Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Марий Эл
  2. Мифологизированные образы в рекрутских песнях марийцев

Мифологизированные образы в рекрутских песнях марийцев

Константин Ситников
Константин Ситников
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов. Источник
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Ещё одна интересная статья в журнале "Финно-угроведение" (2014, № 1): Мамаева, М. Сюжеты, мотивы и образы рекрутских песен: рекрутские песни-уведомления.

Автор предприняла попытку "субжанрового разделения рекрутских песен марийцев", что позволило ей "выделить несколько основных функционально-тематических групп". Одну из таких групп она обозначила как рекрутские песни-уведомления (о начале войны, призыве на службу). Такие песни-уведомления и рассматриваются подробно.

Мне, как водится, интересна только та часть статьи, которая хоть как-то связана с мифологией. Поэтому, оставляя в стороне основное содержание, пробегусь по важным для меня моментам.

"Показательно использование гиперболизации, символических и мифологизированных образов-мотивов... Получение известия о зачислении в рекруты воспринимается и отражается в песнях как тяжелый удар, злая роковая сила, равная силе могучих природных стихий. Отсюда, типический сюжет метафорической части этих песен составляют образы стихий природы - грома, молнии, мощного ветра, злого мороза - инея. Наиболее распространенный вариант этой чрезвычайно устойчивой сюжетной линии - сюжет (мотив) дальнего грома-молнии, который приносит тяжесть (отяжеленне). Получение повестки для солдата, известия для рекрута аналогично удару молнии, раскату грома. Тяжело приходится даже каменной горе и верхушкам деревьев. Мотивы грома и молнии (кӱдырчö, волгенче), а в полном варианте к ним присоединяется также образ сильного ветра (мардеж); являются символом злой силы, удара судьбы. Сюжет приближения грома-молнии идет в связке с мотивом получения собственно вести (увер) или повестки - бумаги (кагаз, книга). При этом в старинных песнях часто используется образ пӱкшерме вуй 'верхушка орешника' - символ молодого парня-рекрута".

Тут позволю себе сделать замечание. Всё же, ИМХО, молодого парня-рекрута символизирует не верхушка орешника, а сам орешник. Верхушка орешника в этом образе соответствует "голове" парня-рекрута (по-марийски верхушка и голова обозначаются одним словом - вуй). Это типа "буйна головушка" в русском фольклоре. То же самое относится и к др. утверждению автора: "Отметим, что верхушка дерева в песнях является одним из традиционных символов молодого парня (или девушки-невесты)".

Далее приводится рекрутская песня с подстрочным переводом автора:

Мӱндыр кӱдырчет кӱдыртале,           Дальний гром прогремел,
Кӱ курыкетлан пелыже тольо.          Дальняя молния сверкнула,
Пышкерме вуетлан пелыже тольо.  Верхушке орешника тяжесть пришла.
Мӱндыр мардежет пуалале,             Дальний ветер подул,
Пушенге вуетлан нечыже тольо.      Верхушкам деревьев тяжесть настала.
Мӱндыр кагазет толальы,                 Дальняя бумага пришла,
Мыланна вече нелыже тольо.          Для нас лишь тяжесть настала.

Видимо, по невнимательности автор дала перевод второй строки из какого-то др. варианта. В приведённом оригинале: Каменной горе тяжесть пришла.

Далее автором рассмотрены др. мифологизированные образы.

"Очень характерен... типичный для рекрутских текстов мотив «открывания ворот». Ворота {капка) - символ границы между домом и другим миром, символ порога новой жизни".

"Символами злой силы в рекрутской лирике могут выступать также темная туча {пыл), большой сильный дождь (йур), заморозок {покшым)".

"Третья сюжетная линия - уведомление, роковая весть об объявлении (начале) войны, о военном наборе (призыве)... Увеличивается масштаб событий в сюжете песен, он становится глобальным, укрупняются образы, сюжеты мифологизируются... Возникает могучий образ небесного или божьего грома (Юмын кӱдырчö). Божий гром содрогнул земную ось и всколыхнул народ - так символически воссоздается тема большой войны (подразумевается, скорее всего, первая мировая война)".

"Ночь - один из характерных «кочующих» мотивов рекрутских песен. Период ночи в народной мифологии - опасное, недоброе время, несущее в себе угрозу, часто - скорбь, несчастье. Образ ночи, ночные мотивы наиболее свойственны песням-жалобам, песням горя, также песням-раздумьям... В рекрутской песенной лирике часто используется один из характерных символов ночи - образ черного петуха. Черный петух предстает как предвестник недоброй (трагической), роковой вести".

"В третьей линии выделяются песни с развитыми сюжетами в метафорической части композиции... В данном сюжете выстраивается ряд следующих мифологизированных мотивов: курык гора’ — клат клеть* (латкок угыландвенадцатиугольный') - ксашпа 'шест' (латкок каштадвенадцать шестов') - кукукукушка* (латкок кукудвенадцать кукушек’).... Мотив строения-пространства клат ‘клеть’ можно понять как символ страны (государства), кашта - как образ-символ столба, шеста, на котором поют кукушки, являющиеся образом-символом возвещения несчастия, горя".

Любопытно авторское толкование числа 12: "Во всех компонентах цепи возникающее при них число 12 имеет вполне конкретное значение, оно указывает на число государств, вовлеченных в военные действия в первую империалистическую войну. Кстати, эта песня записана Э. Беке от военнопленных солдат первой мировой войны". "В примечании к данной песне указывается, что она относится «ко времени империалистической войны 1914 г. (Двенадцать царей - двенадцать воюющих держав)» (Марий калык муро. - М.-Л., 1951, с. 321).

Это число само по себе достаточно мифологизировано, сомневаюсь, что правомерно присваивать ему столь конкретное значение. Что, солдаты-марийцы прям-таки считали количество стран, участвовавших в войне? А вы знаете, сколько их было? Уверены, что именно 12?

Далее рассмотрен образ дуба как мирового древа.

"Схожий мотив земной оси в образе латунного столба (той менге) мы видим в сюжете еще одной аллегорической песни «Иылдырым-йылдырым». Здесь возникает следующий комплекс мотивов: вӱд ‘(текущая) вода’ - йылдырман пашма ‘мост' - той менге ‘латунный столб' - порсын мундыра ‘шелковый клубок’. Текущая вода, мост - символы перемен, движения в иное пространство (иной мир). Образ порсын мундыра 'шелковый клубок’ на столбе - мифологический образ-мотив, семантика которого довольно размыта. Как мы представляем. порсын мундыра - это и символ головы (человеческой), а более всего, символ развертывающейся дороги, характерный для многих рекрутских песен".

Оригинал

Материалы по теме
Мнение
4 мая
Наталия Демина
Наталия Демина
Очередной суд по продлению меры пресечения Жени Беркович и Светлане Петрийчук
Мнение
28 ноября 2023
Лев Шлосберг
Лев Шлосберг
Новая судейская этика в России. Теперь бесчеловечность и жестокость суда — официальная норма
Комментарии (1)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
про 12 воюющих стран
25 окт 2015 04:25

Так там же цитата Беке идет. А тот все писал со слов военнопленных. Значит, они так считали и так ему говорили.

Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме