Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Орловская область
  2. Старый Орел. Афанасьевское кладбище. Лодыженские.

Старый Орел. Афанасьевское кладбище. Лодыженские.

Дарья Фурманская
Дарья Фурманская
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов. Источник
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Афанасьевское кладбище Орла, одно из трех старинных кладбищ города уцелевших до наших дней. Основанное заметно позже других, в 1887 году, оно донесло до наших дней совсем немного старинных надгробий и прочих художественных красот, но сохранило в себе ощущение тайны, покоя и уединения свойственное старым некрополям. Особая, даже по сравнению с другими старыми некрополями города, таинственная и загадочная атмосфера Афанасьевского кладбища, ощущается не только во время визитов туда, но и в каждой из историй с ним связанных. Начиная с истории самой старой, монастырской части кладбища и его прежнего деревянного храма (ни того ни другого в наши дни уже не увидеть) и заканчивая отдельными историями людей там похороненных. Последних, мне удалось узнать совсем немного. Вот одна из тайн старого Афанасьевского кладбища, завесу которой, мне удалось немного приоткрыть.

Эта небольшая черная плита с золотыми буквами, лежащая на участке неподалеку от входа в новый храм старого Афанасьевского кладбища, привлекла мое внимание не сразу. Несколько раз, проходя мимо нее, и лишь мельком пробежав выбитые на ней даты, я отмечала для себя, что плита эта, относительно новая, скорее всего 1950-60-х годов, а буквы на ней какие-то кустарные и кривые.


Посмотреть на Яндекс.Фотках
1



Но вот однажды, внимательнее прочитав этот длинный текст, я, наконец, смогла оценить по-достоинству это в высшей степени загадочное надгробие. 


Посмотреть на Яндекс.Фотках
2

Надпись на плите следующая: «Лодыженские. Александр Гаврилович 1812-1900, Мария Николаевна (урожденная Лутовинова, родственница Тургенева И.С.) 1820-1858, и их дочери: схимонахиня Хрущева Вера 1846-1934, Толмачева Надежда 1849-1842, Ростовцева Любовь 1851-1935, Римско-Корсакова Варвара 1856-1942. Мир Вашему праху, живите вечно, в воспоминаниях Ваших любящих потомков». 

Загадочным это надгробие можно назвать по нескольким причинам. Во-первых, непонятно почему под плитой середины ХХ века лежат люди умершие еще в XIX-м. Во-вторых, что значит «родственница Тургенева И.С.»? Родственники бывают разные – сестры, кузины, тетушки; двоюродные троюродные… Но их так и называют. А тут просто «родственница» и все. Еще большее удивление вызывают дата смерти этой «родственницы» - 1858 год. В то время как, по официальным данным, само Афанасьевское кладбище было основано почти 20 лет спустя, в 1887 году. Не похоронили же «родственницу Тургенева» в чистом поле?
Заинтересовавшись историей этой плиты, я решила предпринять небольшое расследование, и начала его, с самого простого, как тогда мне показалось, пункта – родственных связей с Тургеневым. Но тут меня ожидало разочарование. Знакомые краеведы и специалисты по литературной истории Орловщины, сказали мне, что Марии Николаевны Лутовиновой-Лодыженской среди известных, в том числе и дальних, родственников Тургенева не числится. Они же, предположили, что дама, похороненная на Афанасьевском кладбище, или однофамилица матери известного писателя, а их родство – просто семейная легенда, или, если и родственница, то настолько дальняя, что в наши дни это и родством не сочли бы.
Зато фамилия Лодыженских оказалась хорошо известна знатокам орловской истории. Род дворян Лодыженских (или в более распространенном варианте написания Л(а)дыженских) был довольно обширен. Его представители были владельцами имений в Орловской, Тульской, Калужской и Ростовской губерниях, строили храмы, содержали благотворительные приюты и учебные заведения. В наши дни их потомки стараются распутать хитросплетения своих родословных и заново открыть забытые факты из жизни предков. Об одном из таких людей, Игоре Игоревиче Лодыженском, я узнала от общих знакомых (не будем говорить кто, хотя это была Елена Николаевна Ашихмина :0)))=).
С главой семьи похороненной на Афанасьевском, у него, родство может быть еще более дальнее, чем у госпожи Лутовиновой с Тургеневым. Однако, их общий предок, живший поколений 15 тому назад, все же оставил им в наследство свою фамилию, и родство хоть и дальнее, все же удалось установить достоверно. Мы познакомились и обменялись информацией. Обмен получился обоюдовыгодным. От меня Игорь Игоревич узнал о плите на Афанасьевском кладбище. А, я на основе данных собранных Игорем Игоревичем, я теперь могу немного рассказать об этих людях.

По иронии судьбы мнимые (или скажем мягче очень дальние) родственники Тургенева, оказались соседями по деревенской усадьбе другого знаменитого писателя-орловца – М.М. Пришвина. 


Посмотреть на Яндекс.Фотках
3. Пришвин. Фото взяла ЗДЕСЬ

Из его дневников мы и черпаем основную информацию о них. Конечно, по дневниковым записям не составить даже приблизительных биографий этих людей. В них, лишь только краткие упоминания о случайных встречах, наблюдения, оценки, мелкие подробности жизни и разрозненные факты. Но некоторые выводы из этих заметок сделать все же можно.

Имение Александра Гавриловича и Марии Ивановны Ладыженских было в селе Лысовка Елецкого уезда Орловской губернии (ныне Липецкая область). Кроме четырех дочерей, Варвары, Веры, Надежды и Любови, детей в семье не было. Родительское имение позднее перешло, видимо в качестве приданого, отставному полковнику Николаю Сергеевичу Толмачеву, мужу дочери Надежды. Все остальные дочери, выйдя замуж, так же жили в имениях неподалеку. Однако до наших дней их усадьбы не сохранились. 
Так же известно, что как минимум у одной из сестер, у Варвары Александровны в замужестве Римской-Корсаковой еще был собственный дом в Ельце. На Красной площади, возле собора. Что это был за дом, и в какой именно части площади он располагался, мы не знаем, но он, судя по всему, в отчие от усадеб, цел и в наши дни. Город Елец вообще один из редких примеров береженого отношения к старинной архитектуре в нашей стране. Там почти нет новых зданий.
Вот несколько видов той самой Красной площади и собора, сделанных мною в сентябре 2012 года.
Вознесенский собор


Посмотреть на Яндекс.Фотках
4


Посмотреть на Яндекс.Фотках
5

Панорама площади от входа в собор.


Посмотреть на Яндекс.Фотках
6

Вряд ли госпожа Римская-Корсакова владела таким большим домом. 


Посмотреть на Яндекс.Фотках
7

Скорее можно предполагать что-то вот такое.


Посмотреть на Яндекс.Фотках
8

Или еще скромней.


Посмотреть на Яндекс.Фотках
9


Посмотреть на Яндекс.Фотках
10

А может и деревянный домик был.


Посмотреть на Яндекс.Фотках
11


Посмотреть на Яндекс.Фотках
12

В своих дневниках М.М. Пришвин нередко (и подчас не без иронии) писал о чрезвычайной набожности всех сестер. Чаще всего упоминаемая в его дневниках, Любовь Александровна Ростовцева, много жертвовала на благотворительность, была попечительницей училища и земской школы в своем имении Хрущево-Ростовцево, воспитывала двух приемных детей. Старшая из сестер Вера Александровна (Хрущева), вместе с дочерью Марией, приняла монашеский постриг в Казанской Амвросиевской женской пустыни. Этот монастырь был основан в 1875 году близ села Шамордино, между Калугой и Козельском, оптинским старцем, послужившим прообразом отца Зосимы в романе Ф.М. Достоевского «Братья Крамазовы», и уже в наше время причисленным к лику святых – преподобным Амвросием. 


Посмотреть на Яндекс.Фотках
13. Преподобный Амвросий. Фото с Официального сайта монастыря в Шамордино


Из дневниковых записей Пришвина можно сделать вывод, что все четыре сестры знали основателя монастыря лично.

«И все Ладыженские необыкновенные: Любовь Александровна /Ростовцева/ обращает в православие своего мужа, сумасшедшего цветовода, приемышей воспитывает Машу и Таню, Вера Александровна попадает в тот же монастырь через дочь, Надежда Александровна /Толмачева/, более счастливая, многосемейная споткнулась на сыне беспутном. И все это посев о. Амвросия…»

Мы практически ничего не знаем о жизни Веры Хрущевой до ее прихода в монастырь. А пришла она в Шамордино в 1887 году, когда недавно основанная обитель представляла собою деревянный дом, с домашней церковью, и несколько деревянных хижин с кельями. 

Основательница и первая игуменья монастыря, тоже схимонахиня - София.


Посмотреть на Яндекс.Фотках
14. Фото с Официального сайта монастыря


Первое время Вера Александровна просто жила при монастыре, затем стала нести послушание заведующей детским приютом обители, где жили и учились «грамоте и мастерствам» 60 девочек-сирот. 
Приют. Фото с официального сайта монастыря. Темная фигура слева по всей вероятности наша героиня - Вера Хрущева. 


Посмотреть на Яндекс.Фотках
15. Фото с Официального сайта монастыря


Лишь в 1910 году она решилась принять постриг. На ее глазах, монастырь пережил свой недолгий рассвет, превратившись к началу ХХ века в одну из жемчужин архитектуры «русского стиля», и трагический закат в 1920-х.
Увидеть Казанскую Амвросиевскую женскую пустынь такой, какой ее видела уже принявшая монашеский постриг Вера Хрущева, возможно, благодаря коллекции открыток 1913 года, сОфициального сайта монастыря

Открытки

К счастью в наши дни монастырь и его удивительной красоты Казанский собор восстановлены. За годы советской власти там были только несколько, старых служебных построек обители, в том числе и деревянное здание детского приюта, где несла послушание наша героиня.


Посмотреть на Яндекс.Фотках
16. Фото Казанского собора с Официального сайта монастыря


Судьба сестер Ладыженских после 1917 года нам не известна. Тут можно только предположить, что лишившись имений и всего нажитого, эти уже очень немолодые женщины, оказались без средств к существованию, на грани жизни и смерти. Опять же из дневников Пришвина мы знаем, что в голодные 20-е годы бывшая помещица и благотворительница Любовь Ростовцева просила подаяния в Ельце. 

«Во время обеда. Дуня: «Вас спрашивает какая-то старуха с ведрами». — «Спроси, что ей надо». — «Картофельные очистки». Входит бывшая помещица, соседка Люб. Ал. Ростовцева с двумя «погаными» ведрами…»

Но в Ельце сестры вряд ли задержались долго. Их путь лежал в бывший губернский центр, в Орел, где было проще найти пропитание и затеряться людям как тогда говорили «из бывших». Схимонахиня Вера, после закрытия обители в Шамордино в 1923 году, вероятно так же отправилась доживать свои дни в Орел. Здесь все 4 сестры и нашли свой последний приют под плитой на Афанасьевском кладбище. Круг замкнулся. Совершив небольшое путешествие по Елецкому уезду столетней давности, мы, вновь вернулись к плите на орловском кладбище. 


Посмотреть на Яндекс.Фотках
17

Чем больше я думаю о ней, тем больше убеждаюсь, что, несмотря на то, что на плите выбито 6 имен, погребены там только 4 сестры Лодыженских, а их родители умершие еще в благополучные дореволюционные времена, скорее всего, как и положено помещикам, были похоронены у себя в усадьбе. Позднее, когда усадьбу разорили и уничтожили, вместе с могилами прежних владельцев, их наследникам уже некуда было прийти и помянуть их. Вот и выбили они имена своих давно умерших предков на новом надгробии – «…Живите вечно, в воспоминаниях Ваших любящих потомков». 

Хотя, возможен и другой вариант. Осмотрев как следует надгробие, я, все же решила, что сама плита возможно старая, а вот кустарная надпись на ней, скорее всего, делалась уже на месте, поверх прежней. Это может не значить ничего, а может и то, что плита и участок принадлежали семье и до 1917 года. Тогда, здесь, теоретически мог быть похоронен отец четырех сестер – Александр Гаврилович, умерший в 1900 году. Когда умерли все его дочери, потомки сделали новую надпись на их общей могиле, упомянув заодно и мать, урожденную Лутовинову…

Произведенное мною расследование хоть и дает некоторую информацию о людях, чьи имена выбиты на плите, все же оставляет больше вопросов, чем ответов. Но еще есть надежда узнать что-то новое о жизни и смерти афанасьевских Ладыженских. Участок на кладбище действующий и вполне ухоженный. А это значит, что в Орле еще живы родственники как минимум одной из женщин там похороненных. Кто знает, может быть, мы еще вернемся к этой истории?

Источники информации:

Дневники М.М. Пришвина
http://lib.rus.ec/b/199076/read

Сайт монастыря в Шамордино
http://www.shamordino-m.ru

Особая благодарность за помощь в подготовке статьи и предоставленные материалы: 
Елене Николаевне Ашихминой,
Игорю Игоревичу Лодыженскому.


P.S. Ну и как обычно, если кто-то из читающих мою запись обнаружит в ней какие-либо ошибки, неточности, что-то из написанного покажется странным или непонятным прошу написать об этом в комментарии. Буду очень благодарна.

Оригинал

Материалы по теме
Мнение
24 ноября 2023
Юрий Самодуров
Юрий Самодуров
Мои воспоминания о Майдане в Киеве в 2013 году
Мнение
22 февраля
Сергей Илюхин
Сергей Илюхин
К вопросу о пересмотре итогов приватизации
Комментарии (3)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Надежда
2 апр 2017 02:07

Спасибо за информацию.

Елена
20 ноя 2017 16:37

В Залегощенском районе был населенный пункт - заброшенная деревня Лодыженское, мы ходили туда собирать грибы. А рядом, немного поодаль - Хрущевские дворики.

Ксения
1 окт 2018 20:55

Дорогая Дарья! Спасибо Вам за столь интересную информацию. У меня есть несколько вопросов по Лутовиновым, может и Вам пригодиться моя информация. Если будет свободное время, напишите мне, пожалуйста [email protected]. С уважением, Ксения Галан.

Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
ИсторияОрловская область