Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Воронежская область
  2. Под Воронежем создадут страну Веневию

Под Воронежем создадут страну Веневию

Воронежский литературный музей вместе с домами и усадьбами хочет выйти на природу

Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Как возродить дух времени, места и человека? Как выйти из музейных стен и сотворить культурное пространство на современных тропинках, в окружающем пейзаже? Как создать большой экомузей под открытым небом?


 

Об этом корреспонденты ПОЛИТГАЗЕТЫ.РФ попытались узнать, пообщавшись с руководителями и сотрудниками известных литературных музеев мира и России, побывавших недавно в Воронеже.

Музейный переворот

Наши встречи состоялись в рамках Международной конференции «Деятельность литературного музея в современных условиях», организованной Воронежским областным литературным музеем им. И.С. Никитина при поддержке Воронежского государственного университета.

Обращаясь к исторической памяти, оживляя те неповторимые образы, которые и символизируют общее понимание культуры, гости Воронежа не преминули поделиться своим опытом «возрождения» и очеловечивания забытых усадеб и домов, где родился, скажем, Роберт Бернс, или жил Максимилиан Волошин. С особой целью — сохранить.

В Коктебель к Волошину

Наталия Мирошниченко (Коктебель) — заведующая домом-музеем Максимилиана Волошина, с гордостью показывая крымские просторы и бесконечное море, говорит об особом статусе и важности привлечения внимания к небольшому домику великого поэта, который стал своеобразным местом паломничества для многих знаменитых служителей муз — Вышеславского, Друниной и Богдановича.

voloshin

 

Руководство музея посчитало необходимым под сводами столетних деревьев и при помощи новейших технологий вновь объединить всех желающих узнать о творчестве самого поэта и приобщиться к прекрасному в поэтизированных «волошинских чтениях» и терпком «волошинском сентябре». Решая свои задачи, дом-музей Волошина стал ярким примером того, что соединение технического прогресса и больших человеческих идей не растворяет личность и индивидуальность, а является соучастником в построении собственной, непохожей ни на что реальности прошлого и памяти будущего. И у каждого волошинского «гостя» будет свой шанс представить и прожить вместе с поэтом его «вчерашние» будни, чтобы вернуться в уже памятное «сегодня».

В Шотландии задолго до Че Гевары был свой Роберт Бернс

Еще один музей с необычным «общественным» сценарием презентовал шотландец Нэт Эдуардс. Когда имеешь дело с такой незаурядной личностью, как автор песни «Старое-доброе время», то, пожалуй, нет ничего удивительного в том, что социальная направленность станет краеугольным камнем в планировании и представлении имиджа музея шотландского Че Гевары.

berns

 

Стоит ли говорить о том, кем был Роберт Бернс? Гуманист и революционер, человек-личность, и потому неповторим, не сводимый к аморфной толпе и оплоскомордевшейся публике, он являлся центром мира и сам центрировал этот мир в своем творчестве, обозначил шотландский менталитет и язык как синонимы свободы и равенства и «заразил» идеями просвещения полмира. Естественно, что в основу дома-музея Бернса легли именно общечеловеческие ценности. «Мы хотели сохранить дух Шотландии и свободы», — так объяснил миссию господин Эдуардс. Используя интерактивные залы, компьютерные технологии и дошедшие до наших дней свидетельства прошлого, работники музея предложили посетителям нечто совершенно новое, если не сказать необычное. Show — not tell (показывать, а не рассказывать) — основной принцип работы с посетителем. И речь здесь идет о визуализации впечатления как такового, о восприятии образов глазами, а не привычными «музейными» ушами, уставшими от монотонной речи и средоточия важных дат. Все проще. Вот кровать. На ней родился Бернс. Когда? Вот сувенирная пижама — на ней ответ: 25 января 1759. А где та мышь, нора которой разорена плугом? Вон там, в саду. Построенный на ярких, «зримых» сообщениях и игровых образах диалог музея и посетителя оставляет в умах последних понимание сопричастности к судьбе будущего, идеализации истины и бескомпромиссной свободе.

Возвращение к нравственным ценностям в связи с памятью прошлого — чуть ли не самый популярный тезис в неравнодушных культурных кругах. Воспитание не экспонатной и раритетной мысли — дело важное и кропотливое, требующее дополнений.

Это какая улица? Это кого музей?

Как необходимое дополнение к культурной жизни Воронежа Павлом Нерлером была предложена идея создания музея Осипа Мандельштама. Отметив на карте жизни поэта три важные точки (Москва — Петербург — Воронеж), автор доклада с особым энтузиазмом рассказал о неумирающем поэтическом слове, жутких ссыльных временах поэта и с сожалением отметил, что от Мандельштама в Воронеже остались только два стула (если выражаться образно). А музей как память — нужен.

mandelshtam

 

Сопротивление идея не встретила. Реализация идеи — возможно, встретит. Достучаться до тех, кто может посодействовать, или еще лучше — оказать прямую поддержку, сложнее, чем выказать желание. Несмотря на предполагаемые трудности, стоит различать ясно позитивные тенденции возрожденческого дела в Воронежской области. Реставрация усадьбы Веневитинова, замка Ольденбургских и планомерное «окультуриванние» населения идут неспешно, но уверенным шагом. И, возможно, на карте нашего города обозначится и дом-музей Осипа Мандельштама.

Сельские пенаты или страна Веневия

Наш перспективный проект называется «Сельские пенаты», — рассказывает директор Воронежского литературного музея Светлана Деркачева. — Его цель — воссоздать разрушенные, разрушающиеся культурные объекты и памятники, расположенные на месте бывших поместий и усадеб большой семьи Веневитиновых. В окружении нашей усадьбы есть многочисленные исторические объекты: где-то флигель, где-то целая усадьба, где-то просто природные объекты: пруд, аллея. Все они заслуживают внимания и заботы с культурно-исторической точки зрения. Этот проект уже готов к тому, чтобы его презентовать. Мы нашли партнеров: это общественные объединения, епархия нас поддержала. Рядом с нашей усадьбой, буквально в двух шагах есть место, которое называется Архангельское, с погостом, где похоронены предки Веневитиновых. Оно сейчас в запустении, это не наша территория. Но сейчас есть реальная возможность получить это место и обустроить его.

Мы подготовили несколько программ, рассчитанных на семейный отдых. Надеемся, какая-нибудь из них получит поддержку на федеральном и региональном уровне. Одна из них называется «Тропинки Веневитинова». Это пешая экскурсия по тем местам, где прогуливались Веневитиновы. Вторая программа — «Страна Веневия». В истории рода есть небольшая карта, нарисованная детьми Веневитиновых. Они создали вымышленную страну — Веневия и играли в нее. У нас в музее пока нет детского интерактивного пространства, мы хотим сделать его в парке. Мы создадим интерактивную страну Веневию, тем более что историческое обоснование этому есть.

2014-05-29_14-05-22

 

— Наш глобальный проект строительства экомузея предполагает создание новых туристических маршрутов, которые объединят все четыре усадьбы Веневитиновых, расположенных на территории Рамонского района, и дворянские усадьбы, которые были по соседству. В рамках нашего проекта «Сельские пенаты» мы хотели бы восстановить усадьбы Веневитиновых в Горожанке и Староживотинном. Написаны соответствующие обращения и письма в администрацию Рамонского района. Но… В настоящий момент земельный участок, на котором располагается усадьба, принадлежит Кадетскому корпусу (по нашим данным — Ред.). И нам было отказано в том, чтобы усадьба перешла в наше ведение. Что касается усадьбы в Староживотинном, нам ответили, что земля, на которой располагается усадьба, принадлежит лесхозу. Это учебная территория Лесотехнической академии. Нам тоже было отказано в обустройстве этого памятника культуры. Сейчас мы изучаем документы, в них много неясного. Возможно, этот участок принадлежит епархиальному управлению. Вопрос остается открытым. Еще одна усадьба, которой мы занимаемся, — усадьба Черковых в Хвощеватке. Там сохранился флигель, и у нас тоже есть проект его использования.

Хотелось бы поддержать столь грандиозные проекты Воронежского литературного музея. В свою очередь мы продолжим наше расследование, посвященное усадьбам Веневитиновых в Горожанке и Староживотинном. Надеемся, что их восстановление из руин уже не за горами.

Текст подготовлен студентами творческой лаборатории расследовательской журналистики журфака ВГУ Светланой Осередько, Маргаритой Рабдановой

Материалы по теме
Мнение
29 февраля
Евгений Гаврилов
Евгений Гаврилов
Школа в Соловьиной роще: а что внутри?
Мнение
30 ноября 2023
Аркадий Любарев
Аркадий Любарев
Партийная система России за последнее тридцатилетие
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
Воронежская областьКультураЭкология