Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Коми
  2. О Льве Николаевиче Толстом, его идеях и творчестве,а также его и нашей жизни

О Льве Николаевиче Толстом, его идеях и творчестве,а также его и нашей жизни

Зинаида Боровлева
Зинаида Боровлева
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN
Уважаемые форумчане, хочется поговорить ещё о Толстом.  Если есть желание, то я с большим удовольствием продолжу. 
 
 
Зинаида Боровлёва
20:31, 14 Ноября
Проще некуда:)
Уважаемый Сергей, прощаю вам поучающий тон только за то, что и вам хорошо в Ясной Поляне... Ругаться не будем - будем неторопливо беседовать:) Лучше расскажите, какое впечатление на вас производит могила писателя? Интересно сравнить со своими впечатлениями.


 

 


 

Сергей Рубцов
04:36, 15 Ноября
Зинаиде Б.
Зинаида, отнюдь не поучающий. Скорее просто веселый))). Я предвидел, что рядом с темой Л.Толстого будут об этом городить...
А тем более ругаться с дамой, как можно!..

Но этих книжек псевдонаучных и просто нравоучительных о взаимоотношениях Л.Н.Толстого и РПЦ в свое время оч.много прочитал, был там помнится и такой вариант, который Вы приводите). Извините, опять на эту тему съехал. Виноват.

Могила? Скорее не могила в обычном понимании, а место его праха. У меня еще с детства ощущение возникало, что не хотел он в "могилу"... ему раствориться в при-РОДе хотелось.
Его тело бы сжечь стоило и развеять пепел над Ясной, так как-то правильней было бы. Но что есть,
то и храним).
Лещина в Ясной сладкая как мед и яблоки с потрясающим ароматом! И воздух прозрачный. Приятные воспоминания навсегда с детства остались.
Спасибо Вам, что дали повод об этом вспомнить.


 

Зинаида Боровлёва
17:58, 16 Ноября
Что-то "художественное" получилось:)
Да, вы тоже заметили, что человеческая могила не должна быть такой… На краю тёмного оврага, заросшего деревьями, одинокий маленький зелёный холмик. Тихо и безлюдно. Причём тихо не как на кладбище. Не кладбищенская там тишина, не вечная, не умиротворённая. «Вечный покой, упокойся с миром, земля ему пухом…», - всё это там говорится с трудом и как-то некстати. Покоя в лесу не бывает… там идёт своя затаённая неизвестная нам лесная жизнь.

На «самой странной могиле в мире» чувствуешь недоумение и настороженность: почему так? Почему не по-человечески? Неужели на том месте, где зарыта зелёная палочка, на которой написан секрет всеобщего счастья, должна быть могила? Так и должны быть похоронены мечты о всеобщем счастье?
«Чтобы никаких обрядов не производили при закопании в землю моего тела; деревянный гроб, и кто захочет, свезет или снесет в лес Старый Заказ, напротив оврага, на место зеленой палочки» (из завещания Л. Н. Толстого)

Место захоронения писателя – для меня самое тёмное место в усадьбе. Если отойти от могилы совсем недалеко, то воздух там уже другой, прозрачный и светлый. Хочется жить и дышать… А ведь и Лев Николаевич умел и любил жить. Яблоневый сад с табличками- напоминаниями о том, что сам своими руками садил. Мостик через пруд. Аллея «прошпекта». Любовью и заботой не одного поколения хороших людей пропитана Ясная Поляна. Туда хочется вернуться опять, там всё приготовлено для счастливой жизни.

Но не в овраг…в овраге жутко!
 

 


 

Григорян
07:56, 15 Ноября
"Писатель Толстой не страшен. Нам страшен мыслитель Толстой".

Трудно не согласится. Писатель Толстой - не страшен, а прекрасен, и, безусловно, гениален. Мыслитель Толстой страшен, потому что бездарен. О каждой строки веет убогим морализаторством и самовлюбленностью. Как в одном человеке смогло это ужиться? Ведь не стишками он баловался, а романы писал, где без живой мысли не обойтись. Но как только взялся морализаторствовать дар оставил его будто и не было, даже хуже, оставив после себя зияющую, равнодушную пустоту.


 

Зинаида Боровлёва
18:13, 16 Ноября
Не знаю, согласитесь ли вы со мной. Но Толстой для нас сделал много - он поставил флажки на все ямы, в которые сейчас норовит упасть оглашенная в церкви интеллигенция. Жить только моралью, без Христа, без церковных обрядов, не получилось даже у этого могучего честного перед собой и другими старца. Ведь на его дневниках надо учиться тем, кто считает, что без церкви можно всех любить и быть хорошим. Побег Л.Н. Толстого из Ясной Поляны в православный монастырь - вот итог всего толстовства.
А куда ему ещё было бежать? И если не в монастыре довелось умирать, как он хотел, то так же, как Анна Каренина, на железной дороге, на чужой постели... без покаяния, рядом с Чертковым. Страшно!

 


 

Григорян
07:59, 15 Ноября
"Лев Толстой был беспощадно честным человеком. И не он первый сказал, что истина дороже родины и церкви".

А что есть истина определяет он - Лев Толстой. Вот ложь, с которой, наверное, все началось. Насколько гениальнее, бесстрашнее и самоотверженнее Достоевский, воскликнувший: Если мне прдложат выбирать истина или Христос, я выберу Христа. Толстой выбрал истину. Вроде бы. Оказалось себя.


 

Зинаида Боровлёва
18:35, 16 Ноября
Не люблю я Достоевского, не люблю... Ни одного счастливого лица. Наверное, эти два писателя и стали для нас границами крайней духовности. Но не верх и низ. А скорее, лево и право. А нужно быть где-то между этими двумя крайностями. Не болеть своими страстями (Достоевский) и не бросать себя ради страстей других (Толстой). (Ох, что-то очень умное и запутанное сказала:)

 
Натурфилософ
21:22, 17 Ноября
г.Григорян, предать самого себя - самое страшное из предательств. Человек, предавший себя, предаст всё и вся. ("Возлюби ближнего, аки самого себя"). Толстой остался ВЕРЕН себе и Истине, тем самым сохранив настоящую Веру, а не религиозное бессознание, сиречь дурман, выдаваемое Вами за истовую Веру. Кстати, противопоставляя Веру Истине, вслед за действительным морализатором Достоевским, вы за Верой не признаёте истинности. Облизывая церковников и истекая слюной слащавости при виде рясы, не нужно убеждать себя в наличии веры, ибо любовь к церковникам - суть сотворение кумиров. Нет отцов церкви Православной, кроме Отца небесного, и нет Веры вне Истины. За это Толстого и уважаю, хотя ошибок он наворотил в жизни много, но не в этом...

Спичак
21:39, 17 Ноября
Натурфилософам
Чтоб подписываться даже ради прикола "натурфилософом" надо хоть чуток разобраться в понятии... Злюк-Глюк философ вы наш...

 


 

Арифмометр
23:46, 15 Ноября
Григорян рас+ Григорян двас= ТриГригорянс. Недождемс.

Сказавши А, говори и Б,
а вышел некрофилийный ДОСТОпочтенный христолюб.
Об ком речь?.. Конечно, о себе Григоряне любимом, вроде бы.


 

Зинаида Боровлёва
18:23, 16 Ноября
Сергею Рубцову
Ваш совет почитать А.Меняйлова "Катарсис: Подноготная любви. Психоаналитическая эпопея" я учла и, даже не побреговав обложкой, на которой фото с фаллосом, просмотрела в сети этот текст. Увы, там ничего нет интересного о Толстом, только о некрофильских женщинах. Такая книга не решит ваши проблемы, ну а науки там точно нет. Откройте тему о Меняйлове, приду и выскажу свои впечатления. Если вам, конечно, интересно мнение "дамы".

 


 

Григорян
04:57, 17 Ноября
"на чужой постели... без покаяния, рядом с Чертковым. Страшно!"

Зинаида, мне кажется, Толстой лежал на смертном одре один, без Черткова. Не вполне понял, к чему вы его упомянули. Толстой, безусловно, много сделал, тут и говорить не о чем. А вот насчет Достоевского не понял. Мне кажется вам стоит его перечитать, ну хотя бы "Подростка". Достоевский лишь кажется мрачным писателем, особенно с подачи школы. На самом деле писатель он светлый, его стиль прописан подлинным, жизнеутверждающим юмором. Разумеется это не тот юмор, который можно встретить у Ильфа и Петрова, а очень тонкий, но, тем не менее, бесподобный. Это потрясающая манера, когда душа скорбит, но всмете с тем в ней радость о Боге.


 

Зинаида Боровлёва
18:22, 18 Ноября
К чему я упоминула Черткова
"Но не такой, как все; он служит по-иному;
Ни пить, ни есть не хочет по-земному...
То с неба лучших звезд желает он,
То на земле — всех высших наслаждений,
И в нем ничто — ни близкое, ни даль —
Не может утолить грызущую печаль."

Это Мефистофель о Фаусте...правда, очень похоже на Льва Николаевича? Странно, что ещё никто из литературоведов не увидел этот треугольник по Гёте... Мефистофель - Фауст - Гретхен/ Чертков - Толстой - Софья Андреевна. Чертков даже внешне имеет мефистофельские черты, к тому же был богат и по-мефистофельски исполнял все желания Толстого (запрещённые в России статьи печатались в Англии так скоро, что чернила не успевали высохнуть), Чертков расчётливо и холодно доводил до сумасшествия супругу Толстого (несколько раз бросалась в пруд топиться)... Пока Л.Н. не попросил его не приезжать в Ясную Поляну.

В дневниках можно найти воспоминание, как Толстой рассказывает Черткову, что от церкви он отошёл, но иногда по душевному порыву крестится. Чертков делает Л.Н. внушение - надо контролировать себя, нельзя креститься...

В Астахова дочь Александра Львовна, бывшая под влиянием "милого друга" и сам "милый друг Чертков" с трудом пустили к постели умирающего отца только троих детей Л. Н. (остальные дети с женой дожидались известий в вагоне). Есть ужасная фотография, когда Софья Андреевна, несчастная жена, испуганно подглядывает в окошко за умирающим любимым супругом.

Её пустили, когда Толстой был уже без сознания (врачи её пожалели, ослушались Черткова). Было ли покаяние Фауста-Толстого известно только Мефистофелю-Черткову...

 
Зинаида Боровлёва
18:49, 18 Ноября
О Достоевском
Спасибо, Владимир, за совет. Попробую ещё раз перечитать "Подростка". Хотя, честно говоря, я ведь перечитывала Достоевского и не раз. И после школы осилила всё собрание сочинений этого писателя, чтобы понять, почему я не могу назвать Достоевского своим писателем, тем более "светлым с жизнеутверждающим юмором".

Кромки от запачканных в крови штанов Раскольникова, которые он подрезал ножницами после убийства, и пыльную гардину в комнате, где лежит труп Настасьи Филипповны, мне уже не забыть..

Подростка я помню злым закомплексованным мальчиком, и постоянно жалко его мать, по-моему, тоже Софью Андреевну:) За нос на балу там один из героев кого-то схватил, потому что очень захотелось это сделать... Вот видите - одну шутку вспомнила из "Подростка" (вот такая злая я:)

Владимир, почему все его герои с нечеловеческими страстями?

 


 

Владимир Пыстин
13:31, 17 Ноября
Цитату Толстого, из-за которой его Российский суд в 21 веке признал экстремистом, он написал в 1901 г в ответ на отлучение его от церкви. Письмо Толстого было опубликовано в том же году (летом) журнале "Миссионерское обозрение". На мой взгляд, деятельность Толстого нужно разделить до и после начала 80-х г 19 века.Т.е. до начала "кризиса", когда произошел перелом в его мировоззрении. И он встал на позиции защиты крестьян, их патриархальности.Не секрет, что Толстой требовал заменить казенных попов ( получавших зарплату от государства), на нравственных попов. Что он недоволен был лицемерием церкви. Он великий художник, описал все лицемерие самодержавия и церкви. Но как- то слишком холодно, отстраненно. Есть его анализ, но нет сострадания, открытого протеста. Возможно, это объяснеятся тем, что у Толстого был сильно развит эгоизм. и именно в силу этого, его протест против действительности носил какой-то ограниченный характер.Типа, напишем жалобу-челобитную, пошлем ходоков и все. Именно поэтому, видимо, он проповедовал непротивление злу насилием. Возможно какую -то роль в мотивации его поступков играл и его страх перед смертью. Это явно проглядывается в его творчестве.Причем с о временем, страх все возрастал. Отлучили его от церкви за роман "Воскресение" За рубежом он вышел без купюр.В романе под фамилией Топорков был освещен образ обер-прокурора Синода Победоносцева.
Протестантские движения возникали по веянию времени, отвечали интересам новых сословий, возникающих в связи с развитием капиталистических отношений.В творчестве Толстого есть помещики, черковники и крестьяне.Развитие капиталистических отношений, проблемы рабочих, капиталистов он в упор не видел. Но согласен с тем, что человек -великий художник, совершил духовный подвиг, а судебное решение современной России, осудившее его в качестве эктстремиста, позорит судебную систему РФ.


 

 


 

Григорян
16:30, 17 Ноября
"Отлучили его от церкви за роман "Воскресение" За рубежом он вышел без купюр.В романе под фамилией Топорков"

Владимир, это не так. Главным оппонентов Толстого был святой праведный Иоанн Кроншдатский, которому не было никакого особого дела до нападок Толстого на Победоносцева.


 

 


 

Сергей Рубцов
01:14, 18 Ноября
Зинаиде Боровлевой

Зинаида, я никак не предполагал, что Вам в руки попадется ТАКОЙ текст А.Меняйлова - я читал его совсем в ином виде, не электронный дайджест, а полноценный гросбух-полутысячник. Вероятно, увиденное Вами - недомыслие издателя, прочитавшего лишь название. Не хочу заниматься рекламой этого исследователя, но то, что Вы там узрели о Л.Н.Толстом, как бы это сказать помягче, что ли не совсем соответствует...
Из большого круга чтения о Л.Н.Толстом это одна из самых необычных книг, где дано нестандартное объяснение многих поступков писателя - взгляд изнутри его семьи, с учетом биофильских особенностей его натуры и физиологии.

Тему про А.М. открывать не буду - вижу что с Л.Толстым аполлогеты христианства делают, зачем такое глумление?, а что с живым исследователем на сайте будет (напр. с " Дурилкой. Записки зятя главраввина" )?.. В конце-концов у А.Меняйлова есть персональный сайт.
Вы как-то про "науку" здесь, видно, не подумав бросили. - А где она в иудо-библейских "сказках", касаемых Л.Н.Толстого в том числе? И писатели-исследователи, злоупотребляющие этим, далеко не научные тексты нам выдают.)) Правило такое есть в науке - подвергай все сомнению и соотноси с реальностью путем анализа. Не вижу я анализа о мыслителе-Толстом в большинстве текстов христианских исследователей.
Проповедуя христианство, как-то у проповедников-миссионеров все не по христиански выходит... Все, что не по их "истине" в мире яви проЯВляется - немедленно предается огню и мечу. И поруганию.
К сожалению, читая высказывания уважаемых мною людей, порой удивляешься их зашоренности и мировоззренческой приверженности "детским болезням".

Хочу чтобы Вы в конце улыбнулись: Один мой старый соратник, много старше меня, умудренный годами, знанием и опытом человек, так трактует этимологию слова "истина": "ИСТЬ", т.е. есть, "ИНА", т.е. иная.
Это я к тому, что сколько людей, столько и "исть-ин".
А объединяет людей общая ПРАВДА, Вы про "Русскую Правду" помните? И у Л.Н.Толстого было понимание этой правды.
Да, возможно, злоупотребил где-то в художественном тексте морализаторством, но с кем не бывает!.. Это лучше, чем поповское лицемерие.
Представляю, какие потоки этой самой "х.М." сейчас ниже могут появиться. Заранее им улыбаюсь.))))))))))


 

Зинаида Боровлёва
18:59, 18 Ноября
Сергею Рубцову
Спасибо. Думала, что вы ругаться будете, а вы добрый. Много чего надо обдумать в вашем постинге. Вопросов пока много...но пока начнём со ЧТО.
Что вы понимаете под правдой? Правда как текст, правило, закон? Правда как ситуация, положение, отношения? Правда как Дух?

 


 

Владимир Пыстин
13:11, 18 Ноября
Владимиру Григоряну. Петр 10й вел в России синоидальное управление. Обер-прокурор-госчиновник управлял всей РПЦ.священнослужители получали зарплату от государства. Поместных соборовне проводилось. Все не недостатки самодержавия повторялись в церковной системе. Толстой выступил не против христианства.Он выступил против этой системы синоидальности, вредящей, по его мнению, православию. Победоносцев практически руковдил РПЦ, он был взбешен, когда узнал, что роман Толстого "Воскресение" все таки опубликован без купюр. Образ Топоркова в романе слишком отталкивающий. Именно Победоносцев основной инициатор кампании против Толстого. И Толстой это понимал. Оппонентов у него появилось много, т.к он выступил против системы.


 

Зинаида Боровлёва
19:01, 18 Ноября
Остались документы,
в которых Победоносцев очень против Определения Синода о Толстом. Он был очень умный госслужащий и понимал, что страдалец Толстой только привлечёт к себе ещё больше внимания. Так и вышло! А вы роман Воскресение давно читали?

 


 

Сергей Рубцов
01:09, 19 Ноября
З.Боровлевой

Зинаида, Вы с вопросами ко мне и я к Вам с вопросом:
Ну почему все дамы пытыются выглядеть ...проще, чем есть на самом деле? - Вы же не о том хотели меня спросить (если конечно прочли на моем блоге "Шовинизм под прикрытием" и др.)

И я Вам тоже не о том отвечу.
Вы птиц любите? Как к орнитологии относитесь? - Есть у орнитлогов такое тонкое наблюдение: когда стая клином летит на юг и из ее рядов изымают вожака, что бы Вы думали? - птицы из своих рядов выдвигают нового и благополучно продолжают двигаться по курсу сезонной миграции. А вот изъятый из стаи "вожак" не способен в одиночестве куда-либо улететь. Если только к другой стае сородичей не прибьется...
Это я пытаюсь Вам на вопрос ответить.
Правду надо понимать как Закон Природы.
Если кто-то в угоду своей "исть-ине" от этого закона уклоняется, то Природа не щадит...
Остается вопрос массы такого уклонившегося сообщества или количества/качества деяний уклонившегося в эгоистическую "исть-ину" индивида.

Какой идиотус придумал, что "в спорах рождается истина" - ничего там не способно родиться по определению... Универсальных "исть-ин" вообще НЕ бывает.
Может быть ОБЩЕЙ только Правда, а она рождается в Согласии.
(Пояснения к Согласию нужны? - имеется в виду Согласию с собой, обществом и Природой).
Возможно где-то здесь на сайте я уже обращал внимание на переводную Толстовскую "Карму"? - Еще раз обращаю... Оч.мировоззренческое произведение,
несмотря на малый его объем.)
Как Вы правы: "Покоя в лесу не бывает… там идёт своя затаённая неизвестная нам лесная жизнь".

Какая Вы добрая в отношении Победоносцева))).


 

Зинаида Боровлёва
21:21, 20 Ноября
Помучаю вас немного вопросами, ладно?:)
Подозреваю в вас классификатора (свой своего видит издалека). «Дама» - это ячейка в вашем каталоге, куда меня пытаетесь определить? Если вам так проще, то, пожалуйста, но предупреждаю - задавать «простые и детские» вопросы буду и дальше. Я ведь здесь на сайте только из любознательности (или любопытства?) к чужому мнению. Поэтому если вы готовы к простым недамским вопросам, то я продолжу…

Согласна заменить вашу философскую сложную «ист – ину» на простую и честную правду. Но не пойму ОБЩУЮ правду и согласие вашей правды с миром. Здесь что-то не так. Сказка "Карма", конечно, хороша, но её призыв «Пусть исчезнет обман личности — и вы вступите на путь праведности» невозможно исполнить самому... без Помощника. Пример тому - Л. Н. Толстой. Человек слаб и не может без Бога сам себя вытащить из болота самообмана.

Согласие с обществом. С каким и с чём в обществе надо соглашаться? Даже с маленьким обществом на этом сайте нельзя со всеми согласиться.

Согласие с природой. С оленями или львами? Деревьями или лесорубами? Пчёлами или медведями?

Согласие с собой? А как же тогда бороться с "обманом личности"?




 

 


 

Владимир Пыстин
15:13, 19 Ноября
Уважаемая Зинаида Боровлева. Дело в том, что с 1721г по 1917г на Руси не имелось патриархов РПЦ. Патриаршество было ликвидировано.Церковью руководил обер-прокурор. Власть была абсолютной и неограниченной. Все священники были подчинены ему и получали зарплату из государственной казны. Что он скажет, такое и будет решение Синода. Победоносцев принял решение по Толстому. Оно состоялось. Писать можно всякое. В этот период встречалось и не такое.
Я , к примеру, считаю, что кое-какие письма и рапорта по делу "Азефа" были написаны специально, чтобы его дискредитировать. Полагаю, что он не был провокатором. Несмотря на то, что по всем письменным доказательствам следует иное.


 

Зинаида Боровлёва
18:39, 19 Ноября
Владимиру Пыстину
Владимир, вы правы Победоносцев принял решение, но чужое..митрополита Антония и даже сам написал Определение Синода, смягчив многие его формулировки. Иначе всё было бы гораздо жёстче.
Формально ведь Л. Н. не отлучали, а только константировали факт его отпадения от церкви. Другое дело, что своим письмом Л.Н. подтвердил своё отпадение. А мне бы хотелось вспомнить те года и события для того, чтобы показать, насколько это были тревожные годы для страны ("потревожены умы" всех и рабочих, и интеллигентов).

1894 г. Октябрь. Смерть Александра III.
1895 г. Январь. "Бунт" на Семянниковском заводе в Петербурге.
1895 г. Апрель. Стачка рабочих на ярославской бумагопрядильной фабрике Корзинкиных.
1895 г. Апрель.Организация "Союза русских социал-демократов".
1895 г. Август. Всеобщая забастовка рабочих и ремесленников в Белостоке.
1895 г. Ноябрь.Стачка на фабрике Торнтона в Петербурге.
1896 г. МартВсеобщая стачка текстильщиков в Петербурге.
1896 г. Май. Коронование Николая II. Ходынская катастрофа.

1896 г. Май - июнь. Грандиозная стачка текстильщиков в Петербурге. В стачке участвуют свыше 30 тыс. рабочих.
1896 г. Июнь.Стачка рабочих на Московско-Курской ж. д.
1896 г. Сентябрь. Стачка на фабрике бр. Зотовых в Костроме.
1896 г. Декабрь. Выход первой русской социал-демократической газеты "Вперед" в Киеве.
1897 г. Январь. Стачка на фабрике Максвеля в Петербурге.
1897 г. Январь.Стачка на фабрике Коншиных в Серпухове.
1897 г. Сентябрь.Выход N 1 с.-д. "Рабочей газеты" в Киеве.
1897 г. Сентябрь. Первый съезд еврейских с.-д. организаций в Вильне.
1897 г. Сентябрь.Основание всеобщего еврейского рабочего союза (Бунд).
1897 г. Сентябрь.Стачка ткачей на фабрике бр. Зотовых в Костроме.
1897 г. Октябрь. Студенческие волнения в Варшаве по поводу открытия памятника Муравьеву-вешателю.
1897 г. Октябрь. Выход N 1 газеты "Рабочая Мысль"
1897 г. Ноябрь. Рабочие волнения в Иваново-Вознесенске.
1897 г. Декабрь.Закрытие первого марксистского легального журнала "Новое Слово".
1897 г. Декабрь. Организация "Союзов борьбы" в Киеве, Екатеринославе и Николаеве.
1898 г. Январь.Стачка на Прохоровской мануфактуре Тверской губернии.
1898 г. Март. Первый съезд РСДРП в Минске.
1898 г. Март. Занятие Россией Порт-Артура.
1898 г. Май. "Бунт" на Брянском заводе в Екатеринославе. Арестовано 1.500 рабочих.
1898 г. Июнь. Забастовка ткачей в Белостоке. Участвуют 10 тыс. человек.
1898 г. Октябрь. Забастовки в Твери.
1898 г. Декабрь. Всеобщая стачка в Иваново-Вознесенске.
1899 г. Апрель.Выход N 1 газеты "Рабочее Дело", органа Союза русских с.-д.
1899 г. Май.Забастовки в Риге.
1899 г. Июль. Забастовка в Сормове.
1899 г. Июль. Образование первых эсеровских групп.
1900 г. Май. Первомайская рабочая уличная демонстрация в Харькове.
1900 г. Май.Стачка 1.000 железнодорожников в Красноярске.
1900 г. Июнь. Боксерское восстание в Китае. Занятие русскими войсками Манчжурии.
1900 г. Август.Стачка рабочих в мастерских Закавказской ж. д. в Тифлисе.
1900 г. Октябрь.Забастовка рудокопов Донецкого бассейна.
1900 г. ДекабрьВыход N 1 с.-д. газеты "Искра".

1901 г. Февраль.
Святейший синод отлучил от церкви Л. Н. Толстого.

1901 г. Февраль. Студентом Карповичем убит министр народного просвещения Боголепов.
1901 г. Март.Студенческая демонстрация на Казанской площади в Петербурге. Арестовано свыше 1.500 студентов.



1901 г. Апрель.
Воззвание международного социалистического бюро в Брюсселе против русского самодержавия.


1901 г. Май.
Крупные волнения среди рабочих Обуховского завода в Петербурге.


1901 г. Июнь.
Стачка рабочих в железнодорожных мастерских в Сормове.


1901 г. Октябрь.
Открытие объединительного съезда заграничных с.-д. организаций: Союза русских с.-д., заграничного Отдела "Искры" и революционной организации "Социал-демократ".

 

 


 

Зинаида Боровлёва
18:42, 19 Ноября
Сорри!
Прошу прощения за длинную цитату - убежал недоделанный черновик, а причесать нельзя - нет опции редактирования.


 

Зинаида Боровлёва
20:12, 20 Ноября
Владимиру Пыстину
Продолжу… с большим удовольствием и благодарностью вам за беседу. Когда ж ещё у меня появится шанс поговорить о Толстом. После этой столетней даты придётся ждать лет 18 до другого юбилея:)

Итак, Определение Синода. Да, вмешательство Победоносцева привнесло некоторую двойственность в этот документ… всё-таки вместо анафемы в конце текста Определения молитва о заблудшем Толстом. И Л.Н сразу же это отмечает. Впрочем народ эту тонкость не заметил и принимает определение как отлучение. Чуть не побили Л. Н. в городе, присылают угрозы и верёвки с просьбами повеситься. Не оправдались надежды Победоносцева на мягкое решение - «меньше шума».

На мой взгляд, очень интересен ответ Толстого Синоду. Как обиженный ребёнок на замечание взрослого, Толстой в своём ответном письме спрашивает Синод, а почему только меня наказали, "все сейчас не верят? почти все
образованные люди в России разделяют такое неверие и беспрестанно выражали и
выражают его и в разговорах, и в чтении, и в брошюрах и книгах." С этим не поспоришь. Время тогда было «потревоженных умов», все жили идеями и ждали революций.

Но главное не это. А изложение сути учения – мне так удобнее верить, поэтому буду верить так, как мне удобнее. Вот здесь и высказывается то самое избалованное барство, в котором Толстого обвинял Иоанн Кронштадтский и заметил Горький.
Воспринимать Православную церковь, как общественный институт, принадлежащий только этому миру, самое большое заблуждение и нынешней интеллигенции. Стены любой Православной церкви и выше и дальше видимого мира. Толстой пытался церковь ограничить собой и под себя, но со временем начал в этом круге сам задыхаться, пытался вырваться, но добежал только до Астапово.

А в конце своего ответа Синоду Л. Н. по-детски дразнится: " Я исповедую это
христианство; и в той мере, в какой исповедую его, спокойно и радостно живу и спокойно и радостно приближаюсь к смерти". А в дневнике честное желание любить по-братски чередуется с чёрной ненавистью к ближним и отчанием - не получается.

Не получилось радостной и светлой жизни без церкви – приходится бежать несчастному старику ночью от такой счастливой жизни. Дрожит, боится, что догонят…

Ох, Лев Николаевич, Лев Николаевич, что же вы с собой сделали!

 


 

Сергей Рубцов
23:06, 20 Ноября
Зинаида, такие большие куски текста,
выходящие ЗА рамки всяких приличий))) и главное! ЗА край "окна" моего монитора, я воспринимать
НЕ в состоянии!)))
Пардон, конечно, если он (текст) не только лично В.Пыстину был предназначен... Подглядывать в щелочку как-то не хотелось бы.
Даже из любопытства. Даже из любознательности.)

Радуюсь за Вас, но при всем уважении к вашим исследованиям, Вы себе этот "край монитора" ОЧЕНЬ четко очерчиваете своими представлениями о РПЦ:
она самая-самая, чистая-пречистая и только в ней
Г.Б-г есть самый ИСТИННЫЙ.
А дальше... НИ-НИ! Боязно! - Так лучше дома сидеть, чем по лесу гулять. Тут знаете ли и другие тварные сущности и явления бывают.
О, как Вы правы: "Покоя в лесу не бывает… там идёт своя затаённая неизвестная нам лесная жизнь". ))))))

В связи с вашей последней сентенцией: "Не получилось радостной и светлой жизни без церкви – приходится бежать несчастному старику ночью от такой счастливой жизни. Дрожит, боится, что догонят… Ох, Лев Николаевич, Лев Николаевич, что же вы с собой сделали!"
позвольте только одно ма-А-аленькое замечание о Л.Н.Толстом - Он сумел в своем представлении о правде и о Боге пойти гораздо дальше всех христианских богословов и боголизов.

 


 

Зинаида Боровлёва
17:41, 24 Ноября
Сергею Рубцову
Всё пытаетесь меня в лес заманить:)) А я бы лучше вас послушала. О вашей правде. Где для вас свет?

 


 

Старовер
23:24, 20 Ноября
Верую во Всевышнего Рода -
ЕДИНАГО и Многопроявленнаго Бога, источник всего сущаго и несущаго,
Который всем Богам родник Вечный

Верую в триединство бытия Прави,
Яви и Нави и что Правь истинна
и предсказана Отцам Праотцами нашими

Ведаю, что Правь с нами, и Нави не страшимся,
ибо Навь не имеет силы против нас!i

Верую в единство с Родными Богами,
ибо Дажбожьи внуки мы - любимцы Богов
и Боги держат десницы Свои на ралах наших

Ведаю, что Жизнь в Великом Роде вечна,
и должны заботиться о вечном, идя стезей Прави

Ведаю, что сила в единстве Родов Руських
и что станем славными, славя Родных Богов!
Слава РОДу и всем Богам в нем сущим!


 

 


 

Владимир Пыстин
13:44, 22 Ноября
Зинаиде Боровлевой. Уважаемая Зинаида. Толстой не был ангелом. Скорее всего у него был сильно развит эгоизм, всегда.И до его кризиса в н.80-х г. и после. И было какое-то пресыщение светской жизнью. Имелся и сильный страх перед смертью, я бы предположил, что даже навязчивый (несмотря на то, что в публичных обращениях он пытался демонстрировать обратное). Он оставался глубоко верующим человеком. И , что неоспоримо, он после своего "кризиса" стал проповедовать ценности патриархального крестьянства. Ну, соответственно, стал разоблачать то, что возмущало крестьян: произвол и лицемерие самодержавия, крепостников и церкви. Многие забывают о том, что патриаршество в России с 1721г было ликвидировано. То есть Толстой фактически добивался воссоздания патриархии, т.к. выступал за то, чтобы священниками становились по нравственному призванию, а не за зарплату от государства.
Толстой проповедовал "непротивление злу" насилием. То есть протест ограничивался бы письмами-челобитными и ходоками, так, как это продолжали делать и после октября 1917г ( ходоки у Ленина).
То, что он искал правду-это бесспорно.Но нашел ли? Нашел ли пути для ее поиска? о, что он великий художник и философ-бесспорно. Человеческий анализ в его произведениях -свидетельство тому.


 

Зинаида Боровлёва
17:37, 24 Ноября
О ценностях
Во многом согласна, кроме следования "ценностям патриархального крестьянства" и усилий Л. Н. по воссозданию патриархии. Комплекс графа перед бывшими крепостными, конечно, был и у Толстого, впрочем, как у каждого дореволюционного интеллигента. Но ценности Толстого шли в противоречие с ценностями крестьян. Умствование писателя насчёт земли и веры не привились на крестьянской почве, что подтверждает её величество История.

В деревне Ясная Поляна Толстого называли "мусорный старик" (по воспоминаниям А. Ахматовой). Вспомните, чем заканчивались попытки отдать землю крестьянам в его романах по системе Генри Джорджа, так понравившейся Л. Н. (никак не даром:).
"Вы поймите, - желая разъяснить дело, улыбаясь, сказал пришедший за Нехлюдовым приказчик, - что князь отдает вам землю за деньги, а деньги эти самые опять в ваш же капитал, на общество отдаются.
- Мы очень хорошо понимаем, - сказал беззубый сердитый старик, не поднимая глаз. - Вроде как у банке, только мы платить должны у срок. Мы этого не желаем, потому и так нам тяжело, а то, значит, вовсе разориться.
- Ни к чему это. Мы лучше по-прежнему, - заговорили недовольные и даже грубые голоса..." (роман «Воскресение»).

Ну, а то, что позволял себе говорить о Богородице Толстой, ни один патриархальный крестьянин не потерпел бы...

Однако, несмотря на всё это, его художественный талант огромен. Иногда сама удивляюсь, чего не стерпишь ради чужого дарования:)

 


 

r7
11:27, 24 Ноября
В.Пыстину
Где Вы видели графа без эгоизма?))
Я знаком с парочкой баронов (прибалтийских) и одним маркизом (испанским), пару-тройку родовитых русских знаю, и там этого эго хоть сливай, как выработку из картера...
Надо с пониманием подходить и с юмором
к Правде в "графской" ситуации. Но другого такого Народного "графа" Вы нигде не найдете!)))
Спесь и законы "круга", конечно, довлеют...


 

 


 

Владимир Пыстин
14:42, 24 Ноября
к 7. Я не о спеси и законах круга. О другом. В его произведениях ощущаю какой-то холодный анализ, он описывает как паталогоанатом при вскрытии, нет сочувствия и сопережавания. Да, разоблачает, но не ощущаю сопереживания. Кроме того, отношения с семьей, близкими, подтверждают то же самое. Но совесть у человека была. Свой долг исполнял так, как считал нужным. Низкий поклон от меня.


