Хотел написать эту статью сразу после выборов, с пылу с жару, но не имел возможности, так как утром 14 марта наравне с плохим самочувствием после работы наблюдателем меня ждал досадный сюрприз - поломка компьютера. Ремонт занял несколько дней.


Итак, ровно неделю назад, 13 марта, я сидел на ужасно неудобном стуле в УИК №25(на Маркова 13, рядом с РОСТО). Сидел от регионального отделения ЛДПР с целью наблюдать за голосованием избирателей. С нетерпением ждал, когда уже всё закончится...


Рабочий день начался в 7.30 утра. Наблюдателям выделили узкие стулья у входа в зал голосования. Рядом со мной теснились два коллеги от ЕР и коммунистов, у первого на бейджике красовалась партийная символика, что являлось нарушением. Но все претензии насчет этого были проигнорированы с невинной улыбкой и словами: "Мне ничего об этом не говорили". Надо отметить, что этот наблюдатель от ЕР оказался очень строгим, внимательным и дотошным во время процесса подсчёта голосов.
Нас пригласили к осмотру урн, кабинок, огласили число потенциальных избирателей и количество имеющихся бюллетеней.


Ровно в 8 часов участок официально открылся. Сразу же потянулись избиратели. Многие заходили радостно и приветливо, другие же весьма хмуро и сурово. Пик голосования пришёлся на время с 11 до 15 часов. После этого избиратели подходили всё реже.

Ближе к вечеру появились подвыпившие граждане, которые возмущались тем, что им нельзя голосовать по несколько раз или не по месту прописки. Один парень живо восклицал, жестикулируя :"Мне так нравится голосовать! Блин, так классно!" Сотрудник полиции, взяв того под руку, лишил беднягу удовольствия находиться даже на территории для голосования. В последний час явка сошла на нет.


В 20.00 участок закрыли. Мучительно скучный процесс наблюдения за голосованием закончился. Пришло время статистики. Явка составила 46-47%. Нам огласили количество неиспользованных бюллетеней и тут же с помощью дрели аннулировали их. Сдвинули столы, приготовили запечатанные урны, вскрыли их, высыпали содержимое из первой. Понеслось...

Невероятно ценные для партий бумаги, которые к недовольству избирателей сделали очень большими по размеру, стали сортировать по типу в отдельные стопки. Так, по очереди, опустошили все три урны. Наступил самый важный момент - подсчёт голосов, за которым наблюдателям необходимо особо тщательно следить, чтобы каждый бюллетень был правильно подсчитан.


По мере того как обрабатывались голоса избирателей, внутри меня росло удивление. ЕР побеждала, побеждала честно. Не с разгромным преимуществом, как потом говорили по ТВ и писали в газетах, но реально получала большинство. Без всяких фальсификаций. Я давно не встречал человека, который хвалил бы партию власти. Наоборот, кругом слышал и видел только критику, критику в русле надписи краской на стене одного сыктывкарского дома на Юхнина: "Единороссы - воры!"

Второе место отошло к ЛДПР, за которую голосовали многие мои сверстники, ведясь на обманчивое значение двух первых букв данной аббревиатуры. Третьими стали коммунисты, далее мутная партия приспешников Миронова. А малочисленные голоса за "Патриотов" вообще встречались подсчитывающими с весёлыми удивлёнными возгласами:"Ну надо же, вот ещё один!.."

Испорченных бюллетеней было больше, чем за последнюю партию. Большинство из них просто перечёркнуто, но некоторые имели надписи:"Гайзер, верни МРОТ!", "Против всех!", "Верните выборы!", "Никого не знаю!"


Пару раз бюллетени пересчитывали, так как не сходилось то или иное число в общей статистике. Наконец, после 23.30, когда все данные были упорядочены и не имелось никаких претензий со стороны нашей наблюдательской комиссии, председатель стал заполнять итоговые протоколы, а мы составляли копии на них. Около полуночи со всем было покончено, все стали расходиться.


Мне пришлось ещё ждать машину от партии, которая забрала у меня протокол в обмен на оплату труда. В час ночи голодный, усталый, без сил злиться на этот долгий скучный день, я зашёл домой и бухнулся спать мёртвым сном.

 

http://pasha-delf.livejournal.com/