Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Горизонтальная Россия
  2. «Вероятность блокировки отдалилась от нуля». Администратор проектов «Википедии» Сергей Лещина — о будущем ресурса в России

«Вероятность блокировки отдалилась от нуля». Администратор проектов «Википедии» Сергей Лещина — о будущем ресурса в России

Сергей Лещина
Максим Поляков
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Давление на российскую и белорусскую «Википедию» и ее авторов с началом специальной военной операции в Украине усилилось. Роскомнадзор потребовал от «Фонда Викимедиа» (управляет проектами «Википедии») к 13 июня открыть свое представительство в России по закону о «приземлении». Суд потребовал удалить несколько статей о действиях Российской армии. Эти требования компания отказалась выполнять, а ради безопасности своих авторов и администраторов стала скрывать их имена. Ждать ли усиления давления, новой войны правок и блокировки ресурса — об этом журналист «7х7» Максим Поляков поговорил с администратором Wiki-проектов Сергеем Лещиной.

Спецоперация и последствия

 

— Когда в «Википедии» появились статьи про последние события в Украине? Сколько их? Кто их создал?

— Статьи о событиях в Украине появились еще в 2014 году [после аннексии Крыма и военных действий на юго-востоке страны], а новые статьи — еще до 24 февраля, когда американские власти сделали заявления о том, что Россия точно начнет [Роскомнадзор] в Украине.

После деанонимизации авторов русской «Википедии» и задержания авторов в Беларуси мы решили скрывать имена авторов статей, потому что редактировать их опасно из-за новых законов о дискредитации Российской армии. Сейчас таких статей 309. Это не только статьи про [Роскомнадзор] в Украине, но и о протестах в Беларуси в 2020 году.

— Борьба за правки в «Википедии» идет не первый день. Как она выглядела с 2014 года? И что поменялось после 24 февраля?

— С 24 февраля ничего не поменялось. Некоторые участники из Украины перестали участвовать в русской «Википедии». Кто-то по идеологическим соображениям, у кого-то появились более важные дела: спасение близких или переезд в другой город. Многие участники стали править статьи не со своей учетной записи, с которой их можно отследить, а с дополнительной. На всякий случай, чтобы было безопаснее. Сейчас мы не знаем, кто правит статьи.

Главная проблема для нас сейчас в другом. С 2014 года в России стали пропадать негосударственные источники информации: независимые СМИ в России закрывают, их сайты блокируют.

Каждое предложение в «Википедии», особенно в конфликтных статьях, опирается на источники. Если такого источника нет, то статья не выглядит авторитетной.

— Например, «Медуза» заблокирована в России. Об этом речь?

— Это не очень критично. Такие источники можно использовать. «Медузу» все знают, ее статьи найти просто. А если медиа небольшое, работает в регионе, то про него не так много известно и найти его не так просто, если сайт такого медиа заблокирован.

Вторая сложность — удаление сайтов.

— Совет директоров «Эха Москвы» решил удалить сайт радиостанции после блокировки.

— За последние годы мы научились справляться с этой проблемой. Например, несколько лет назад у нас появилась статья с десятком источников. Сейчас половина ссылок на них не открывается, потому что СМИ удалили свои сайты. Статья у нас стала не такой весомой, как несколько лет назад.

Чтобы решить эту проблему, мы настроили бот, который делает веб-архивы сайтов СМИ. Теперь копии их статей можно посмотреть.

 

Подозрительные правки

Сергей Лещина

Сергей Лещина. Фото: Максим Поляков

— Как редактирование статей в «Википедии» выглядит изнутри? Какая у вас иерархия?

— Сейчас у нас около 70–80 администраторов, это число стабильно держится последние 10 лет. Есть те, кто занимается технической деятельностью, — это около 20 человек. Есть Арбитражный комитет, это избираемая на определенный срок группа опытных авторов, которая разрешает споры и конфликты.

Многие считают, что в «Википедии» есть жесткая иерархия, вертикаль власти. В какой-то мере они правы. Есть разные уровни доступа и блокировки статей. Но в целом «Википедия» — это небольшой свод правил. В остальном — анархия. В сообществе нет более значимых и менее значимых участников.

Есть те, кто поддерживает позицию России в Украине. Они считают, что независимые СМИ пишут клевету про Российскую армию. И есть участники, которые считают, что [Роскомнадзор] — это плохо. И они приносят ссылки на ВВС, на оппозиционные российские СМИ. У этих двух групп авторов происходят жаркие дискуссии. Но на выходе мы получаем относительно сбалансированную статью в «Википедии».

А вторая группа авторов — это те, кто занимается поддержанием инфраструктуры сайта.

— У вас были подозрения, что некоторые редакторы условно куплены Кремлем, чтобы внести нужные российским властям правки в статьи?

— «Википедию» правят много разных людей. Есть те, которые действительно поддерживают государственную позицию. Они защищают реальность, в которой живут.

Но была и странная группа участников, которую мы заблокировали. По ощущению, они работали группой. Эта история началась с поста Любови Соболь в Twitter в 2019 году. Она написала, что некоторые авторы вносили странные правки: хвалили власти и ругали оппозицию. По отдельности изменения воспринимались нормально. Было сложно понять, что не так. Мы не сразу поняли, что они работали вместе, а их источником иногда выступало РИА ФАН [информационное агентство, связанное с «поваром Путина» Евгением Пригожиным]. Когда мы увидели картину целиком — заблокировали 10 человек.

Возможно, кто-то получал за это зарплату. Но есть и те, кто просто отстаивает свою позицию. Делают это активно и долго. Они пришли раньше 24 февраля, никуда не делись и правят статьи.

Если появляются такие правки, все равно придет кто-то другой и поправит.

— Как бы вы описали настроение тех, кто редактирует русскую «Википедию»? Вы ощущаете давление извне после 24 февраля?

— К администраторам не приходят домой и не спрашивают: «А что ты делаешь?» Задержание редакторов в Беларуси — пока единичные случаи. Сообщество на них отреагировало, но в целом не изменило ничего кардинально.

В 2022 году мы стали ощущать бóльшее давление на проект в целом. Роскомнадзор стал добавлять в реестр запрещенных материалов статьи «Википедии» в таком масштабе, которого раньше не было. Они стали блокировать все подряд.

Также Роскомнадзор занимается «приземлением» «Википедии» [российские власти требуют от компаний открыть в России юридическое лицо внутри страны, которое бы действовало от имени компании]. Но сама «Википедия» своим «приземлением» не занимается. Роскомнадзор обязал нас до 13 июня открыть филиал в России, добавить туда форму для обращений и зарегистрироваться на сайте Роскомнадзора. Этого никто не сделал. Серверы тоже никто не планирует переносить. Лучше блокировка, чем выполнение их требований. Все понимают, что «Википедию» могут заблокировать, но я бы не сказал, что это как-то сильно влияет на настроения.

Периодически те, кто редактирует русскую «Википедию», предлагают удалить спорные статьи, чтобы сохранить все остальные, например статьи про птиц, математику и вечное. Проблема в том, что те принципы, на которых строится «Википедия», не позволяют удалить статьи о [Роскомнадзоре] и сказать, что это по нашим правилам.

Если мы сегодня удалим одну статью, завтра к нам придут и потребуют удалить еще 10 статей, а потом 100. И это касается не только событий в Украине. Есть Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков, которая придет за всеми статьями о наркотических веществах. Есть статьи, связанные с суицидом. Аниме считается детской порнографией. Как только мы согласимся что-то удалить, список будет увеличиваться.

— Собираются ли российские редакторы «Википедии» уезжать из страны?

— «Википедия» — это проект неполитический. Люди пишут про птичек и реки. И если они не связаны с политикой, то им ничего не угрожает. А те, кто был политически активными, уже уехали или сидят на чемоданах. Их преследуют за их взгляды, их увольняют с работы. Но многие остаются. «Википедия» — не главная причина, по которой они уезжают из России.

— Двое редакторов русскоязычной «Википедии» из Беларуси подверглись преследованию. Один уже получил срок, второй ожидает суда. Это были анонимные авторы?

— Марк Бернштейн открыто работал в «Википедии», был активистом. Скорее всего, его посадили за другую активность, но история преследования началась с того, что его данные слили в Telegram-канал. Это произошло в начале марта 2022 года [в самой «Википедии» указано, что Бернштейна задержали белорусские силовики в марте 2022 года, предположительно, за работу над статьей о действиях Российской армии в Украине].

Буквально через несколько дней мы узнали еще про одного человека, Павла Перникова. Он писал про протесты в Беларуси. Мы выяснили, что в декабре с его аккаунта на некоторых страницах были сделаны сомнительные правки, он был заблокирован. Скорее всего, его задержали в декабре, захватили его учетную запись. Про него мы знаем меньше, он менее публичен. У него уже два года колонии. Бернштейну присудили три года «домашней химии» [вид наказания, когда человек живет дома, работает, но зачастую у него удерживают до 25% зарплаты], то есть его не отправили в тюрьму.

Может быть, есть и другие случаи, но мы про них ничего не знаем.

Этот риск для администраторов «Википедии» заставил быстро отреагировать на все и начать отгораживаться от внешнего мира, прятать данные участников. Теперь мы скрываем имена авторов правок, почистили истории переписок. Там ничего быть и не могло, но люди перестраховались.

 

Ожидание блокировки

Сергей Лещина

Сергей Лещина. Фото: Максим Поляков

— Какова вероятность того, что «Википедию» заблокируют в России?

— Эта вероятность сильно отдалилась от нуля по сравнению с началом года. Решение о блокировке — политическое.

Чиновник из Роскомнадзора не будет самостоятельно принимать его. Блокировки может и не быть, но власти могут замедлять открытие сайта. Мы ожидаем каких-то действий, но не можем сказать, каких именно.

— Что будет с проектом, если его заблокируют в России?

— Во-первых, значительно упадет количество читателей. Многие к 2022 году поставили себе средства обхода блокировки. Но даже при росте скачиваний VPN большинство жителей России не имеет средства обхода блокировки.

Во-вторых, редактирование статей будет не таким быстрым, информация в статьях будет обновляться не так быстро. Это технический вопрос. Проблема в том, что сейчас через Tor, прокси- и VPN-сервисы [средства обхода блокировки] «Википедию» редактировать нельзя. Если разрешить это, то у тех людей, которые хотят внести нерелевантные правки, появится шанс это сделать. Они каждый раз просто будут менять свой IP-адрес.

Мы готовы разрешить опытным участникам, которые внесли весомый вклад в развитие проекта, делать правки с помощью средств обхода блокировки. Но это небольшое количество людей. В этом случае другие авторы превратятся просто в читателей.

Если такая ситуация продлится год или два, то это не очень критично. В Турции «Википедию» блокировали пару лет, и мы видели снижение активности. Такое же мы ожидаем и в России. Русская «Википедия» охватила большой объем тем. И если ее оставить на пять лет, это все равно будет хороший проект.

— Что вы думаете об аналоге «Википедии», который хотят создать российские власти?

— Государство создает энциклопедический проект — портал «Знания». Это тоже список статей с хорошим интерфейсом. Но это далеко от того, что дает «Википедия». Если посадить команду авторов и сказать им: «Пишите статьи, а мы дадим вам темник», они сделают это. А мы своим авторам говорим: «Пишите что хотите». Разный принцип.

«Википедия» может написать любую статью. Люди приходят за статьями про математику или про новый альбом поп-исполнителя. И за статьями про [Роскомнадзор] приходят.

Если власти захотят соблюдать все правила, которых придерживается «Википедия», то у них и получится «Википедия».

— Но ведь они могут «забетонировать» все: закрыть все похожие источники и оставить только свою энциклопедию.

— Могут. Но они не смогут создать такую успешную энциклопедию. Это не то, что делается одним днем. Создать замену того, что делалось последние 20 лет, — не так просто и не так быстро.

Материалы по теме
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
Все мы медиаОбразованиеПротесты в БеларусиУкраина