Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Коми
  2. Православие как «наше все»

Православие как «наше все»

Олег Чуб
Олег Чуб
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

                                                       

   Для начала позволю себе небольшое лирическое отступление, не имеющее прямого отношения к заявленной теме.

  

На прошлой неделе «православную блогосферу» облетела шокирующая «христоносных бойцов» новость: популярный телеведущий Владимир Познер в интервью провинциальному журналу «Cher ami»  осмелился назвать принятие Русью православной версии христианства «величайшей бедой России». Стрелам остракизма, пущенным в наглеца, не было предела. Так, например, замечательный писатель Владимир Крупин ничтоже сумняшеся заявил, что «Познер выжил из ума и подписал себе смертный приговор, готовя себе место в аду».

Что Владимир Николаевич подразумевал под подготовкой Познером «себе места в аду», правда, оказалось не совсем понятно. То ли теперь господину Познеру нужно ожидать у себя дома в Чистом переулке святую рать, вооруженную наперевес хоругвями и крестами-дрекольями, то ли у наиболее отмороженных активистов «русского православия» появилась «вертушка» с преисподней – сказать сложно (впрочем, и автору этих строк не так давно посчастливилось столкнуться с пожеланием сановитого православного священнослужителя «прожить не более трех лет» - так что может быть получена сверху/снизу какая директива, не знаю).

Не менее определенно высказался и редактор «почвеннического» журнала «Наш современник» Станислав Куняев, предложив журналисту убираться домой – «хоть во Францию, хоть в Нью-Йорк, поскольку в России с такими убеждениями делать нечего». После этого, как из канализационного брандспойта, полилась реакция многочисленных протоиереев, игуменов, иеромонахов и миссионеров с требованиями a la Вышинский (совершенно не преувеличиваю – «общее место» этой с позволения сказать критики – выискивание некой «установки», данной Познеру «проклятым антихристианским Западом»).

Скажу честно – сразу бросился искать реакцию священноначалия из Патриархии на эту остервенелую травлю пожилого интеллигентного человека (пусть и имеющего иное мнение, в отличие от нас, православных). Если вы, уважаемые читатели, думаете, что кто-то сверху одернул не в меру зарвавшихся «певцов Святой Руси» или хотя бы попросил показать доверенность, выданную им Сыном Человеческим, на право вещания от Его имени, вы глубоко и непоправимо заблуждаетесь. Молчание могильное, будто бы элементарные человеческие приличия уже выпали из морального кодекса православной церкви.

Другая история, на сей раз связанная не с бородатыми престарелыми «крестоносцами» (как сами они себя горделиво величают), а с зеленым молодняком, сволоченным с бору по сосенке к Селигерскому капищу. Директория логики та же – пытаюсь, подобно Диогену, отыскать  хоть тень осуждения обществом, притязающим на звание христианского, омерзительной «инсталляции», оскорбившей (в отличие от заклеванной выставки «Запретное искусство») реальные чувства реальных (и заслуженных) людей, таких как старейшая правозащитница Людмила Алексеева, член Общественной палаты Николай Сванидзе или музыкант-правдоискатель Юрий Шевчук. И опять в ответ – тишина…

Дело не в том, что под улюлюканье толпы некоторые экземпляры «богоносного народа» бьют размашисто, с кряканьем и хрюканьем, чисто по-русски людей, несогласных с их этическими представлениями. Беда нашей страны в том, что православные христиане – «соль земли», больше не осоляют ее своим печалованием и заступничеством. Давайте честно признаемся себе, что из наших уст куда чаще чем «Христос воскресе, радость моя» вырываются черной жабой требования «расстрелять, как бешеных собак».  Можно ввести еще не один десяток церковно-государственных праздников, или же дореволюционную практику обязательного участия в церковных таинствах (с предоставлением соответствующей справки от «духовного окормителя») и остаться, в лучшем случае, у разбитого корыта эффективного мессианского менеджмента наедине с новым Ксерксом (или Великим Инквизитором – как повезет).

Не хочется верить в то, что наше дело и впрямь – труба. В то, что православие в той черносотенной, почти фашистской транскрипции, действительно – наше все. Окончательный крах романтиков от «розового христианства»; последний гвоздь в крышку домовины наших идиотских интеллигентских упований двадцатилетней давности на религиозное Возрождение в России, связанных с именами митрополита Антония Сурожского, отца Александра Меня, академика-церковнослужителя Сергея Аверинцева и священника-диссидента Глеба Якунина.

«Все ближе, ближе пьедестал Тельца, Все четче зрак насильника и хама» - гласит печальный кант замечательного православного песнопевца иеромонаха Романа (Матюшина).

По-видимому, нам остается только ждать полной и окончательной материализации призрака нового 17 года, слоняющегося по «православной России», когда «наше все» из Колосса на глиняных ногах в мановение ока станет «нашим ничем». А русский бунт – мы все помним, каков он.

Материалы по теме
Мнение
7 января
Лев Шлосберг
Лев Шлосберг
От Рождества до Рождества. Все, кто погиб за этот страшный год, были живы год назад
Мнение
11 марта
Дина Хитрова
Дина Хитрова
Мечта пожить в чистоте
Комментарии (9)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Спичак
28 июл 2010 17:04

В начале 90-х будущий епископ Питирим, как и многие другие в самом деле уважаемые люди, те самые "романтики "розового христианства"(или "розановского"?) говорили и чаяли "возрождения, как в ХIХ веке... как при Николае Втором".
Любые робкие и неробкие, громкие попытки напомнить и оспорить - НЕЛЬЗЯ, КАК В ХIХ, потому что тогда ВПЕРЕДИ 1917-й... Все эти попытки заклевывались тем самым "розовым христианством", сюсюкающим и игнорирующим проблему отсутствия катехизации... Теперь эта необразованная( в ученииХриста) толпа совершенно искренне считает себя христианами... Впереди 1917-й.

Денис Сасин
28 июл 2010 17:49

Уважаемый Олег, читая ваши рассуждения, не раз приходилось ловить себя на мысли, что «ложь не исправить новой ложью, не приспособить Церковь к ним, она еще покуда Божья». Я, конечно, понимаю, что вы видите в них «соль земли», «печальников о Земли русской»? Но, кто дал Вам право, как вы сами же и говорите «показать доверенность, выданную им Сыном Человеческим, на право вещания от Его имени». Вы можете отстаивать право на свободу мысли и совести «печальников», но это будут ваши печальники. Вы желаете, чтобы Церковь возлюбила мир и все, что в мире? Разве не взывает она к народной совести, обличая заблуждения? Вы скажете, они несут свет миру, но нужен ли миру свет их? Церковь наша давно уже заявляла о том, что не желает слиться с государством, памятуя о гонениях 20 - 30 - 60 годов прошлого века. Об этом вы можете и не беспокоится. Сегодня многие в России давно уже ждут создания новой церкви, ее реформации, путем либерализации церковной жизни. Но, что мы получим на выходе, разве это будет единое Тело Христово, ведь нет – осколки оного. Еще раз вопрошаю к Вам: «Какая церковь нужна вам? Какого «владыку» изберете Вы?». Поставите ли вы во главу угла свое родное, Православие наше все, проходя сквозь философские мытарства русского народа - богоносца - смеси протестантизма, католицизма или иудео-христианства - покажет время. Надеюсь, что Бог вернет Вас на свои пути.

Матвей
28 июл 2010 19:23

Спасибо, Олег, за прекрасную статью, за Ваш замечательный язык и бузупречный стиль. Но я хочу сказать о другом.
Русская Православная Церковь может сколько угодно декларировать своё нежелание сливаться с государством - вся её политика последнего десятилетия говорит об обратном.
Она незаметно врастает в государство, она становится его частью, а вскоре станет и самим государством.
И получается, что Богу Богово, но Богу и кесарево. Разве это правильно?

Олег Чуб
29 июл 2010 12:47

Спасибо, Матвей! Это не только совершенно правильно и закономерно, но и неизбежно в рамках избранной нами тысячелетие назад магической версии христианства (в отличие от фаустианской европейской ипостаси его) с ее ментальной архаикой, авторитарно-самодержавными ценностями, верой в эффективность насилия, в царя-надежу и вообще во власть, которая до сих пор остается у нас "священной коровой". Пока мы не смогли вырваться из этой тысячелетней манихейской "парадигмы несвободы", как назвал ее академик Юрий Афанасьев. Сможем ли мы когда-нибудь преодолеть это заскорузлое представление о себе как о "богоизбранрном народе" с "державным хозяином" во главе? Не знаю. Не сумеем - значит безнадежно проиграем состязание с Историей, ибо лимит поблажек и гандикапов для России давно закончился.

Н.А.МАРТЫНОВ
28 июл 2010 20:12

не имею привычки нюхать коментарии,но написано очень хорошо..есть сионистское государство Исраэль,и оно прямо-таки манит и милости просит у всякого рода толерастов,горднливых пустозвонов и скрежещущих зубами прозападных русофобов.

Людмила
29 июл 2010 12:40

Не надо путать веру и священнослужителей. Они на такой же дистанции как предмет вожделения и мошенник, приятный с виду во всех отношениях, готовый втереться в доверие, выслушать, подскулить и подвыть вместе со страждущим. Ради корысти. Но с чего Вы взяли, что сами священнослужители носители веры? Из общения с одним молодым человеком, который после службы в "горячей" точке пошел в священнослужители, чтобы обрести покой души своей, стало мне известно, что, узнав изнутри эту свору, облаченную в церковные одежды, он бежал оттуда куда глаза глядят; ужаснулся двуличием и лицемерием, развратом и "голубизной", процветающей в церквях; во время Поста столы их ломятся от запретной пищи, смотрят порнофильмы и вообще ведут себя по-сатанински... Проповедуют при этом народу библейские истины, внушая терпение и послушание. Разве не это нужно руководителям государства от народа? И доход при этом течет рекой... Зрите в корень... Вот какие пирамиды нужно строить, которые тысячелетиями стоят и разрушить их еще никому не удалось. Потому что государству это на руку.

Юрий Поляков
29 июл 2010 15:56

Олег, где Вы видели "чисто русскую драку", по Вашим словам, размашистую, "с кряканьем и хрюканьем"? Мне кажется, в России всегда существовало несравненно более бережное, чем на Западе, отношение к чужой физиономии. Посмотрели бы Вы на "истинно английскую" драку на стадионе или уличный погром в Германии.

Олег Чуб
30 июл 2010 11:20

Работая локтями, мы бежали,-
кого-то люди били на базаре.
Как можно было это просмотреть!
Спеша на гвалт, мы прибавляли ходу,
зачерпывая валенками воду
и сопли забывали утереть.

И замерли. В сердчишках что-то сжалось,
когда мы увидали, как сужалось
кольцо тулупов, дох и капелюх,
как он стоял у овощного ряда,
вобравши в плечи голову от града
тычков, пинков, плевков и оплеух.

Вдруг справа кто-то в санки дал с оттяжкой.
Вдруг слева залепили в лоб ледяшкой.
Кровь появилась. И пошло всерьез.
Все вздыбились. Все скопом завизжали,
обрушившись дрекольем и вожжами,
железными штырями от колес.

Зря он хрипел им: "Братцы, что вы, братцы..." -
толпа сполна хотела рассчитаться,
толпа глухою стала, разъярясь.
Толпа на тех, кто плохо бил, роптала,
и нечто, с телом схожее, топтала
в снегу весеннем, превращенном в грязь.

Со вкусом били. С выдумкою. Сочно.
Я видел, как сноровисто и точно
лежачему под самый-самый дых,
извожены в грязи, в навозной жиже,
всё добавляли чьи-то сапожищи,
с засаленными ушками на них.

Их обладатель - парень с честной мордой
и честностью своею страшно гордый -
все бил да приговаривал: "Шалишь!..."
Бил с правотой уверенной, весомой,
и, взмокший, раскрасневшийся, веселый,
он крикнул мне: "Добавь и ты, малыш!"

Не помню, сколько их, галдевших, било.
Быть может, сто, быть может, больше было,
но я, мальчишка, плакал от стыда.
И если сотня, воя оголтело,
кого-то бьет,- пусть даже и за дело! -
сто первым я не буду никогда!

Евгений Евтушенко, "Картинка детства"

Спичак
30 июл 2010 11:27

Олег, Поляков ведь прав.... страсть разве бывает русская-нерусская.Разве ненависть - это русское приобретение? Или разве распинают во Франции или Китае иначе, чем в России?
Может быть, Орлеанский католик или протестант мыслят высокими категориями "фаустианской(?) эпохи"? Нет, тем же дрекольем , тем же топором и кастетом... Не русская это проблема. "Просто" оскудевает на земле Любовь...

Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме