Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Марий Эл
  2. Культовые камни марийцев - 6

Культовые камни марийцев - 6

Константин Ситников
Константин Ситников
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов. Источник
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Знакомые едут в Кировскую обл. на реку Немду - там, в окрестностях Чумбылатовой горы, они нашли странные камни. Явно обработанные человеческой рукой. Кем? С какой целью? В какие времена? Знакомые предполагают, что это языческий "алтарь" мари.



Такие вот камни.

Что говорит об этом краеведение? Археолог А. А. Спицын в 1884 г. писал:

«Камень Чимбулат.
В своём перечислении черемисских богов (кереметь, немдеку уку, ямшенер, кюбар) миссионеры вторым по значению ставили «беса» Чимбулата. Моления этому богу яранские [с. 186] черемисы устраивали на таком месте, которое как бы самою природою назначено для храма. Холмистые окрестности Кукарки... [...] Особенно живописен и величествен тот утёс, который стоит в долине реки Немды у дер. Чимбулат. [...] старые властители края, черемисы, изменяя своему обычаю, создали здесь что-то вроде храма, «камень вышиною 11, толщиною 36 аршин» [В оригинале: «...вышиною 11½...» [Андриевский 1881, с. 550, из отчёта яранского земского исправника]. - К. С.]; сложен он был из огромных камней, часть которых и теперь беспорядочно разбросана по склону горы, свидетельствуя, что постройка мольбища стоила усердным язычникам не малых трудов; о том же свидетельствуют и следы неширокой лестницы, выбитой на камне, по которой прямо с утёса можно было спуститься вниз. Дорог быль черемисам «камень», но им они, покоряясь неизбежной судьбе, подступились [поступились] смелому пришельцу, теперь их не встретишь на целые десятки вёрст в окружности, и так давно удалились они отсюда, что, по уверению местных крестьян, здесь их никогда и не бывало. Ушли, но не забыли своего бога. Ещё в 30-х годах нынешнего столетия поклонники Чимбулата в большом количестве сходились на старое мольбище [с. 187] и приносили здесь свои жертвы, пока духовный власти не увидели, что существование старого почитаемого «камня» много мешает распространению среди язычников православия, и не решились прибегнуть для его уничтожения к светской власти. Посылая в 1830 г. к черемисам миссионера Покровского, митрополит Филарет просил вятского губернатора распорядиться разрушением камня Чимбулата, «дабы вразумить их о ничтожности сего мнимого божества» [Андриевский 1881, с. 549 [Из послания митрополита Филарета. - Прим. К. С.]. - Прим. авт.]. Камень был разрушен, с немалыми трудом, осенью того же года по окончании полевых работа яранским исправником. Местные крестьяне рассказывают, что взорвать камень порохом не решились, а разрушили его теми ломами, которые в этой местности употребляются для обработки камня.



На фоне скалы. Бутылка - для масштаба.

Сохранилась ли у черемис хотя слабая память о мольбище бога Чимбулата? Кажется, да. Ещё не так давно один крестьянин, покорыствовавшись на небольшое вознаграждение, приводил сюда издалека черемисина. Это был, вероятно, последний черемисин, полный веры в богов своего народа и попавший сюда не ради праздного любопытства. Боязливо совершил он своё моление и удалился, оставя на камнях свечи и мёд: весело справил этим медом крестьянин поминки по язычестве» [Спицын, А. А. Вятская старина / А. Спицын // Календарь Вятской губернии на 1885 год. - Вятка, 1884. - С. 186-188].



Камни явно обработаны человеком.

Так, может, этот камень - обломок того самого "алтаря", или "храма", или "ступеней"?

(Подробней об этих каменных обломках здесь.)

Предыдущие публикации:

Культовые камни марийцев
Культовые камни марийцев-2
Культовые камни марийцев-3
Культовые камни марийцев-4
Культовые камни марийцев-5

Оригинал

Материалы по теме
Мнение
2 марта
Даниил Зубов
Даниил Зубов
1 марта Москва хоронила Алексея Навального
Мнение
14 февраля
Сергей Илюхин
Сергей Илюхин
Уже год занимаюсь перепиской с администрацией по вопросу установки объекта раздельного сбора отходов на Яграх
Комментарии (17)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Лев Давидович
20 окт 2016 14:25

Почему марийцы не подадут жалобу на блоггера ситникова, за название их нации черемисами ? Раньше за черемиса можно было из клуба прямо в районную больницу уехать.

20 окт 2016 18:52

Лев Давидович, вы вообще читать умеете? Где в моей авторской речи вы видели, чтобы я хоть раз назвал мари "черемисом"? Если я привожу цитату из дореволюционного источника, не могу же я менять в ЦИТАТЕ "черемис" на "мари". Могу ответить на ваш выпад только фразой из известного фильма: "Дядя, вы дурак?"

20 окт 2016 17:16

Не так давно (в середине июня этого года), побывал на Чимбулатском карьере. Прекрасное место, жаль, что подъезд к Немде ужасный (можно ехать только на внедорожнике или быть готовым к тому, что у легковушки будут все пороги и днище побиты)

20 окт 2016 18:56

Артур, да, места там прекрасные. Хочу снова туда.

Согласен
20 окт 2016 23:49

Молодец Константин! Такую тему поднимаешь.

21 окт 2016 12:25

Помню, когда я жил в Риге, мне попалась на глаза книжка на латышском о языческих камнях Латвии. Они были подробно описаны и систематизированы. Было бы неплохо, если бы кто-то проделал подобную работу у нас.

Чимарий
21 окт 2016 13:57

Похоже было типа мини-Стоунхенджа )? дольмены ?

22 окт 2016 21:33

Чимарий, можно только гадать. Может, просто полуобработанные камни, приготовленные для чего-то. Вот Константин Строков вернётся и расскажет.

Альбина.
21 окт 2016 16:08

Вот ещё бы кто рассказал о рощице, по дороге в Яранск вдруг справа, на совершенно ровном поле возникает густой островок близко друг к другу растущих деревьев. Они так плотно расположены, что кажется, в рощицу и войти невозможно. Знакомые говорили, что это место - культовое у мари. Так ли это?

22 окт 2016 12:17

Альбина, а ещё под Слободским возле бывшей (или до си пор действующей?) на большом холме какие-то загадочныя валуны. Говорят, что кто-то их специально туда приволок. Может кто знает - так ли это?

22 окт 2016 21:15

Алексей, а фото валунов есть?

23 окт 2016 13:49

Константин, шесть лет назад в Слободском (и на холме в т.ч.) была инициативная группа, в которую входили сотрудники библиотеки им.Герцена,- у них где-то в архивах масса фотографий. Попробуйте на их сайте узнать поподробнее. Также много нащёлкал журналист Михаил Коковихин (он есть ВКонтакте и в др. сетях). Была и блогер 7х7 Юлия Ионушайте. У какого-то местного краеведа даже вроде книжка вышла про Слободские достопримечательности (и эту в т.ч), но имени навскидку не помню. В Герценке она должна быть...

22 окт 2016 21:16

Священная роща, наверно. У нас их много.

Геннадий
23 окт 2016 13:45

Раньше русские и чуваш называли "черемиса горняя", путая с горномарийцами с правого берега Волги (Атал), язык которых сильно отличается и от языка луговых и от языка лесных марийцев. Таковы познания русских в этнографии наших народов, то есть их полное отсутствие. О древней вере марийцев и чуваш у них одно мнение - язычники. Это говорит народ, который понятие о едином Боге получил только в 10 веке нашей эры, а до этого молился деревянным идолам, то есть был действительно языческим. Потом стал сильно грамотным в христианстве и стал разрушать чужие святыни. Киреметь, кстати, чувашское слово, обозначающее именно священные рощи, экологически чистые, не используемые в хозяйстве, например для выпаса скота, выдающиеся ландшафтные места, где раз в год производилось служение Богу. Единственному, Сюльде Тур. Теперь всем хочется попасть в эти красивые места, только зачем? Христиане и иудеи, да и мусульмане, занимались тщательным уничтожением этих священных мест, в чём сильно преуспели, не успев понять сути. Теперь думают-гадают, что такое Стоунхендж. Подумайте еще, что такое "кельты".

23 окт 2016 13:59

Геннадий, грубо говоря кельты - это древние представители т.н. кельтской культуры. По аналогии эллины - представители Эллинской эпохи, которых кто-то назвал древними греками. Кстати, современные греки именуют себя эллинами, а свою страну - Элладой...

К
23 окт 2016 17:20

Князь построивший в свое время древний город Кокшаров (Котельнич), начал пользуясь своим авторитетом проводить определенные реформы и в религиозной сфере . От предков я слышал рассказы о том , что Он начал с ревизии пантеона и способов моления . И весьма преуспел. Против него взбунтовалось много Обруев и жрецов присматривающих на постоянной основе звавшихся Арбы. По легенде Князь выбрал сторону Арбов , запрещавших разводить жертвенные огни на земле. По мирово зрению Арбов огонь можно разводить только на камнях в виде каменных плит на которые насыпали песок с глиной толстым слоем. Были специальные камни с ямками , в которые наливались масла , клался гриб трутовик и все поджигалось, потом клались подношения мясо сушоное или другая еда и все это горело в память богам или предкам. Наверное Арбы были огнепоклонниками. Когда князь постарел, обруи снова взялись за старое. И перед смертью старый князь видя что все его начинания обруями не исполняются и что ему не удалось объединить до конца все религиозные отличия был крайне огорчен. И сказал раз вы мне помошники и действуете как враги мне то отныне и я враг вам . Кое где древняя традиция разжигать огонь только на камнях очень долго сохранялась в святых местах. Землю в святых местах не надо тревожить. Около древнего святилища моего камни и с ямками и плиты лежали в начале 19века потом их свезли на строительство церкви и заложили из них фундамент , но церковь та стояла мало времени очень мало, она сгорела построили новую каменную, но и она не работала. Потом революция и там мастерская для тракторов и сейчас там пусто и тихо только голуби живут да вороны . В церковь ту молится не ходит больше никто. А я хожу на святое место к древнему дереву один ухаживаю предков вспоминаю огонь на камне с ямкой жгу все делаю как предки завещали и они мне очень помогают всегда и везде . После меня там пусто будет. Все это место забудут уже навсегда. А когда то там тысячи собирались . Наверное это и хорошо, теперь мари другие, а оно и раньше не для всех было

гость
24 окт 2016 13:21

Разводить огонь и приносит жертвоприношения на камнях это идет с очень далекой древности. От первого патриарха Авраама . К которому пришел господь и вывел его из города царства Мари ( что в современной Сирии) А так же до сех пор Алавиты Мусульмани шиитского толка ,не которая часть поклоняется солнцу а некоторые почитают луну. Не то не другое у них не под запретом. Поэтому Мусульмани Сунниты не считают Алавитов Мусульманами .
А мари поклоняются солнцу Религия народа Мари идет от начало времён с до христианской эпохи .И мне кажется такие народы как Мари ,Чуваши вышли именно из Азии .

Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме