Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Коми
  2. Интеллигенция: «мозг» или «г..но» нации?

Интеллигенция: «мозг» или «г..но» нации?

Юрий Сарычев
Юрий Сарычев
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

                                       

 А.К. Витязев, Ю.В. Сарычев

    Недавно событием для интеллектуалов нашей республики (а, не ошибемся, если заметим, что и Российской Федерации) стал международный литературно-культурологический альманах-антология «История совести» №3-4 за 2010 год, издаваемый в Республике Коми.  Вызывает уважение размах и задумка основателей журнала. Как представляется, главная идея издания состоит в попытке осветить и проанализировать историю совести российской интеллигенции второй половины ХХ столетия. Альманах изобилует биографическими данными и высказываниями очень известных в России и за рубежом деятелей в области искусства, науки и политики этого времени.

    Как известно, совесть –  чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом. Иными словами, это нравственная ответственность за совершённые деяния и бездействие в исторически ответственные для отечества времена.

В свою очередь, интеллигенция (от лат, – мыслящий, разумный) определяется как работники умственного труда, обладающие образованием  и специальными знаниями в различных областях науки, техники и культуры. В других источниках делается акцент на том, что интеллигенция это,  общественный слой творчески одарённых людей. Исходя из данных определений,  можно понять, что к интеллигентам относятся люди умственного труда. В зависимости от профессии они – представители технической, научной и культурной интеллигенции. Особо выделяется творческая интеллигенция.

Есть и иной подход, наиболее популярный в русской социальной философии, согласно которому к интеллигенции причисляют тех, кого можно считать нравственным эталоном общества.

    Но в философии, например, Ф.В.Й.Шеллинга можно обнаружить иное -  то, что интеллигенция есть антипод природы, то есть Дух.

Естественно, Дух может снизойти на человека, открыться ему, и тогда тот становиться если не пророком, то избранником божьим. Без откровений, озарений нет открытий, научных достижений, социального прогресса. Озарения лежат в основе изобретения первых орудий труда. Следовательно, не только умственный, но и физический труд – следствие  одухотворения ископаемых предков человека.

В этой связи можно сказать: наука – новая вера. Она возникла с появлением научной формы откровения божьего. Эта вера интернациональна, поэтому не может служить источником межрелигиозных и национальных конфликтов. Она не консервативна, поскольку ее целью является добывание нового знания, и на её основе идёт социальный прогресс. Без неё цивилизация превращается в реликт.

Всегда добывали и добывают новые знания интеллектуалы. Они не просто переписчики мыслей. Но люди, обладающие даром научного озарения. Отсюда понятно, что интеллектуал (западное, соответствующее нашему интеллигент) – не особь в очках и с портфелем, складно произносящая слова и составляющая предложения. Мы же здесь, в России, порою, смешиваем генераторов идей (интеллектуалов) с теми, кто продвигает их в массы, апостолами науки – интеллигентами.

     Поскольку темой размышления является история совести российской интеллигенции, без истории нашей интеллигенции не обойтись.

Среди российских марксистов бытовало мнение, что до Октябрьской революции наша интеллигенция относилась исключительно к мелкой буржуазии (слою мелких собственников), а после была опролетаризирована (стала слоем наемных служащих).  И появление интеллигенции, как слоя, русские марксисты связывали с развитием капитализма в России.

Согласно общепринятой ныне точке зрения, массовое употребление понятия «интеллигенция» в русской культуре началось с 1860-х, когда журналист П.Д.Боборыкин стал употреблять его в массовой прессе. Сам Боборыкин объявил, что заимствовал этот термин из немецкой культуры, где он использовался для обозначения того слоя общества, представители которого занимаются интеллектуальной деятельностью.

Считается, что интеллигенция выражала подспудное стремление довольно широкого круга людей, получивших образование и впитавших дух европейской культуры, к социальным (революционным) преобразованиям.

Чтобы не плутать в многозначности термина «интеллигенция», можно ввести термин «интеллигентность», и, тем-самым, развести понятия. Думается, определение - интеллигентность есть свойство или способность индивидов воспринимать, передавать и (или) генерировать (творить, производить) передовые идеи - позволит отличать интеллигентность от интеллигенции, то есть от людей наделённых данной способностью. Кроме того, определение позволяет особо выделить творческую интеллигентность, и благодаря этому – творческую интеллигенцию: тех, кто стоит на переднем крае социального и культурного развития. Ещё важней то, что интеллигентными могут быть представители разных классов, или сословий. В этой связи вполне логичным выглядит мнение, что, например, дворяне-декабристы, были интеллигентами. Вопрос только в том, «заражались» ли наши декабристы «интеллигентностью», и она существовала как некая демономания, то есть «зараженность передовыми (революционными) идеями» (демон – др.-греч. δαίμων, в мифологии собирательное название сверхъестественных существ, полубогов или духов, занимающих промежуточное состояние между людьми и богами,мания – лат. mania, обозначает страсть, направленную на определенный предмет или занятия). Или они, как и некогда голландцы (затем англичане и французы) пришли самостоятельно к идее революции через осознание её необходимости в сложившихся современных им условиях. Иначе говоря, французы, голландцы, англичане и т. п., осознав необходимость, стали духовно свободными и боролись за реальную свободу.

А, может быть, причина революционной интеллигентности русских декабристов скрывалась в присущей им «пассионарности»?

Французское слово «passioner» значит увлекаться, разжигать страсть. Пассионарность роднит с маниакальностью наличие сверхценности какой-либо идеи для человека; пассионарность есть «увлеченность до самоотречения».

Пассионарность в значении страсти -  избытка биохимической энергии живого вещества, порождающего жертвенность ради социальных преобразований, была положена Л.Н. Гумилевым в основу его теории этногенеза. К пассионарному типу личности сам Л.Н. Гумилев относил Александра Македонского, Наполеона Бонапарта. Наверное, к пассионариям можно отнести казачьего атамана Ермака Тимофеевича Алёнина, Владимира Ленина, Бориса Ельцина, протопопа Аввакума…

Кем же всё-таки были по природе своей люди, вышедшие на Сенатскую площадь 14 декабря 1825 года? Считая их интеллигентными, нужно вспомнить, что «передовыми по своим взглядам» они стали после изгнания Наполеона из России в 1812 году. Войдя в Париж с русскими войсками, наши молодые дворяне надышались там революционным воздухом и вздумали (кстати, как показала история, необоснованно) подражать французам. Условия российского общества, современного декабристам, абсолютно не отвечали революционным начинаниям. Да и сама идея революционного преобразования была чужда народам России того времени.

Здесь также надо бы нам упомянуть и знаменитую статью В.И.Ленина «Памяти Герцена» (1912). «Чествуя Герцена, - писал Ленин, - мы видим ясно три поколения, три класса, действовавшие в русской революции. Сначала…дворяне декабристы и Герцен. Декабристы разбудили Герцена…Герцен развернул революционную агитацию….Ее подхватили, расширили, укрепили, закалили революционеры-разночинцы, начиная с Чернышевского и кончая героями “Народной воли”».

Как можно видеть, В.И.Ленин проводит линию русских интеллектуалов-инноваторов, интеллектуалов-революционеров от дворян-декабристов через Герцена, Белинского, Чернышевского к русским революционерам начала ХХ века. Однако при более внимательном изучении обстоятельств биографии упомянутых в ленинской статье исторических деятелей поражает выпукло проступающая в намерениях этих людей, в их чаяниях, в пожеланиях для России, идея движения по пути западного идеала общественного устройства. Иначе говоря, череда наших революционных отечественных демократов (которых мы признаем интеллигентами) обнаруживает себя скорее демономанической (вторичной, подражательной социальной группой), нежели когортой интеллектуалов, вышедших из практики рефлексирующего Духа (в соответствии с определением Шеллинга). Подтверждением может служить биография Герцена.

Герцен Александр Иванович, русский писатель, философ, внебрачный сын богатого аристократа И. А. Яковлева и немки Луизы Гааг, родился 25 марта (6 апреля) 1812 г. в Москве. Фамилия Герцен придуманная — от немецкого «герц» — сердце.
 Поскольку обширная домашняя библиотека состояла в основном из книг французских просветителей XVIII в., они заложили фундамент его мировоззрения. Очень повлияли на него события 14 декабря 1825 г. и последующие репрессии, которым подверглись декабристы. В 1827 г. А. Герцен и его друг Н. П. Огарев поклялись в вечной дружбе и в том, что отдают свои жизни служению свободе. В 1829 г. Герцен поступил, а в 1833 г. окончил физико-математическое отделение Московского университета. В июле 1834 г. его арестовали за участие в кружке, где изучались произведения Сен-Симона. Он провел девять месяцев в тюрьме. Затем ссылка.  В 1842 г. вновь поселился в Москве и стал активным участником спора между славянофилами и западниками, поддерживая позицию последних. В 1841—1848 гг. Герцен создал социально-психологический роман «Кто виноват?», повести «Доктор Крупов» (1847) и «Сорока-воровка» (1848), направленные против крепостничества. В 1847 г. с семьей уехал за границу. Там его постигло разочарование в ценностях европейской цивилизации, что не замедлило отразиться на страницах книги «С того берега» (1847—1850). В этом знаменитом произведении Герцен поставил вопрос: "где лежит необходимость, чтобы будущее разыгрывало нами придуманную программу". После поражения европейских революций 1848-49 разочаровался в революционных возможностях Запада и разработал теорию «русского социализма», став одним из основоположников народничества. В 1853 Александр Герцен основал в Лондоне Вольную русскую типографию. В газете «Колокол» обличал российское самодержавие. Программа "Колокола" заключала в себе три конкретных положения: 1) освобождение крестьян от помещиков, 2) освобождение слова от цензуры и 3) освобождение податного сословия от побоев. Набрасывая эту программу, Герцен, разумеется, смотрел на нее как на программу-минимум и, называя себя в знаменитом письме к Александру II "неисправимым социалистом", писал такие строки: "Я стыжусь, как малым мы готовы довольствоваться. Мы хотим вещей, в справедливости которых вы так же мало сомневаетесь, как и все. На первый случай вам и этого довольно". В 1861 встал на сторону революционной демократии, содействовал созданию «Земли и воли», выступал в поддержку Польского восстания 1863-1864.   К концу дней своих Герцен пришел к мысли о неприемлемости террора и насилия. Последние годы жизни провел в Женеве, Канне, Ницце, Лозанне, Флоренции, Брюсселе, Париже. Умер 9(21) января 1870 г. в Париже. Могила в Ницце.

.По Ленину, видевшему процесс русской революции в его этапной последовательности, получается, что «последней революцией» должна была быть пролетарская революция и, далее, коммунизм станет конечным пунктом всемирной истории. Далее цивилизация становится реликтом, замораживается без развития. В свою очередь, советский историк М.Н. Покровский (1868-1932) выдвинул тезис,  что каждый класс делает свою революцию, следовательно, как можно думать, стремится к собственной свободе. А видится она всем по-разному. Примечательно, что современный либерализм, во все времена оппонировавший марксизму и социал-демократии, также вырос на признании за каждым классом (общественной группой) собственного видения свободы. Таким образом, общий ствол либерализма, как и некогда ствол социал-демократии, разветвился. В этом, видимо, проявляется историческая закономерность. Ну и теперь следует сказать, что, поскольку, интеллигентность присуща всем без исключения классам и группам общества, то интеллигентные люди различных слоев общества с неизбежностью втянулись во взаимные выяснения отношений правоты и идейные конфликты.

В эпоху доиндустриальных обществ, конечно же, наличествовали и учителя, и врачи, и изобретатели, и люди искусства. Однако малое количество интеллигентов (интеллектуалов) и их слабая связанность с тогдашними производственно-экономическими процессами не заостряли внимания общества на проблемах развития интеллигенции.  

Иное дело индустриальная революция, которая привела к культурной революции и возникновению рынка духовных услуг. Классовый характер товарного общества не мог не влиять на этот рынок, следовательно, на культуру. Ну а разделение культуры при раннем капитализме на пролетарскую и буржуазную повлияло на становление мировой культуры. Если до Октябрьской революции в России  интеллигенция была мелкобуржуазной, то после неё стала пролетарской, затем народной. За годы советской власти усилиями интеллигенции пролетарская культура была поднята на высокий уровень.  Несмотря на пролетарское перерождение, мелкобуржуазный душок в российской культуре того времени сохранился. Носителем его стали диссиденты и шестидесятники. Они не желали «жить на одну зарплату». Раскрепостил шестидесятников генеральный секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущёв – отец «оттепели». Как ни странно, «оттепель» не остановила гонений на свободомыслящих художников и писателей (знаменитая выставка советских художников-модернистов в Манеже в декабре 1962 года и напутствовавшая её хрущёвская «эбёна мать», московская «бульдозерная выставка» 1974 года и т д.). В этот же период в подавлении волнений рабочих (как это было в Новочеркасске, в июне 1962 года) можно увидеть не только отчуждение советской власти от пролетариата, но и расхождение идейного марксистского движения с самим рабочим движением. И дело не только в том, что рабочие стали другими (а они, действительно изменились вместе с изменившимся характером их труда). Другими стали и вожди. Деятельность М.С. Горбачёва на посту генерального секретаря – тому пример.

Объяснение народного отчуждения от власти, возможно, состоит в том, что, ранее широко осуществлявшая себя в мире социал-демократия, не обеспечила эмансипации, раскрепощения человека. Вследствие популярности социал-демократических ценностей в Европе установился фашизм (национал-социализм), в России сталинизм (интернационал-социализм). Напомним, в США давление и развитие социал-демократических идей привело к усилению роли государства в обществе («новый курс» Ф.Д. Рузвельта).

Итак, отшатнувшись от социал-демократии (её национал-социалистического и интернационал-социалистического рукавов), советский народ поверил застрельщикам перестройки (по сути либерал-демократам, чьи братья по убеждениям пришли к власти в Североамериканских Штатах и в Западной Европе после второй мировой войны). Советский народ поддержал их.

 Но, увы! Либерализация СССР «в первом круге» привела к распаду советской империи, а во втором уже грозила развалить возникшую Российскую федерацию. Угроза гибели страны отшатнула население к государственникам. И силовики неимоверными усилиями, ценою многих жизней остановили распад.

Теперь спросим интеллигентов-либералов, проводивших реформы, как обстоит дело с их совестью. Первый президент России, Б.Н. Ельцин, уходя с поста, например, покаялся и попросил прощения у народа. Легче от этого не стало, но факт остается фактом. Бывший глава правительства РФ того времени, кристально чистой души человек, бессребреник (утверждаем без иронии), преждевременно ушедший из жизни Е.Т. Гайдар, все же, не успел, видимо, покаяться за себя и коллег в том, что «хотели как лучше, а получилось как всегда».

Но, знаете, что самое печальное и примечательное? Интеллигенция, своим подавляющим большинством затеявшая и поддержавшая перестройку, «не распролетаризировалась» – то есть, как была при Советах, так и осталась в современной России слоем наемных работников (интеллектуального труда).  И этот факт (то, что интеллигенция не стала еще в своей массе слоем собственников) нуждается в своём объяснении.

Оставшись по природе своей сервильной, обслуживающей и не обретя экономической независимости, интеллигенция так и не отмылась от вульгарного ленинского эпитета, о том, что она не «мозг», а «говно» нации. Этот печально известный тезис, похоже, подтверждается многими современными российскими реалиями: современная наша либеральная интеллигенция не консолидирована, партии её не популярны, программы тоже. Денег у неё нет. Она зависит от капитала и власти. Так, где же её свобода, тот её либерализм, за который она боролась?

Совестно также за то, что, находясь возле руля приватизации, наши учёные-либералы от науки не вспомнили о своей almamater-  социальном институте науки. И не подарили ему в собственность часть средств производства - отрасли машиностроения, например, без которой она, наука, не может участвовать в экономической конкуренции, следовательно, развиваться, что называется, в ногу со временем.

Ведь в рыночном обществе «погонялом», стимулом является не та или иная партия, типа КПСС или «Едра» и не правительство, а закон стоимости.

Участие в погоне за прибылью – то, что науке нужно как воздух. Современная же российская наука целиком остается придатком министерства образования, финансируемого из федерального бюджета. Поэтому она, как и в советское время «выбивает» денежные средства для своего существования путем обивания порогов, но не делает денег для прорыва в будущее. Быть может, «шоковая терапия», применяемая не к фундаментальной, а к прикладной части науки смогла бы изменить ее лицо?

Ну и, конечно, при нынешних общественных раскладах о научном и социальном прорыве, о становлении России передовой державой можно лишь мечтать. И это, надо сказать, очень дорогая мечта. Капитализм всё расставил по своим местам. Научная форма откровения божьего дорогого стоит.

Творческий интеллигент хоть и пассионарно-демоническая фигура, однако, в материальном обеспечении нуждается, как, впрочем, и вся наука. И последнее: думается, в условиях современной рыночной жизни таких образцов интеллигентности, какие приведены в    альманахе-антологии «История совести» уже не отыскать. Но, быть может, заразительные примеры жизни совестливых интеллигентов ХХ века поспособствуют формированию традиции совеститься в современном поколении деловых предприимчивых россиян разных сословий, как это, например, происходит с четырьмя десятками американских миллиардеров, публично поклявшихся употребить половину своего многомиллиардного долларового состояния на общественные нужды – образование, здравоохранение, науку, культуру.

Материалы по теме
Мнение
4 апреля
Мария Попова
Мария Попова
Если вы никак не можете выбрать себе подходящую лопату для борщевика
Мнение
21 декабря 2023
Наталия Демина
Наталия Демина
Отсутствие туалетной бумаги — наша скрепа?
Комментарии (22)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
"ХХ"
6 авг 2010 15:02

Мозг...но - это интеллигентская заумь

интеллигентишко
6 авг 2010 15:35

Словоблудие какое-то. Вычеркиваем.

Наталья Логина
6 авг 2010 18:28

Юрий а можно то же самое, только в 10 предложений и своими словами. Тема то очень сильная...

Спичак
7 авг 2010 01:56

" Как известно, совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом. Иными словами, это нравственная ответственность за совершённые деяния и бездействие в исторически ответственные для отечества времена."
Это одна из базовых ошибок... Нравственность - формируют люди. Совесть - формирует Бог (далее можно интерпретировать - через внутренний диалог, через конфликт ума и сердца, через эго и альтерэго, сознание и подсознание)
Отсюда конфликт вполне нравственных людей с совестью, которая кричит против безбожной нравственности.
Не комментирую продукт - альманах "История совести" - пока не готов. Но комментирую, Юрий, вашу спорную (весьма и весьма) установку... через такую призму конфликт усугубляется, и никогда не найдет разрешения...
Однако, спасибо, что привлекли внимание к проблеме и к альманаху.

Сарычев Юрий
7 авг 2010 10:48

..."Как известно, совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом"... - это словарь Ожегова, Григорий....про Бога же только то можно, пожалуй,сегодня утверждать, что "наука – новая вера. Она возникла с появлением научной формы откровения божьего..." Тут, согласен Григорий, в статье много "противоречивого" =))) изложено, но только не с точки зрения разведения понятий совести и нравственности через понимание формирования одной из них Богом....там, в статье гораздо больше иных "странностей", про которые наш земляк =)) Иммануил Кант мог бы улыбнуться своим излюбленным девизом "имей отвагу знать"...

Спичак
7 авг 2010 11:01

Юрий, Вы или не услышали посыл, или Вам важно пройти мимо него... Попробую "на пальцах": нрав и нравственности сформированнные, например, античным обществом формировали поведение и ответственность этого общества, в котором были свои "верх" и "низ" нравственности.(отличные от системы координат какого-нибудь соседнего - дикого или несоседнего китайского общества). Нравы и нравственность отличались настолько, что общества отличались цивилизационно.
А вот человечество дорастает до категории , до проснувшейся точки в сердце - Зова Бога, Суда Бога и со-вести(весть, вестник - по греч.АНГЕЛ). Это когда стыдно ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ - видел ли кто-нибудь из общества твое поведение. Это норма отношений человека и Бога. Это диалог по формированию не внешнего, а внутреннего нрава - души. И пропасть между нравственностью обществ и совестью человека НЕПРОХОДИМА.

Сарычев Юрий
7 авг 2010 11:43

...Григорий, есть старый анекдот про бога и еврейского портного, пошивавшего брюки клиенту месяцами. Помните? И когда, наконец, вне себя от раздражения,держа в руках хорошо исполненный заказ, клиент заметил портному, что даже весь мир был сотворен Богом за шесть дней, тот, улыбнувшись ответил: "...и Вы посмотрите на этот мир....а теперь на эти бруки"....

Сарычев Юрий
7 авг 2010 11:13

.. Да,Наталья, написал было я эти 10 предложений, а потом подумал, что, все же, неправильно так...если вопросы у Вас остаются - тогда побеседуем.

Спичак
7 авг 2010 11:53

В одном соглашусь - в этом формате спор или дискусссия предли-и-и-и-нная получится....

Сарычев Юрий
7 авг 2010 12:00

.....на нас ведь "смотрют", Григорий... и что же "видют"?
А видят (хоть и печально это) четкий ответ на основной посыл-надежду альманаха "История совести" - никакого примирения в интеллигенции не случится - даже имененм завещания Дмитрия Лихачева - и об этом в статье нашей есть...

Дмитрий Несанелис
7 авг 2010 12:34

То, что на сайте появляются такие глубокие тексты, как обсуждаемый ( в этом ряду, с моей точки зрения, также сочинения Григория Спичака, Олега Чуба, Олега Кублицкого, etc) говорит, как минимум, о том, что проект задуман интересно и перспективно. Теперь два слова по существу.
1. Исключительно в контексте рассуждений Юрия Сарычева - в чем, собственно, должен был каяться Егор Гайдар. Подчеркиваю - речь не идет о том, насколько он был "эффетивным менеджером". Вопрос, следуя логике автора, может быть поставлен так: где Гайдар (именно и конкретно он) сознательно поступил не по совести? Ответ имеет смысл, конечно, если соотношение совести и нравственности мы понимаем примерно так же, как Григорий Спичак. В иной системе координат сам вопрос, а тем более ответ на него, теряют всякий смысл.
2. Если автор не возражает, то с приличествующими случаю ссылками я процитирую его краткую лекцию в студенческой аудитории, где мы с моими слушателями обсуждаем антропологические сюжеты, имеющие философское звучание. При этом хотелось бы понять вот что - упоминание о филантропических намерениях американских миллирдеров - это призыв, констатация, мысль в слух? Или некоторое суждение, подтверждающее, что человек - существо отнюдь не экономическое, а все-таки совестливое (с вытекающими отсюда последствиями). Я прочитал текст дважды, и мне осталось не совсем понятным, какой статус следует присвоить предложению о миллиардерах. Между тем, хотелось бы понять логику автора максимально адекватно. Некоторый подтекст моего вопроса, очевидно, не ускользнет от автора. Почему половину - почему не 25%, а если серьезно - то почему не все? Думаю, и сам Юрий Сарычев, вероятно, имел в виду притчу о мытаре, когда из под его пера выходили последние строки этого необычайно интересного эссе.

Юрий Сарычев
7 авг 2010 13:37

...каждому мыслящему человеку покаяние ("метанойя", перемена ума) внутренне свойственна. Егор Тимурович Гайдар не прожил, по-моему, земного срока, достаточного для зрелой личной переоценки состояния своего ума, когда он тридцатилетним премьером, молодым человеком вошел в мировую историю. Не думаю, что Гайдар "должен" каяться, но, уважая качество личности и ума Егора Тимуровича, предполагаю что он "переменил бы свой ум" в свои семьдесят, относительно своего же ума тридцатипятилетноего срока зрелости....
Пассаж с филантропией американских миллиардеров - это зады моего сравнительного осмысления общественной динамики в Штатах и в России: похоже, в Штатах идет процесс социализации, а у нас - либерализации, чередующейся болевыми приемами В.Путина в адрес крупных собственников (подобие "нового курса" Ф.Д.Рузвельта в США, в 30-х). "Зрители" симпатизируют Путину....У меня самого есть по этому вопросу понимание необходимости меры, которая должна была бы привести здесь в России к социально ответственному и живому, заинтересованному институту бизнеса. Более сказать не могу - более скажут сами В.Путин, В.Алекперов, Миллер, Прохоров, Дерипаска, Абрамович... и, как венец, конечно президент Дмитрий Медведев...

мЭстный
7 авг 2010 12:12

если это был мятеж оплаченный англией ради отделения польши. Им было насрать на всех. Преледовались очень узкие личные интересы. Потому ни как их политическую программу найти не могут

Дмитрий Несанелис
7 авг 2010 19:13

Прошу простить, но в "профиле" не указано Ваше отчество. Буду признателен, если подскажите.
1. В такой постановке суждение относительсте Егора Тимуровича Гайдара мне близко. И дело, вероятно, не в возрасте физическом, а духовном. И все-таки... В экономике и политике СССР в конце 80-ых наступило то, что наступить было должно. Вероятно, катастрофа могла случиться чуть раньше или чуть позже. Давайте представим, что Гайдар дожил бы до преклонных лет. Более чем вероятно, что его духовный облик бы действительно изменился и какие-то оценки были бы переосмыслены. Но я веди писал о несколько ином. Выбирая между плохим и очень плохим, Е.Т. остановился на первом. Издержки были чудовщиными, но могли стать беспрецедентно трагическими. И, по моему, все-таки ими не стали.
Относительно известных сходств между политикой Ф.Д.Рузвельта и В.В.Путина - полагаю, Вы правы. Мне как-то довелось услышать потрясающе интересный доклад о том, что некоторые стилистические детали указывают на поразительное сходство деталей, характеризующих общение двух президентов с широкой аудиторией. А порой именно детали звучат особенно убедительно.

Екатерина
9 авг 2010 01:40

Сильно!Глубоко!Прочитала на одном дыхании.Концентрированный бальзам на...мозг.Спасибо!

Сарычев Юрий
9 авг 2010 10:13

Екатерина, спасибо за отзыв. Важность отношения к интеллигенции сегодня определяется решающим значением высокотехнологичного труда для устойчивого развития общества. Наука стала в ХХ веке производительной силой, стало быть, интеллигенция (её апостолы) на наших глазах и при нашем участии трансформируется из некоей "прослойки" в силу, определяющую повестку дня. Это нам надо понимать (и интеллигентам во власти, и интеллигентам-лидерам гражданского общества). И при всем этом важно нам не забываться насчет роли интеллигенции в становлении нашей республики - РК была и остается территорией, освоенной российской полиэтничной суперсистемой. Интеллектом Академии наук России (СССР),Географическим обществом, промышленно-технологическим гением инженеров, руководителей и рабочих отраслевого Топливно Энергетического Комплекса (сегодня их наследники - Газпром, Лукойл, Транснефть, Российские железные дороги). Иными словами, наше дальнейшее (цивилизационное) региональное развитие возможно только на базе дальнейшего практического осознания Россией своих северных интересов. Архангельск и Мурманск здесь Сыктывкар не потеснят, поскольку их историческая промышленно-хозяйственная структура и направленность интеллигенции (ВПК,корабеллы,морское дело) несколько отличается от нашей РК. Это надо бы держать в размышлении Медведеву с Путиным и Гайзеру с Черновым. Вот такие размышления

Сарычев Юрий Васильевич
9 авг 2010 09:50

...двое суток мотался между Ухтой и Сыктывкаром - дело в том, что у нас в Ухте нет некоторых услуг по автомобилю, а Сыктывкар - все же, в этом и многих других смыслах стал, действительно, городом...другим смыслом побывать на выходных в Сыктывкаре стала для меня выставка в Национальной галерее "Французская фотография от рождения за последние 100 лет". Она тем более интересна, что встык ей там же размещена фотоэкспозиция "Мой Сыктывкар". Сейчас, перед работой в себя прихожу (вернулся очень поздно ночью).

Спичак
11 авг 2010 12:34

Ожегов словарь рождал в атеистическое время (1940-е), не случайно у него ряд фундаментальных понятий и семантических конструкций не рассматривается, потому что вне религиозного понимания нет понимания вовсе... Поэтому..."Как известно, совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом"... - это словарь Ожегова. Поэтому ссылка вот на это...неубедительна. Давайте я сошлюсь на Лурье "Язык и мышление". Там поубедительнее будет.

Сарычев Юрий
12 авг 2010 11:49

...та работа, которую проделал Сергей Иванович Ожегов для русского языка была бы невозможна без духовного благословения (как и труд каждого, известного в любом народе, выдающегося человека). О духовном благословении С.И.Ожегова пишет протоиерей Герасим Павский в своем очерке "Движитель" словарного дела" http://www.pravmir.ru/dvizhitel-slovarnogo-dela-–-sergej-ivanovich-ozhegov/
(малоизвестные штрихи к биографии ученого).
Еще представляется важным отметить особо, что в процессе (и в истории) настоящей, качественной мысли человек перестает быть русским, коми, белорусом, евреем, немцем и т.п. Верно и то, что настоящая мысль всегда была чуждой понятийных ярлычков "атеистический", "религиозный", "материальный", "идеальный". И вот, самую суть современного интеллектуального процесса составляет осмысляемая нами устарелость установок на разделительный образ черно-белого мышления...

Гр.Спич
12 авг 2010 12:02

Дальше - препинания.... разницу подходов и пониманий мы уже обозначили.

Сарычев Юрий
12 авг 2010 13:46

Григорию Спичаку

Григорий! Судя по высказываниям, Вы, вероятно, придерживаетесь интуитивизма в объяснении происхождения совести. Я же сторонник эволюционизма, который подтверждается, например, историей Древней Греции, где под совестью понимали нечто совсем другое, нежели сейчас. Менялись цивилизационные принципы, менялось понимание совести… Ваше же понимание совести очень близко к каббале, например…

Филантроп Мизатропов
1 сен 2010 18:20

Творческая научная интеллигенция - та, что делает открытия - чистая интеллигенция. Ей отмываться не нужно. Она может объединиться под флагом либерализации науки. Наука станет свободной, если получит в собственность часть средств общественного производства.

Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме