Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Марий Эл
  2. Семён ЭрВел. Восточные марийцы. Философия, история, люди

Семён ЭрВел. Восточные марийцы. Философия, история, люди

Константин Ситников
Константин Ситников
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов. Источник
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

К книгам Семёна ЭрВела отношение двоякое. Я не говорю "за" экономику и философию, меня больше интересует этнолингвистика. Сам автор называет себя в этой области дилетантом, и кто я такой, чтобы спорить? 

А вот его живые воспоминания из детства - это уже в мою копилку.



"Помню, году в 1955 мы с братом получили подтверждение одной из таких легенд.

В тот вечер возвращались мы поздно, днем катать колеса на цепи было некогда, вот и заигрались. Отец с матерью ложились спать, по нашим меркам, рановато, часов в одиннадцать. Спали они летом обычно в сенях. Так вот, чтобы не разбудить их, мы заходили с тыльной стороны дома, вынимали маленькое стекло из оконной рамы, куда едва голова влезала, и через это отверстие ужом вползали домой.

Брат мой только-только поднялся к раме, вынул стекло и повернулся, чтобы подать его мне, как вскрикнул и, спрыгнув, показал пальцем в сторону недалекого оврага. Там, высотой в три четверти телеграфного столба (это 2,5-3 метра), стояло какое- то чудовище, похожее на человека. Почти без шеи, толстая, как копна сена, фигура эта медленно покачивалась из стороны в сторону - как будто шла к нам. Мы и не заметили, как с криками, перепрыгнув забор, оказались у родителей. Отец выбежал с ружьем, но никого не увидел.

Подобную же историю двадцатипятилетней давности я слышал позднее от стариков. Тогда деревне был выделен сенокосный участок в пойме реки Белой. Сено вывозили поздней осенью, на санях. И вот однажды к такому «каравану» вышло из леса гигантское существо, похожее на копну. Мужики нахлестывали лошадей так, что у них из-под хвоста сыпались «яблоки». Они хватали их на лету и швыряли в сторону преследователя. Существует поверье, что конский навоз отпугивает чистоплотных «диких людей». И он действительно отстал.

Ходила в деревне и другая легенда, возникшая еще раньше, лет семьдесят назад. И говорилось в ней, что будто бы одна женщина ходила в лес по орехи и поймал ее там медведь. Принес в свою берлогу и стал жить с ней как со своей женой, самкой. Когда уходил на охоту или кормежку, заваливал выход тяжелыми бревнами. Кормил он свою жертву орехами, рябиной, свеклой. Однажды он плохо прикрыл вход в берлогу, и женщина сумела убежать. Вернулась она в деревню вся седая. Так вот старики говорили, что был это вовсе не медведь, а так называемый снежный человек (поари или пари)".

И это не просто детские страхи, каких у каждого много. Пари - персонажи восточномарийской мифологии, заимствованные из мифологий тюркоязычных народов Поволжья. В них до сих пор верят.

Оригинал

Материалы по теме
Мнение
15 января
 The independent Barents Observer
The independent Barents Observer
Вот и солнце. Полярная ночь закончилась
Мнение
2 марта
Лев Шлосберг
Лев Шлосберг
Министерство заплечных дел не смогло пропустить свою жертвенную пятницу и продолжило пополнять список «врагов народа»
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
КультураМарий Эл