Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Коми
  2. За кулисами ТИК

За кулисами ТИК

Тамара Макарова
Тамара Макарова
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

 Ночь с 4 на 5 декабря и весь день 5 декабря мне пришлось провести в Территориальной избирательной комиссии (ТИК) г. Сосногорска, куда я была делегирована в 2010 г. членом комиссии с правом решающего голоса от «Справедливой России».

Если честно, до 4 декабря нынешнего года «член» из меня был никакой. Работу в ТИК я бойкотировала в связи с тем, что следственные органы никак не желали возбуждать уголовное дело по фальсификации на выборах в марте 2011 г. на избирательном участке № 307 в п. Нижний Одес. (Какой смысл контролировать выборы и подсчет голосов, если схваченные за руку фальсификаторы не привлекаются к ответственности?). Если кто не знает — тогда протокол комиссии был просто переписан: двум партиям голоса приписали, у остальных украли.

Недавно я обратилась в суд с жалобой на постановление следователя о возбуждении уголовного дела. Появилась надежда, что суд разберется. Заменить меня в ТИКе «Справедливая Россия» не успела, к тому же хотелось узнать, почему на прошлых выборах представители партий в ТИК не увидели, что из участковых комиссий по телефону передаются одни данные, а на бумаге привозят совершенно другие? Поэтому решила бойкот временно приостановить.

За пол-часа до закрытия избирательных участков я появилась в ТИК г. Сосногорска и с удивлением обнаружила, что в помещении комиссии нигде не вывешена сводная таблица, в которую по инструкции следует сразу по прибытии участковой комиссии заносить сведения об итогах голосования.

- Где таблица?

- А зачем она нужна? Все заносится в компьютер!

- По инструкции ЦИК России положено! Чтобы все видели поступающие данные и могли их посчитать вручную!

Председатель ТИК Людмила Гаврилова с демонстративным удивлением несколько раз перечитала пункт инструкции, на который я показала. Наверное, впервые увидела.

В конце-концов мне принесли несколько рулонов бумаги. Мол, вам надо, вы и чертите.

Прошу линейку. Мне не трудно, начерчу. Но тут на помощь приходит наблюдатель от КПРФ Наталья Быкова, она раздобыла несколько распечатанных листов увеличенной формы сводной таблицы. О! Оказывается в ТИКе она все же есть!

Тут же возник вопрос, куда вешать сводную таблицу. Снова пришлось лезть в инструкцию. А там написано: «Прием протоколов УИК об итогах голосования, суммирование данных..., составление протокола ТИК об итогах голосования осуществляются в ОДНОМ помещении». И приписка — все эти действия должны находиться в поле зрения присутствующих лиц. Хм... В ТИКе Сосногорска не одно, а несколько помещений: кабинет председателя, общий кабинет и кабинет системного администратора ГАС «Выборы». Нас (членов ТИК от «Справедливой России», КПРФ и наблюдателя от ЛДПР) отправили в узкий коридор, там и вывесили таблицу. Больше негде. «Поле зрения» резко сузилось. Не видно, что происходит в кабинете председателя и в общем кабинете ТИК. Я заявила, что если следовать инструкции, то протокол придется составлять в … коридоре.

С этого момента пошли автономные потоки информации. Мы получали с мест, от наблюдателей и координаторов партий, первичную информацию об итогах голосования по сотовым телефонам, остальные члены ТИК — по городским телефонам от председателей участковых комиссий. Что им сообщали, мы не знали.

Наконец с коробками и мешками запечатанных документов появились председатели первых УИКов, справившихся с подсчетом голосов. Представители одной из комиссий почему-то пытались пройти мимо и подняться наверх по лестнице администрации района:

- Нам сказали зайти на второй этаж.

- Какой второй этаж? Сразу — в ТИК!

Увидев на стене сводную таблицу, все удивлялись:

- Раньше такого не было! 

 
Председатель ТИК Л. Гаврилова пыталась доказать, что председатели УИКов первым делом должны сдать сведения в компьютер системы ГАС «Выборы» и только потом давать их нам для внесения в сводную таблицу. Приходилось снова доставать инструкцию, тыкать пальцем и доказывать, что все должно делаться с точностью до наоборот: данные протокола вносятся в сводную таблицу немедленно после прибытия представителя УИК в ТИК.

Эх, кого-то наша таблица серьезно переполошила... После занесения в нее сведений по шести избирательным участкам мы опрометчиво вышли в фойе, дверь в ТИК захлопнулась. Когда наконец мы попали обратно, то с ужасом и возмущением обнаружили: сводная таблица исчезла! Ну прямо как корова языком слизнула! Член комиссии от КПРФ Евгений Иванов заподозрил двух членов комиссии. Шум и гам до небес! Я позвонила в полицию и сообщила о краже. Злоумышленников не нашли. Приехал кандидат в депутаты Госдумы, справедливоросс Илья Величко: «Такого я еще не видел!».

Пропавшие данные все же удалось восстановить. Но теперь мы, стихийно сплотившиеся представители трех партий, не оставляли сводную таблицу без присмотра ни на минуту. Заполняя ее, сверяли данные с информацией от наблюдателей с участков. К сожалению, в некоторых поселках района голосование проходило без наблюдателей. Именно оттуда привезли протоколы с самой высокой явкой и неимоверно высоким процентом за «партию власти». В п. Ираель за «сине-голубых» проголосовали 77 % избирателей, в п. Малая Пера — 89 %, в п. Вис — 97!

...Под утро наступило затишье. Где-то «застряли» комиссии из Войвожа, Верхнеижемского, УИК № 328 из Нижнего Одеса. Сведения от наблюдателей оттуда мы уже получили, оставалось дождаться официальных протоколов.

Войвожцы и верхнеижемцы привезли рекордно низкие результаты «Единой России», на одном из участков партия власти набрала всего 38 % голосов. Небывалый успех у КПРФ - — 32!

Под утро наконец-то доставили документы с избирательного участка № 328 (Нижний Одес). Председатель ТИК Л. Гаврилова успела перехватить протокол «для проверки», я начала возмущаться, что по инструкции сначала надо внести данные в сводную таблицу и только потом проверять и исправлять. Одновременно заметила: один из подписанных членами комиссии протоколов — пустой, поэтому в него можно внести любые цифры! Напомнила: подписание пустого протокола — это административное правонарушение, которое карается денежными штрафами, и вместе с Н. Быковой (КПРФ) и Л. Кривощековой (ЛДПР) потребовала показать протоколы. Председатель ТИК осерчала («я не разрешала вам входить в мой кабинет!»), быстро передала документы представителям 328-го УИКа, те пулей вылетели за дверь.

Ждать нижнеодесских избиркомовцев пришлось еще несколько часов. Появились они во втором часу дня. Где болтались все это время, неизвестно. Проверяем голоса за партии. Уф! Полное совпадение с данными наших наблюдателей!

Когда вся таблица заполнена, член ТИК от ЛДПР с правом совещательного голоса Любовь Кривощекова обратила внимание Л. Гавриловой: в Усть-Ухте обнаружена фальсификация, данные из выданной наблюдателю копии протокола отличаются от данных официального протокола, доставленного из УИК в ТИК. Единороссам приписано более 400 голосов, зато у ЛДПР украдено 90 голосов, у Справедливой России — 82... Надо разбираться. Не пострадала только КПРФ, у этой партии было и осталось 105 голосов. Председатель ТИКа как-то недоуменно-обреченно кивнула головой... А вскоре произошло нечто неожиданное. Я даже не успела уловить, из-за чего все случилось. Л. Гаврилова сорвала со стенда лист сводной таблицы и порвала его! Следом - покушение на следующий лист! Бедная таблица! Спасать ее приходится хором. Когда бумага с множеством цифр оказалась в наших руках, Л. Кривощекова объявила, что мы ее не отдадим.

… Заседание ТИКа, первоначально назначенное на 9 утра 6 декабря, вдруг экстренно решили провести в 15 час. 10 мин. 5 декабря, поэтому подготовить все акты и жалобы мы не успели. Глазом не успели моргнуть, как семью голосами против одного территориальная избирательная комиссия утвердила итоговый протокол голосования, не пожелав принять акт о нарушении, устное заявление и разобраться с голосованием в Усть-Ухте. Я думаю, потому и торопились, чтобы не разбираться. Теперь пересчитать голоса можно только по решению суда.

Примечательно, что член ТИК с правом совещательного голоса от ЛДПР (он же — зам. руководителя администрации МР «Сосногорск» И. Петров) проголосовал против разбирательства с кражей голосов у собственной партии. Л. Кривощекова заявила, что будет ставить вопрос о дальнейшем пребывании г-на Петрова в рядах партии и в составе ТИК.

Вот такое закулисье открылось передо мной на выборах Госдумы.

* * *

 В довесок - общая картина выборов в Нижнем Одесе. На одном из участков комиссия удалила наблюдателя  (блогера «7Х7» И. Иванова) с подсчета голосов, посчитав, что он «не явился на участок». Удивительно, как можно удалить того, кто «не явился»? Наблюдатель тоже удивился и обратился в суд.

На нескольких участках при вскрытии урн были замечены небольшие пачки бюллетеней, сложенных примерно по 10 штук (значит, действовала система мелких вбросов).

На одном из участков обнаружились следы организованной акции. Около 30 бюллетеней были испорчены одинаковым способом: отметок избирателей удостоились все партии, кроме «Единой России». На другом участке был выявлен «проголосовавший» избиратель, который на самом деле не голосовал.

Напоследок — о «погоде» на выборах в Малой Пере. Там ее сделали вахтовики, которых оказалось втрое больше, чем местных жителей. Ходят слухи, что рабочих (их было больше тысячи) заставляли получать открепительные удостоверения и голосовать под страхом увольнения.

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Материалы по теме
Мнение
7 декабря 2023
Лев Шлосберг
Лев Шлосберг
Государство и частная жизнь
Мнение
16 января
Алексей Табалов
Алексей Табалов
Не терпите насилие: как защититься от дедовщины в воинской части
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме