Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Горизонтальная Россия
  2. Мечтать (не) вредно. Как фантазирование помогает справиться со стрессом, но иногда превращает реальность в кошмар

Мечтать (не) вредно. Как фантазирование помогает справиться со стрессом, но иногда превращает реальность в кошмар

Иллюстрация «7х7»
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

«Это все очень похоже на сон, из которого проснешься, или на сериал, который можно поставить на паузу, — написала в своем блоге секс-просветительница Саша Казанцева по поводу военных действий, эмиграции и связанных с этим событий. — Мозгу не с чем сравнить из личного опыта. Но он ищет аналогии, чтобы осмыслить происходящее, и находит их в образах из кино и книг». Казанцева представляет, что живет «в страшной, но в то же время доброй сказке, где происходят кошмары и чудеса, и единственный способ пройти ее — это продолжать идти».

Саша Казанцева — не единственная, кто обращается к фантазийной оптике во время стрессовых ситуаций. Некоторые люди находят в этом ресурс для продолжения жизни, другие, наоборот, теряют себя. Как жить, если мечтания становятся сильнее — «7х7» разбирался вместе с психологом Анастасией Лобовой.

Жизнь как блокбастер

Хелена (героиня попросила называть ее так) в трудной ситуации представляет, что находится в центре художественного произведения. Ее любимые герои для таких фантазий фигурируют в романах жанров магического реализма или городского фэнтези. Еще Хелена может ассоциировать себя с героями компьютерных игр или конструктором Дзиро Хорикоси из мультфильма Хаяо Миядзаки «Ветер крепчает». Это помогает ей чувствовать себя увереннее и справляться с обстоятельствами.

— Ужас не может усиливаться и нагнетаться вечно. По законам строения блокбастеров однажды наступят кульминация и развязка — даже если не хеппи-энд, то хотя бы что-то обнадеживающее, — говорит девушка.

Иногда она занимает место не героя, а зрителя: берет воображаемый попкорн и наблюдает: «Ничего себе поворот», «Да ну, тут автор перегнул палку». Эти фантазии дают ей чувство стабильности и спокойствия.

Психолог Анастасия Лобова заметила, что из-за пандемии коронавируса, а затем военного конфликта в Украине и волн эмиграции, ее клиенты стали чаще прибегать к фантазированию.

— Для одних это способ справиться со стрессом, а для кого-то даже стратегия выживания, чтобы не сойти с ума. Фантазирование — довольно экологичный способ жить в сегодняшних реалиях.

Откуда берется бегство в фантазии

Люди начинают фантазировать в детстве. Для ребенка нормально представлять себя героем мультфильма или книги. Так формируется способность мечтать, а впоследствии — ставить цели.

Если ребенок сталкивается с физическими наказаниями, сексуализированным или эмоциональным насилием — пассивной агрессией, криками, манипуляциями — фантазии могут включиться для ухода от опасной ситуации. У человека сформируется деструктивный механизм, способный в дальнейшем наложиться на все сферы жизни.

 

Анастасия Лобова предложила представить двух людей, которые с детства привыкли в стрессовой ситуации уходить в безопасный мир фантазий. Один из них, успокоившись, способен вернуться в реальность, снова взять на себя роль ответственного взрослого и начать решать проблему. Это здоровый подход, даже если он сформировался как ответ на травму.

А другой человек с таким же механизмом реакции на стресс не понимает, как ему вернуться в реальную жизнь. В своей фантазии он смелее и решительнее, к тому же там не нужно включать ответственность. Фантазирование становится не ресурсом, а его поглотителем.

Навязчивые мечтания разрушают мотивацию к действиям в реальности, отнимают время, формируют нереалистичные ожидания от себя и окружающих. Они способны повлиять на отношения с близкими людьми и профессиональные коммуникации. Чтобы изменить поведение, человеку нужно обратиться к специалисту. Психолог поможет разобраться, что запустило механизм фантазирования, и проработать травму.

Опасность навязчивых мечтаний

Некоторые люди могут так глубоко погружаться в вымышленные миры, что им сложно прервать это состояние. Психологи называют такое поведение навязчивым фантазированием, или дезадаптивной мечтательностью. Английский термин — maladaptive daydreaming.

В зарубежных психологии и психиатрии есть порталы и команды экспертов, которые изучают феномен дезадаптивной мечтательности, например «Международный консорциум исследований дезадаптивных мечтаний». В России такого нет, но можно найти группы поддержки в соцсетях, где люди делятся подробностями своих состояний и техниками, помогающими преодолевать их.

В одной из таких групп пользовательница под ником Мира рассказала, что навязчивые грезы начались у нее перед пятым классом — после переезда и смены школы. Она начала воображать любимых героев в разных ситуациях, часами кругами ходила по комнате, фантазируя. Постоянное напряженное фантазирование приводило Миру к переутомлению и апатии, головным болям, тошноте. К девятому классу у девушки появились суицидальные мысли.

— Меня не было в моей жизни эти годы, она [жизнь] была ненавистной побочной веткой. Я чувствовала себя абсолютно пустой, что гнию изнутри, — вспоминает Мира.

Концепцию навязчивого фантазирования впервые представил израильский психолог Эли Сомер в 2002 году. Он обнаружил, что уход в мечтания может преследовать даже социально успешных людей, которые из-за грез живут двойной жизнью — настоящей и вымышленной. При этом они способны отличить фантазии от реальности.

 

Нужно различать навязчивые грезы, которые вызваны желанием психики получить яркие эмоции, и дереализацию — реакцию на травму или симптом психотического нарушения. Дереализация бывает пугающей, лишает ощущения безопасности и вызывает стресс.

Состояние навязчивого фантазирования не является психиатрическим диагнозом. Те, кто хочет освободиться от постоянных грез, ищут помощи у единомышленников и специалистов. Мире помогли компьютерные игры, которые приносят почти столько же удовольствия. Ей по-прежнему тяжело сосредоточиться, она часто опаздывает на встречи, а иногда выпадает из реальности. Девушка хотела бы найти психолога, но не знает, где взять деньги на терапию.

Дезадаптивная мечтательность редко бывает полезной. Профессор Алессандро Мусетти изучал реакцию на пандемию и обнаружил, что люди со склонностью к излишнему фантазированию чаще беспокоились из-за коронавируса и чаще страдали депрессией.

Как остановить грезы и вернуться в реальность

Для избавления от навязчивых мечтаний люди, которые переживали эти состояния, предлагают разные механики. Вот некоторые советы.

  • Переносите фантазии на бумагу: ведите дневники, записывайте сюжеты, как будто это черновики художественных произведений. Записи можно перечитывать или уничтожать, чтобы отпустить фантазию.
  • Смените направление мыслей. Один навязчивый сюжет в голове можно заменить на другой, не такой проработанный. Это поможет вернуться в реальность.
  • Уничтожьте персонажей. Подписчики пабликов о навязчивом фантазировании говорят, что, если представить смерть выдуманных героев, это оборвет крутящийся в голове сюжет.
  • Устройте информационный детокс. На время отключитесь от привычных источников информации, не слушайте музыку (для многих людей с дезадаптивной мечтательностью музыка является триггером, запускающим фантазирование).
  • Пообщайтесь с другими людьми. Не только с теми, кто страдает от похожего состояния. Фантазии можно обсудить, как сюжет книги или сериала, додумать сюжет вместе. Коммуницирование с реальными собеседниками чаще оказывается интереснее и продуктивнее, чем одиночное фантазирование.
  • Переключитесь на другой вид активности. Выйдите на прогулку, займитесь спортом или танцами, сделайте уборку, полейте цветы. Сосредоточьтесь на процессе и сконцентрируйтесь на движениях.
Материалы по теме
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
Вооруженные конфликтыИсторииКоронавирусОбществоПоддерживающая среда