Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Марий Эл
  2. "Марийская мифология" Лидии Тойдыбековой: pros и contras

"Марийская мифология" Лидии Тойдыбековой: pros и contras

Константин Ситников
Константин Ситников
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов. Источник
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Этнографический справочник доктора философских наук Лидии Тойдыбековой "Марийская мифология" (2007) - ценная книга для любительского ознакомления с марийской мифологией. В ней приводится (в систематизированном виде, в форме словаря, наподобие моего "Словаря марийской мифологии" (2006)) много интересных сведений из личных записей Тойдыбековой и фондов МарНИИ.



Однако, когда знакомые библиотекар(ш)и спросили моё мнение, я, как злобный буквоед, не мог не отметить грустные моменты, которые сильно портят впечатление от этой и других (в целом хороших) книг. Расплывчатость и ненаучность формулировок, водянистость изложения, плохое знание русского литературного языка (вкупе с отсутствием редактора) и проч., и проч.

Вот первая же статья (с моими вопросами-комментариями):

АВА (мать, женщина) - категория божеств в народных верованиях марийцев.
В заглавном слове отсутствует ударение, обязательное в словарной статье.
"...в народных верованиях марийцев" - лишнее. Ведь в КАЖДОЙ статье речь идёт о марийских, а не, скажем, чувашских, верованиях.

Ключевое место в марийском язычестве занимает культ Юмо. По мнению Золотницкого, название Юмо, первоначально означало «небо» и при дальнейшем переходит в значение «бог неба», «божество».
Только по мнению Золотницкого? Это общее место в финно-угорском языкознании. Вася Пупкин тоже считает, что юмо означало "небо", давайте и его мнение упомянем.

В марийском фольклоре первоначально Юмо также имел женский признак, все явления природы родились как живые существа, у всех должны быть матери.
Что означает "Юмо также имел женский признак"? Женский аналог, женскую ипостась? Или... боюсь подумать... неужели сиськи? (Или всё же имеется в виду, что у него была жена или мать?)

Согласно мифическим представлениям мари, Юмынудыр сидит на мировом столбе (Кава менте) наподобие прялки, ее веретено приводит в движение звезды мирозданья.
Наподобие прялки? Может, всё же пряхи?
Звёзды мироздания? Это как?

Сохранился до настоящего времени первоначальный женский образ Юмо: «Ава-кава» - «Мать-небо». В дальнейшем образ Юмо вытесняется другим женским образом Шочын ава (Подающая жизнь, Рождающая).
Откуда вытесняется? Вроде до сих пор Ош Кугу Юмо - главный бог марийского пантеона. Ничего не понимаю.

Марийские жрецы до настоящего времени в своих молитвах обращаются к женским божествам.
Ясно, что обращаются и к Шочын Ава, и Перкава, и т. д. Но при чём тут Юмо? Либо тут какая-то недоговорённость, либо полный сумбур в мыслях.
Два раза "до настоящего времени".

И так - все 300 страниц. Понятно, что после выхода моей книжки автор торопилась наверстать упущенное и выдала на-гора сырой текст. Но, как известно, спешка нужна только при ловле... Ну, вы сами знаете кого.

...А так книга хорошая, полезная.

Оригинал

Материалы по теме
Мнение
15 января
 The independent Barents Observer
The independent Barents Observer
Вот и солнце. Полярная ночь закончилась
Мнение
2 марта
Лев Шлосберг
Лев Шлосберг
Министерство заплечных дел не смогло пропустить свою жертвенную пятницу и продолжило пополнять список «врагов народа»
Комментарии (10)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Соломин
6 авг 2015 20:43

Константин, конечно, буквоед. Но и сам, в свою очередь, наговорил всего столько, что теперь буквоед-комментатор нужен ему.

Не без этого. Так ведь волки не дают жиреть овцам. Go ahead!

Зырянин-язычник
6 авг 2015 21:22

А есть книга в электронном виде?

В марийском ЮМО- божество, в коми ЁМА (ЁМА БАБА)- ведьма, баба яга, колдунья.

В марийском АВА-мать или божество, коми - АЛАили АЛИ - божество, боженька.
Буква "В" коми часто переходит в Л, так например в одних районах говорят ЛОВ -душа, в других ЛОЛ.

Если посмотреть глубже в древне угорский на ЮМО, то возможно оно означает
Ю- питать, пить, впитывать
МА- земля.
Получается Ю_МА - ПИТАЮЩЕЕ ЗЕМЛЮ, возможно , как раз речь идёт о солнце, которому и поклонялись язычники угры.

Книга в электронном виде... Это было бы нарушение авторских прав. А вы всё любительской лингвистикой увлекаетесь?

Зырянин-язычник
7 авг 2015 00:10

Ну как могут языки народов могут быть любительской лингвистикой?
Это КЛЮЧ, и как источник знаний и как доступ к знаниям и мировозрению живших до нас предков.
Чистое и нацеленое на познание природы и вселеной мировозрение скажу я вам....)))

Ты вылей из чаши жижу,
и я налью чистой ключевой воды.
И жажды не почувствуешь никогда

Удачи в ваших изысканиях! Но это, простите, чистой воды поэзия, а не наука.

Зырянин-язычник Ситникову
9 авг 2015 01:35

А что по вашему на_УКа? Какое либо Учение, правильно? не УКаз ведь?

Физика (природа по гречески), математика, химия, астрономия, астрология... - науки?
А философия Наука?
А это всё придумано и систематизировано язычниками через познавание законов природы (вселеной, что и является по мировозрению язычников богом.)
Лингвистика
наука?
Поэзия не Наука? А что? если это способ передачи информации.

По моему мнению ВСЁ, что дает определенные знания и познания о природе и человеке во вселеннгой На_УКа (УЧение).

Познание языка приоткрывает двери, к тому МИРОВОЗРЕНИЮ в котором жили человеки ( роды, орды) , без всякой мистики.

Вот с интересом читал ваши репортажи, с языческих праздников народа Мари.
Я конечно там небыл, но мне показалось , что осталась только некая внешняя обрядовость этих ритуалов, за которой нет внутренего пгонимания , для чего всё это делается. Предполангаю что всё это утеряно после насильственной христинизации угорских народов и промывания им мозгов.

Но раньше даже ГА_РА_ВОДЫ (хороводы - солнце воды) имели практическую цель.
Какую? И как она достигалась? Это и может отчасти открыть язык и понимание мировозрения предков.

То что они были практиками и прагмативками, даже не сомневайтесь. Небыло улесных народов мистики и иллюзий. Всё было в полном изобили вокруг (дерево, реки, камни, земля, ландшафты..... , только учить всё это познавать, как выгодно и практично использовать. Этим и занималось язычество-познанием природы(вселенной) и её законов.

Маленький пример из практического использования.

На землю зырян напали пришлые. Войска встали по разные стороны от поля.
Вдруг войско зырян начало вытанцовывать, кричать, бить в различные инструменты, выть громогласно.....так продолжалось неслько часов.
Враг наблюдал с недоумением.
И вдруг небо заволокло тучами, грянул гром и ливень. Поле превратилось в грязь, что не давало оптимизма для нападения. Враг впечатленный способностью зырян ДОГОВАРИВАТЬСЯ с богом -решило не нападать и ушел обратно.

Мистик скажет что это мистика какаято. Как зыряне это делали? )))

А я тебе скажу, что зыряне это охотники и рыбаки в основном, и погода для них один из приоритетов познания. Потому они и замечали ПРИМЕТЫ перед изменениями в погоде.( полет птицы, поведение насекомых.....неважно)
А потом , будучи миролюбивыми и не желающими кровопролития, просто использовали эти познания, для впечатления врагов. Добавив к этому смекалку и артистизм.

НаУКа это или нет? )))

Так что, попробуйте немного иначе посмотреть на ваше язычество, как на науку познания природы для ПРАКТИЧЕСКОГО и ПРАГМАТИЧЕСКОГО применения. Думаю вам намного шире раскроется и марийское язычество и вообще язычество других народов.

Не настаиваю и не пытась навязать. Просто делюсь с вами, как с человеком интересующимся.

За Тойдыбекову
7 авг 2015 06:34

Спасибо Лидии Семеновне за её труд и желаем успехов на её творческом пути!А вы Константин,пожалуйста,поубавьте обороты и выражайтесь научным языком раз взялись критиковать!

Да конечно, спасибо! Книга очень полезная, как и предыдущая - "Марийская языческая вера и этническое самосознание" (Joensuu, 1997). Не думайте, что я злой человек, это у меня имидж такой - злобный буквоед. Вот Напольских и Коршунков раздраконят так раздраконят - им лучше на зубок не попадаться. А упомянуть (как минимум) мой "Словарь марийской мифологии" (т. 1, 2007) автор в списке использованной литературы могла бы...

все же понятно
25 окт 2015 04:21

АВА "В заглавном слове отсутствует ударение, обязательное в словарной статье". - Это слово имеет разное ударение в разных говорах марийского языка. Вот и подводит вас незнание марийского!

"Только по мнению Золотницкого? " - Золотницкий об этом написал первый, так что правильно упомянут.

"Согласно мифическим представлениям мари, Юмынудыр сидит на мировом столбе (Кава менте) наподобие прялки, ее веретено приводит в движение звезды мирозданья.
Наподобие прялки? Может, всё же пряхи?
Звёзды мироздания? Это как?"
----
Здесь прялке уподобляется небесный столп, а не Юмын у:дыр: "на мировом столбе наподобие прялки".

И т.д. Изложение у Тойдыбковой нормальное. Странно, что вы хотите не понимать и придираетесь. Вы откровенно предвзяты, наверное, ревнуете :)
А где можно увидеть вашу книгу, чтобы сравнить? Вот труд Тойдыбековой мне попадался - есть во всех библиотеках и магазинах марийской книги. Это научное издание. А вашу книгу я не видела.
Мелочное критиканство, которое вы здесь продемонстрировали, выдает в вас тщеславного дилетанта. Лучше это на всеобщее обозрение не выставлять :)

Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме