Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Марий Эл
  2. Гравюра по фотографии Рауля «Черемисы Симбирской губернии» (1880)

Гравюра по фотографии Рауля «Черемисы Симбирской губернии» (1880)

Константин Ситников
Константин Ситников
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов. Источник
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Давно подумывал начать новую коллекцию - гравюр и открыток, посвящённых марийцам (черемисам). Первым экспонатом стала вот эта гравюра, выполненная для издания:


Reclus, É. Nouvelle géographie universelle. La terre et les hommes / Élisée Reclus. - T. V. L'Europe Scandinave et Russe. - Paris, 1880. (Реклю, Э. Новая всемирная география. Земля и люди / Элизе Реклю. - Т. 5. Скандинавская и Российская Европа. - Париж, 1880.)



Легенда на гравюре гласит:

Tchérémisses du Gouvernement de Simbirsk.
Dessin de Ronjat, d'après une photographie de M. Raoult.

Черемисы Симбирской губернии.
Рисунок Ронжа по фотографии г-на Рауля.


Гравюра - оригинал. (Наверно: всё же я новичок в этом деле.) Сохранность хорошая, а желтоватые пятна придают ей особый шарм времени.

Техника: ксилография.
Размеры, ШxВ, см:
Лист: 26.9x18.
Изображение: 19.8x15.
Год: 1880.
Гравёр: Бертран, А. (Франция, XIX в.).
Рисовальщик: Ронжа (Франция, XIX в.).

Чтобы выставить гравюру в домашнем музее, заказал рамку с паспарту в багетном салоне. Рамка отличная - "состаренное" дерево. Но в целом, думаю, получилось не совсем правильно: паспарту закрыло существенную часть белых полей гравюры, уменьшив её почти до размера изображения. Надо дать рисунку больше "воздуха". Со временем переделаю, а рамку использую для чего-то другого, меньшего размера.

А вот как выглядит титульный лист издания, для которого выполнена гравюра, и сама гравюра во вклейке (чёрно-белый скан, взято у Google'a):





Немного о фотографе. 

Жан Ксавье Рауль (?– после 1890), член французского фотографического общества, в 1860–1880-е гг. в Одессе на Дерибасовской улице в доме Кирикo имел свое фотоателье (Photographie Française. Rue de Ribas. Maison Cirico. J. X. Raoult. Odessa). (Отсюда.)

На сайте runivers.ru о нём говорится подробней:

Краткая библиографическая справка

Рауль Ж. Х. (J. X. Raoult). Имел фотографическое ателье в Одессе на Дерибасовской ул., в доме Кирико. В 1870-е гг. путешествовал по России, создавая постановочные снимки этнографического жанра в центральных районах страны, в Малороссии,Бессарабии, на Кавказе, в Болгарии и Румынии. За эти серии получил награды в 1875 г. на Парижской географической выставке и в 1878 г. на Всемирной выставке в Париже. С 1878 г. - член Французского фотографического общества. По фотографиям Рауля выполнялись рисунки для раздела "Россия" во французском издании Rasinet M.A. Le costum histirique (Paris, 1888). Во время Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. вслед за русскими войсками отправился в Румынию и Болгарию, создав серию снимков по местам боев. В 1879-1882 гг. вместе с профессором Новороссийского университета Н.П. Кондаковым совершил поездку по Северному Кавказу, Грузии и Армении, фотографируя христианские древности. За альбом снимков, сделанных на Синае, был награжден в 1881 г. орденом св. Станислава III степени. Летом 1884 г., находясь после окончания очередной экспедиции с Кондаковым в Константинополе, пожелал вернуться на родину, во Францию, на юге которой в 1890-е гг. содержал ателье.

Е.В. Бархатова. Литература: Бархатова. С. 372.

А вот его фотографии, посвящённые марийцам (черемисам):


Симбирская губерния. Две девушки-черемиски. 2-я пол. 1870-х.


Симбирская губерния. Черемисы. Конец 1870-х.


Симбирская губерния. Черемисские крестьяне с граблями.


Симбирская губерния. Черемисские крестьяне на отдыхе. 2-я пол. 1870-х.

Скоро моя новая коллекция пополнится, и я расскажу о новых экспонатах своего домашнего музея.
 

Оригинал

Материалы по теме
Мнение
23 января
Юрий Самодуров
Юрий Самодуров
Мое отношение к Ленину
Мнение
6 февраля
Наталия Демина
Наталия Демина
Никак не угадаешь логику цензоров в тюрьмах
Комментарии (19)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
доброго дня
12 ноя 2016 17:46

интересно ,читаю и просматриваю с удовольствием ,1870г. ... жду новых историй.

12 ноя 2016 20:20

Спасибо за отзыв.

Спасибо что показали.
12 ноя 2016 18:02

Замечательные фотографии. Никогда не слышала про симбирских черемис. Интересно можно ли что нибудь и где-нибудь почитать.

так
12 ноя 2016 19:11

они и сейчас такие же. в сенокосную пору. дома новее, много каменных. но и таких много.

13 ноя 2016 13:17

В "Ульяновской-Симбирской энциклопедии" (в 2 т. / ред.-сост. В. Н. Егоров. — Ульяновск : Симб. кн., 2000–2004) о марийцах ничего не говорится. "Булгары и сувазы, переселившись после разгрома Волжской Булгарии монголо-татарами на правобережье Волги, смешивались с племенами «горных» марийцев и сформировали этническую группу чувашей – верьялов (верховые), живущих ныне в северо - западных районах Чувашии" (http://www.microarticles.ru/article/yljanovskoj-oblasti.html).

Фантастолюб
13 ноя 2016 14:54

Константин, а у Вас, как уже довольно опытного писателя, не было идеи написать что-то наподобие марийского фэнтези по аналогии со славянским, как М.Семенова?

13 ноя 2016 16:24

Фантастолюбу. Кое-что писал и даже публиковал. Но это было давно. В последнее время я не пишу ничего художественного: зачем зря переводить бумагу? Денис Осокин написал "Небесные жёны луговых мари", но это, конечно, не фэнтези, а... не знаю даже как назвать. Магический реализм?

Зырянин-язычник
13 ноя 2016 21:08

Да, интересно.
Цвет Мари безспорно - БЕЛЫЙ.
А что это висит на груди у женщин?

13 ноя 2016 22:54

Зырянину-язычнику. Вероятно, это традиционное чувашское женское украшение. Такие изготавливались из кожи, серебра, бисера и ракушек-каури. Т. е. на фото те самые марийские чуваши, о которых упоминалось выше.

гость Зырянину
14 ноя 2016 16:09

В основе своей Мари народ бледно белокожий с голубыми глазами. Но так же в состав группы Мари вошли Тюрские народы ,Греческие Еврейские а так же произошло слияние с культурой ФиноУгров уже на территории Улуса Джучи.
До сех пор даже находят корни Мари в Афганистане.

гость Ситникову
14 ноя 2016 16:01

Русские Якуты тоже немцы -))))

15 ноя 2016 23:32

Ну, пусть будут чуваши-вирьял, если хотите.

гость Ситникову
18 ноя 2016 13:31

Чуваши между впрочем тоже из Азии . Народ удивительный и очень загадочный по происхождению и языковому обороту речи.Был такой царь в Вавилоне Хамураппи Что означает на Чувашском старейшина рода . Между впрочем разгромивший цврство Мари на реке Евфрат (современное название) Старое название (Аккадский Pu-rat-tu Шумерский BU.RA.NU.NU)
Исторические сведения.
Благоприятные природные условия берегов Евфрата привели к тому, что примерно с IV тыс. до н. э. здесь зародились первые цветущие цивилизации Шумера. Многие важные города древности расположены по берегам или неподалёку от реки, в том числе Мари, Сиппар, Ниппур, Шуруппак, Урук, Ур и Эриду. В долинах реки возникли центры более поздних империй — Вавилонии и Ассирии.
А Ситников и Чувашей пришьёт к Волго -Вятской местности. и к народу Мари.

гость Ситникову
18 ноя 2016 14:16

Так же как и Чуваши имеют прямое отношение к Азии г Сувар это территория Туркмении ,провинция Иранской империи Бактрия ,а потом к Хазарскому Каганату . Теперешние Чуваши это потомки Хазарского Кагана. Они ни какого отношения не имеют к Тюркам. А тюрки это окраина или орнамент Тюр (окраина )ки (лежать) . Даже основная Масса татар в реале это Кипчапские степные народы ( печенеги половцы огузы найманы ногайцы итд ).

гость
14 ноя 2016 16:28

А все разговоры о том что Мари народ произошёл от народе Мери просто историческая условность. От малочисленного народа Мери не мог произойти такой многочисленный народ Мари . Мари народа по количеству был не один и не два миллиона,намного более .Царство Мари в Сирии непосредственно относится к народу Мари. Мари народ это не родовая кучка людей а само название Мари ,что означает Свободный. Множество народа жило под этим словом Мари (свободный). Да для тех кто не в курсе в ближней Азии и в нижнем Египте всегда проживали люди с белой кожей. Даже истинные Чечены белокожие с голубыми глазами и рыжей бородой. А многие привыкли представлять Чеченов Мари и Татар только темнокожими .В реальности это истинно русские темнокожие с карими глазами.

15 ноя 2016 23:34

Гостю. Эк куда вас, батенька, занесло - ажно в Сирию. :)

гость Ситникову
16 ноя 2016 11:15

Меня не куда не заносило. Это тебя заносит очень часто . Ищи свои поморские корни ,или от куда вы там пришли . И за Карпат? А еще того лучше с выдуманной земли Гайдарика или Гиперборея. Когда р-их историков заносит то к Этрускам ,то к Ариям или вообще к индаевропейской расе этого не замечаете ? Так что сиди и ковыряйся в своих кокошниках.-))) Горе исследовать без рода и племени.

гость
14 ноя 2016 16:41

Да так же в Мари языке нет суффиксов а, Чувашей в языке они есть. И Финоугров есть .
Так не бывает что бы народ приобрел или потерял суффиксы в языке. Чуваши и Мари народы разные ,вот жили и живут рядом территориально это да ,но не более того.
Еще раз напоминаю Суффиксов в языке нет только в языке Фарси и в Языке Мари. Это говорит о том что сам язык очень и очень древний. Язык без суффиксов это совсем другой языковой код. Другое мышление и виденье мира.

Михаил Эдуардович Храмов
18 ноя 2016 20:09

Хорошие были времена тогда.

Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
ИсторияКоренные народыКультураМарий ЭлФото