя по новостям, шансы высоки. А в последних стихах я называю вещи своими именами, свое отношение к ним ярко высказываю.

Ярославец Сергей Сушков в начале 2022 года придумал проект «Великая Сушь». Каждый месяц он будет сочинять и записывать песни о событиях в России - на ⅛ суши. На начало спецоперации музыкант отреагировал песней «Нет [Роскомнадзор]!». В марте он выпустил видео «Песни спецоперационных лет», а в апреле — композицию «Добро проиграло».

— Пуля вместо слов — не мой метод. И это не слабость, это выбор. Моя мать — воспитатель детского сада, и отец — боевой офицер, который прошел три войны, учили меня этому. Да и сам я не раз произносил фразу «Лишь бы не было [Роскомнадзор]», стоя на торжествах у Вечного огня, — говорит Сушков.

Группа «СУПЕРКОЗЛЫ»

Группа «СУПЕРКОЗЛЫ». Фото из архива группы

Вокалист кировской панк-группы «СУПЕРКОЗЛЫ» Павел Чернядьев рассказал, что 24 февраля «выкинуло» его из колеи: «Две недели я сидел, держался за голову и думал». В соцсетях «СУПЕРКОЗЛОВ» нет никаких упоминаний о военных действиях, но проигнорировать новостную повестку внутри коллектива не получилось:

— В марте чувствовался нервяк, и массмедиа подкидывали разную паранойю — информационная истерия была. Что с утра в интернете посмотрел, о том и думаешь весь день. Наши разговоры в группе были разными, длинными, пространными. Выделить складную мысль кроме пацифистского настроя у нас не получалось.

Участники группы по-разному относятся к боевым действиям в Украине. Их объединяет взгляд на будущее «СУПЕРКОЗЛОВ»: все хотят продолжать концерты, так как музыка — их главная работа.

— Мы проходили через стадии принятия ситуации. Сначала думаешь: ну этого просто не может быть. Может быть, это сон? Затем приходит чувство бессилия. А потом именно продолжение работы приводит к тому, что голова остается на месте, — сказал «7х7» лидер кировской панк-группы.

В марте «СУПЕРКОЗЛЫ» поехали в давно запланированный тур по России. Позже Павел Чернядьев понял, что это решение было правильным и отменять концерты из-за событий в Украине не стоило.

Почему группы отменяли или продолжали концерты

Региональные музыканты по-разному искали ответ на вопрос, стоит ли выступать во время спецоперации. Смоленская группа Mama Let’s Go выложила на своей странице в соцсети «ВКонтакте» пост, попросила фанатов высказаться за или против концертов «в связи с этим непростым временем». Из 100 пользователей 88 проголосовали за.

— Мы пришли к тому, что никак не можем повлиять на происходящее в мире, а значит, стоит сфокусироваться на том, что хорошего мы можем сделать для людей сейчас, — рассказал «7х7» лидер Mama Let’s Go Станислав Смирнов.

Станислав Смирнов (группа Mama Let's Go)

Станислав Смирнов (группа Mama Let’s Go). Фото Юлии Зуевой

Новгородцы «Рыжий слева» поддерживают эту позицию. Лидер Илья Овечкин говорит, что группа «несет позитив» и поет о мирных вещах:

— Если кто-то считает, что сейчас время для других песен, — это его выбор. Мы же стараемся сделать так, чтобы слушатель на наших концертах расслабился и абстрагировался от всего, что вовне происходит.

Группа из Великого Новгорода «Изгарь» перестала выступать. Ее лидер Александр Кобяков считает любую творческую деятельность «бессмысленной сейчас»:

— Пока с трудом могу представить, что мы будем делать какие-то новые треки. Хотя я играю в двух группах и обе практически готовы к записи полноформатных релизов — программы собраны процентов на 90. Но зачем? Проблемы, озвучивать которые казалось важным, теперь представляются чем-то мелким и незначительным.

Павел Чернядьев из «СУПЕРКОЗЛОВ» считает надуманной дилемму «продолжать или нет». «Людям, которым нужно было послушать нас, пришли на концерты. Кому было сложно — те не пришли. Это простой выбор», — объяснил он.

— На концертах тура было удивительно много слушателей. Все благодарили меня. Кажется, люди отлично спустили пар, прочистили мозги и вытряхнули дерьмо, наша музыка для этого подходит, — рассказал Чернядьев о последних гастролях.

Александр Кобяков (группа «Изгарь»)

Александр Кобяков (группа «Изгарь»). Фото со страницы героя во «ВКонтакте»

Как события в Украине отразятся на творчестве и работе музыкантов

«СУПЕРКОЗЛЫ» отыграли в апреле концерт в Кирове и собираются участвовать в российских музыкальных фестивалях летом 2022 года. Музыканты не планируют отправлять группу в бессрочный отпуск, пока не закончится спецоперация.

— Я даже смотрел на это так: если из-за [Роскомнадзор] дворник не будет мести свой двор, весь двор будет страдать. А если [Роскомнадзор] может остановить нашу группу, если они [российские политики] настолько сильные, что останавливают твое любимое дело, то они в натуре сильные *** [хрены], — сказал “7х7” Павел Чернядьев.

Смоляне Mama Let’s Go в апреле отыграли большой концерт в честь седьмого дня рождения. На нем музыканты анонсировали альбом «Праздник» — восемь песен об идеальном мире, в котором будут только музыка, радость и любовь, никаких разрушений.

— Мы знаем, что среди наших слушателей есть люди, придерживающиеся разных точек зрения по поводу «спецоперации», поэтому стараемся не высказываться на эту тему ни на концертах, ни в соцсетях, дабы не сеять распри и конфликты. Этого и так достаточно кругом. Мы хотим, чтобы люди дружили и танцевали. В этом мы видим нашу миссию, — говорит фронтмен Станислав Смирнов.

Илья Овечкин (группа «Рыжий слева»)

Илья Овечкин (группа «Рыжий слева»). Фото со страницы героя во «ВКонтакте»

Лидер новгородской группы «Рыжий слева» тоже не собирается петь о политике, хотя сам записал видеоролик в поддержку российских солдат. «Сталкивать поклонников лбами мы не будем», — говорит он. И добавляет:

— Но уж если припрет, то без сомнения выступим с поддержкой наших воинов и нашей страны. Мечтаем о мирном небе и скорейшем разрешении конфликта.

Ярославец Сергей Сушков весь 2022 год будет петь о том, что происходит в российском обществе: “О нашей стране, о добре и зле, о пацанах на пиджаках, сидящих на вертушках [телефонах прямой связи с высшим руководством] в кабинетах, и о простых людях, латающих кирпичами ямы в своих дворах. О том, что все прогнило, разошлось по швам”. В конце года Сушков устроит концерт:

— Я верю в лучшее, что есть в нас мужество, милосердие и любовь. Что «доживем до весны и до прекрасной страны». Художники, поэты, музыканты — все эти рок-н-ролльщики, бездельники и подпольщики для того и живут. Мы, мать его, делаем этот мир добрее! И мешать нам бесполезно.

Материалы по теме
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
ИсторииКировская областьНовгородская областьОбществоСмоленская областьУкраинаУкраина-РоссияЯрославская область