 

 


 

r7
22:54, 24 Ноября
В.Пыстину
О совести. Да, была и большая Со-Весть. За это только Л.Н.Толстому в пояс можно поклониться.
Исследования советских (атеистических) и христианских "толстовцев" лишены понимания того оголенного нерва, которым стала его собственная семья стараниями его супруги Софиьи Анндреевны.
Эта абсолютно некрофелийная женщина "сделала" не только мужа, она сумела добить младшего сына, самого любимого Л.Н.Толстым ребенка, и устроить мужу, содержавшему всю их огромную семью "достойную" старость!..
Только по этой одной причине (женская солидарность) все комментарии "слабой и прекраснейшей половины" о Л.Н.Толстом можно считать как минимум НЕобъективными.


 

Зинаида Боровлёва
09:03, 25 Ноября
Не по-мужски
всё валить на женщин. И не клевещите на Софью Андреевну и не бросайтесь пустыми словами о смерти ребёнка... не дай вам Бог это испытать.

 


 

r7
18:56, 25 Ноября
"гамбургский счет"
Так определитесь сначала, чего хотите: традиционной семьи (и соотв. ценностей) или эмансипации с гендерным равноправием.
Эта дама желала все сразу и в одном "букете": семью, детей, любовников, денег и пр.и т.д.
И СЛАВЫ, для жены великого писателя!..
Последствия непреминули себя обнаружить
= счет оплатите!


 

Зинаида Боровлёва
11:39, 26 Ноября
Сергею Рубцову
Да, эту проблему мы с вами обязательно обсудим. Пожалуй, попробую продолжить в своё блоге.

 


 

Григорян
06:52, 26 Ноября
Зинаида:

"Владимир, почему все его герои с нечеловеческими страстями?"

Знаете, чес слово не знаю. Я об этом читал много раз, но сам как-то не замечал. По моему нормальное поведение. Любят - волнуются, не любят - волнуются. Может я сам такой:( потому и не кажется мне эти страсти нечеловеческими.

А посты у вас не длинные. Просто Рубцов не согласен, вот ему и кажется, что затянуто. А ведь я не знал, что Победоносцев был против отлучения. И вообще у вас очень хорошо получается. Все прочитал с удовольствием.


 

Зинаида Боровлёва
11:38, 26 Ноября
Владимиру Григоряну
Спасибо. Мне очень важно именно ваше мнение. Потому что на этом сайте я буду до тех пор, пока вы здесь. Вы ведёте здесь православных христиан за собой... чем можем помогаем вам. Пусть Господь укрепит вас в стоянии за правду.

 
Материалы по теме
Мнение
4 апреля
Дмитрий Колезев
Дмитрий Колезев
Американские спецслужбы предупреждали Россию о возможном теракте именно в «Крокус Сити Холле»
Мнение
12 февраля
Николай Кузьмин
Николай Кузьмин
В прекрасной России будущего потребуется отмена многих репрессивных статей
Комментарии (6)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
НЕсемит
27 ноя 2010 21:23

За правду? - за ПРАВДУ постоим!!!

Сергей Рубцов
29 ноя 2010 12:55


Итак, давайте пока абстрактно-дедуктивно, без проекции на поступок Л.Н.Толстого.
Как Вы думаете, что может мужчину (главу большой семьи, на плечах которого вся тяжесть ее содержания, человека в годах и проч.) заставить БЕЖАТЬ из дома?..

(Не удержусь и продолжу вопрос: А тем более из родового имения, пребывание в котором под неусыпной опекой Предков уже само по себе величайшее благо?)

Зинаида Боровлёва
1 дек 2010 18:59

Послушно пыталась "абстрактно-дедуктивно" представить 82-летнего старика, убегающего холодной ночью из тёплой постели родного имения в монастырь. Этого не может быть из-за женщины!

Заставить бежать серьёзного мужика из дома в такие года может только отчаяние от Итога прожитой жизни.

Моё мнение не является истиной в последней инстанции. Но нам женщинам намного легче подводить итоги. Наши итоги в ближнем круге: ухоженный муж, довольные детки, коллекция сковородок в конце концов:) Вам, мужчинам, намного тяжелее. Ваш Итог находится за дверью родного дома. Другой вопрос, что от Итога мужчины зависит женщина.

Сергей Рубцов
23 янв 2011 03:02

Есть такой анекдот: Дед и Бабка в суде, ему 104, ей 102 года, разводятся.
Судья: Столько лет жили вместе, а почему сейчас разводитесь?
Дед-бабка: Так ведь, дети-внуки...
Судья: А что, сейчас их нет?
Дед-бабка: Нет, все померли.

Зинаида, не знаю как у Вас в роду, я мой пра-прадед Мирон Евграфович стал папой в очередной раз в 69лет. И детей-внуков поднимал не покладая рук, один (супруга умерла много раньше), до 97лет.

Зинаида Боровлёва
25 янв 2011 19:15

Мироном Тихоновичем звали моего любимого деда. Поэтому имя - Мирон - для меня очень дорого. Так долго, как ваш прадед, мой дед прожить не смог. Имена у наших дедов одинаковые, но судьбы разные...

А супруге Мирона Евграфовича сколько лет было, когда родился этот ребёнок?


Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме