На митинг в Сыктывкаре за бойкот президентских выборов 28 января собралось более 250 человек. Выступавшие говорили о низком уровне жизни, недопустимости узурпации власти, а также о том, что выборы необходимо контролировать. На акции побывала корреспондент «7x7».

 

 

В день всероссийской «Забастовки избирателей» на всех подступах к Мичуринскому парку Сыктывкара стоит по несколько полицейских или сотрудников других силовых органов. Рядом с ними волонтеры штаба Навального объясняют подходящим горожанам, что митинг будет проходить внутри парка. Возле одного из входов в парк пожилой мужчина беседует с молодыми активистами. 

— Я посмотрел стримы [онлайн-трансляции] митингов из Владивостока, Хабаровска, пока ничего интересного, — говорит он.

 

 
 
 

 

Молодая мать везет на санках ребенка, который держит в руке красный шарик с белой буквой «Н» — такая символика разработана в штабе Навального. К расчищенной активистами площадке подтягиваются люди: двое мужчин толкают впереди себя коляски, бегут дети с собаками, пенсионеры уже на месте разворачивают плакаты. Первым выступает координатор штаба Навального в Сыктывкаре Анатолий Мишарин. Он говорит, что сегодня важный день для всей страны. Первым делом он отчитывается о работе штаба: за семь месяцев зарегистрировали около 40 волонтеров, раздали около 30 тысяч агитационных и организационных материалов, пообщались с 10 тысячами человек, провели один митинг и два пикета и получили 78 отказов в проведении антикоррупционных мероприятий от администрации Сыктывкара.

 

Анатолий Мишарин

 

— За это администрация достойна общественного порицания, — заявляет Мишарин и вспоминает об активности избирателей на недавних муниципальных выборах: — Осенью наша команда наблюдателей участвовала в выборах в муниципальный совет Усть-Вымского района. Количество избирателей на нашем участке составляло 1064 человека, за день проголосовало 137 человек. Кто мне скажет, где остальные 73% избирателей? И кто мне скажет о легитимности людей, которых выбрали в органы власти?

— Не легитимны! — кричат ему в ответ из толпы.

— Двадцать лет мы ходим на выборы, пытаемся найти наших героев, которые скажут о наших бедах. Седьмая статья Конституции говорит о том, что у нас государство социальное. По качеству жизни у нас меряются в основном с Украиной, с которой мы сейчас примерно на одном уровне. А почему бы не помериться с другими государствами, которые считают себя социальными, такими как Швеция, Норвегия, Финляндия, — предлагает оратор.

 

 
 
 

 

Он рассказывает, что сейчас в Финляндии собираются провести социальный эксперимент, в ходе которого неработающим людям будут ежемесячно выдавать 900 евро, чтобы поднять потребление и рост внутреннего валового продукта. В то же время в России МРОТ [минимальный размер оплаты труда] составляет всего 9,5 тыс. руб. По мнению Мишарина, российское правительство не выполняет седьмую статью Конституции, которая гарантирует обеспечение достойной жизни гражданам.

— Если рассматривать статистику Росстата, 75% от богатств, которые производятся в стране, получает более 1% граждан. А мы что? В штаб приходят жаловаться на повышение налогов на транспорт, недвижимость, я уже не говорю про мелкий бизнес, который терпит нападки государства, о которых можно очень долго говорить, — возмущен Мишарин. — Согласно третьей статье Конституции мы здесь власть. Я предлагаю бойкотировать выборы президента, потому что это некое цирковое представление, в котором мы участия принимать не будем.

 

 

Гражданский активист Григорий Каблис, который выступает следующим, говорит о том, что нужно не только бойкотировать выборы, но и усилить наблюдение за ними, так как власть боится общественного контроля. 

— На выборах в Жешарте [поселок в Усть-Вымском районе], где мы присутствовали [как наблюдатели] 10 сентября прошлого года, была ситуация, когда туда приехали представители республиканского Избиркома. Председатель меня узнал, поздоровался, и после этого отношение местных избиркомовцев ко мне сильно изменилось: они подходили ко мне и говорили, что все будет сделано согласно процедуре, «вы только жалобы никакие не пишите». Власть боится общественного контроля, потому что он является причиной массовых протестов, а они — ключевой сигнал для смены власти или смены вектора движения страны, — рассказал он.

 

 
 
 

 

Григорий Каблис приглашает всех собравшихся взять визитки штаба и записаться в наблюдатели, добавив, что каждую субботу сторонники Навального в Сыктывкаре будут проводить курсы по обучению наблюдателей на выборах. Он рассказывает, что наблюдателем может стать любой желающий, которому есть 18 лет, а наблюдать от СМИ можно уже с 16 лет. Выдвигаться можно от любой из партий, заинтересованной в прозрачности процедуры, либо от общественных движений.

— Если у нас будет сто наблюдателей, мы контролируем избирательный процесс во всем Сыктывкаре, где находится 25% избирателей республики. Если мы находим наблюдателей в Воркуте и Ухте, то контролируем уже половину голосов избирателей. Если взять ближайшие районы, куда из Сыктывкара можно доехать на автомобиле, то там от 5 до 10 крупных избирательных пунктов. Чтобы закрыть и эти участки, нужно еще 50–100 человек. Власти этого очень боятся, потому что именно наблюдатели были основой протестного движения 2011–2012 годов. Эти триста наблюдателей, триста спартанцев, могут стать преградой для узурпации власти! — завершает свою речь гражданский активист.

Закончив выступления, организаторы предоставляют возможность высказаться и митингующим. Мужчина, представившийся Юрием, говорит о том, что процветают только те общества, где сменяется власть.

 

 

— Сейчас, к сожалению, выборы превратились в инструмент несменяемости власти. Нет ни независимых СМИ, ни общественных движений, их закрывают в нашей стране, — сокрушается он.  Его сменяет пожилой мужчина по имени Сергей, чтобы рассказать два анекдота.

 

 

— Объявили, что в сельском клубе состоится лекция, посвященная Александру Македонскому. Сидит лектор, перед ним на столе три черепа, и он говорит, что первый принадлежит Александру Македонскому, когда ему было семь лет, второй — когда ему было 25 лет, а третий — это уже посмертный череп. Из зала спрашивают, может ли у одного человека быть три черепа. «Вы кто?» — говорит лектор. «Я дачник», — отвечают ему. «Пошел вон, дачник, лекция для колхозников!». Я рад видеть здесь дачников! А второй анекдот рассказал бывший губернатор Кировской области Никита Белых в суде во время своего последнего слова. Он о мужчине, которого судят за самогоноварение. Мужчина возражает, что не варил самогон. Ему отвечают, что у него дома нашли самогонный аппарат. «Тогда судите меня за изнасилование», — предлагает мужчина. «А вы что, изнасиловали кого-то?» — спрашивают его. «Нет, но...».

— Есть чем, — выкрикивает кто-то из догадливых зрителей.

Девушка Валерия говорит, что учится в Санкт-Петербурге, где участвовала в одной из протестных акций. Она сразу просит сыктывкарских полицейских не обижаться на нее за рассказ о поведении их питерских коллег.

 

 

— Меня взяли в кольцо, и я видела весьма неправомерные действия со стороны сотрудников полиции: они скручивали стариков, человеку, который мирно стоял рядом со мной, просто рассекли лицо, ударив палкой. Я вышла, чтобы сказать: не бойтесь выразить свое мнение. На мне два административных правонарушения, 11 тысяч штрафа, но я продолжаю делать то, что делаю. Во время каникул я посещу наш сыктывкарский штаб и буду продолжать агитацию за забастовку избирателей. И я очень рада видеть много лиц всех возрастов.

Выступления завершает молодой человек, назвавшийся Александром.

 

 

— 18 марта пройдут выборы, и мы снова, скорее всего, переизберем вот этого чекиста или гебиста, который, получается, будет 25 лет у власти. Это позор, когда в цивилизованной стране человек у власти так долго. Нам говорят, что Путин поднял страну с колен, а что конкретно он поднял? Сколько при нем построено заводов? 25 лет у власти — это диктатура, авторитаризм, тоталитаризм, все что угодно, но не демократия. Это движение обратно в Советский Союз или в Северную Корею. Это неправильно по отношению к собственному народу. Власть должна быть сменяема. Вот, собственно, и все, — подводит он итог митинга.

 

Григорий Каблис и Анатолий Мишарин

 

Григорий Каблис предлагает всем пройти к столу с агитационными материалами и визитками штаба Навального в Сыктывкаре. В этот момент полиция задерживает волонтера Олега Боровенкова по подозрению в незаконной агитации — их внимание привлекла листовка с изображением Путина, надписью о том, что выборы без конкуренции — это обман и призывом к забастовке избирателей. Ее Олег передавал одному из пришедших на митинг сыктывкарцев. Зрители разбирают на память плакаты, молодые люди привязывают на руки красные воздушные шары с буквой «Н», волонтеры разбирают импровизированную сцену, а у стола с агитацией люди договариваются о встречах в штабе. Анатолий Мишарин звонит по телефону юристу, который должен помочь волонтеру Боровенкову. Через четверть часа по обвинению в неправильной парковке задержат и его. 

 

 
 
 

 


Первый антикоррупционный митинг сторонников Навального «Он вам не Димон» прошел в Сыктывкаре 26 марта 2017 года и не был санкционирован властями города. На нем задержали Анатолия Мишарина за участие в проведении несанкционированной акции. В этот же день состоялся митинг в Ухте, где задержали пятерых участников акции. 

12 июня еще согласованный с администрацией Сыктывкара антикоррупционный митинг собрал, по разным оценкам, от 300 до 500 человек. Акция стала самой массовой за последние несколько лет со времен протестных акций против выборов в Госдуму в 2011 году. В этот же день митинги прошли в Воркуте, Ухте и Печоре. 

В июле в Сыктывкаре открылся штаб Навального. Его волонтеры и координатор начали агитационную работу среди населения.