На открытие штаба Навального в Сыктывкаре 19 июля 2017 года собрались только волонтеры и журналисты, потому что в руководстве штаба решили не устраивать шума вокруг этого события. Журналисты пообщались с собравшимися, желающие агитировать за Алексея Навального во время предвыборной президентской кампании записались в волонтеры штаба. Встреча длилась чуть более получаса.

 

«Мы знаем, против кого мы боремся и какие меры они могут принять»

Вход в штаб Навального можно было угадать по большому красному шару, который снаружи вывесили организаторы. В помещении цокольного этажа одного из домов по улице Карла Маркса чуть больше 20 человек пытаются разместиться на 20 квадратных метрах. Кто-то подходит с улицы и «застревает» в коридоре, рядом с сушилкой для волос, которую выставили из парикмахерской напротив. Несколько журналистов окружают организатора штаба Анатолия Мишарина, он обстоятельно отвечает на их вопросы. Пока он единственный работник, но вскоре к нему должны присоединиться юрист и сотрудник, отвечающий за социальные сети. Фонд по борьбе с коррупцией когда-то помог Анатолию выплатить штраф за причастность к организации якобы незаконного митинга «Он вам не Димон» 26 марта в Сыктывкаре. Аренду помещения в Сыктывкаре оплачивает центральный штаб Навального в Москве (на это уходит 20 тыс. руб. в месяц), и работу организатора, который получает, по его признанию, среднюю зарплату по региону. В  штабе будут регистрировать волонтеров и объяснять им, как нужно проводить агитационную работу среди населения. Режим работы — шесть дней в неделю, кроме понедельника с 13:00 до 20:18. Работа в штабе пока выглядит со стороны как довольно рутинное занятие, но начиналась она как детектив.

 

 
 
 

 

— В начале июля мы развозили агитационный материал по городу, раздавали волонтерам, я обнаружил за собой наблюдение — некое транспортное средство двигалось за моим. Мы пытались от него оторваться, как в фильмах, но из-за этого у нас не получилось выполнить ту часть работы по субботнику, которую мы хотели, — рассказывает Мишарин. 

Тогда сыктывкарские сторонники Навального собирались проводить в городе субботник, совмещенный с агитацией, но в администрации города на их уведомление ответили отказом, не дав облагородить даже небольшую площадку в Мичуринском парке, который официально является местом, предназначенным для свободных собраний и митингов. Мишарин видит в этом нарушение статьи 149 Уголовного кодекса России («Воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них») и уже подал заявление в полицию. 

— Мы знаем, против кого мы боремся и какие меры они могут принять, мы не думаем, что у нас будет все гладко, ждем и провокаций, и давления. Весь прессинг по штабам, который происходит, можно найти в новостных колонках. Но мы готовы к этому, мне не страшно, я знаю, что иду с правдой, которую никто из государственных лиц не может опровергнуть, — отвечает Анатолий на вопрос корреспондентов о провокациях.

Готовность к противодействию выражается не только в уверенности в себе. Перед открытием организаторы штаба месяц договаривались с арендаторами и нашли, кроме уже занимаемого помещения, несколько запасных вариантов. Пять человек отказали в аренде сразу после того, как узнали, что на их площадях планируется разместить штаб Навального. Мишарин объясняет, что это скорее исключения, и большинство хозяев помещений, с которыми он общался в процессе подготовки, скорее симпатизирует Навальному и его борьбе с коррупцией. Организаторы уверены, что готовы и к тому, что провокаторы будут пытаться записаться в волонтеры.

— Мы это все прорабатываем, у нас есть источник, на который мы можем опираться, все эти моменты будут пресекаться — мы будем изолироваться от таких людей, — объясняет организатор.

Волонтеры займутся агитацией и будут проводить одиночные пикеты. Мишарин обещает, что все будет проходить в полном соответствии с законом, а при необходимости их будет защищать юрист штаба в Сыктывкаре и юристы Фонда по борьбе с коррупцией. Гражданский активист Григорий Каблис, один из добровольных помощников в организации штаба, объясняет, что до начала работы с волонтерами проведут тренинги и подготовят их к различным ситуациям, с которыми они могут встретиться в ходе агитации.

 

 

 

«Моя мама жалеет, что она сейчас не с нами»

Среди желающих агитировать за Навального в основном молодые люди и одна девушка, которая со смехом объясняет, что не специально надела сегодня именно красное платье (красный — официальный цвет в оформлении листовок, плакатов, афиш и прочих агитационных материалов кампании Алексея Навального). Она первой осмеливается ответить на вопрос о том, не боятся ли волонтеры, что на них будут оказывать давление, а может, даже бить.

 

 

— Все, кто сюда пришел, осознают риск и готовы [на него идти], а бояться, мне кажется, странно, наверное, никто не боится здесь, мы смелые ребята! — говорит она. — Моя мама жалеет, что она сейчас не с нами, она пока на море. Думаю, и других ребят родители поддерживают.

Большинство соглашается. Только один подросток говорит о том, что его родители скорее за Путина, при этом они знают о намерении сына работать волонтером в штабе Навального, но считают это его личным делом. Он же оказывается единственным несовершеннолетним среди собравшихся. 

Корреспондент информационного агентства «Комионлайн» Елена Кабакова спрашивает будущих волонтеров, почему они соглашаются работать бесплатно.

— Мой интерес, чтобы идти не в том направлении, в котором сейчас идем — в сторону тоталитаризма и полицейского государства, а в сторону больших возможностей для развития, в том числе и экономического. Для этого нужна конкуренция и политическая конкуренция, — отвечает Григорий Каблис.

 

 
 
 

 

— Мы с внуком едины, потому непобедимы! — подключается к разговору пенсионер Валерий Осипов. — Это чтобы не возникало вопросов у вас по поводу возраста [собравшихся]. Мы едины, потому что правда за нами! А родителей мы сагитируем. Я уже агитировал за КПРФ, одно другому не мешает, мы тут все благоразумные люди.

Каблис возвращается к разговору о безопасности и говорит, что Сыктывкар — не жесткий город, а прецеденты могут произойти только в том случае, если приедут какие-нибудь «гастролеры»

Журналисты спрашивают, не боятся ли волонтеры репрессий со стороны начальства на местах работы или в учебных заведениях. В ответ услышали дружный смех.

— Мы не совершаем ничего противозаконного, почему мы должны бояться? — интересуется один из молодых людей.

— У нас в школе, когда заходит речь о митингах или о Навальном, учителя в основном пытаются уйти от темы, — говорит другой. — Но есть и учителя, которые считают, что на митинги надо ходить, так мы выражаем свою позицию, и не надо бояться.

— Поэтому мы и не боимся, — подводит итог его товарищ. 

 

 

 
 
 

 

 

За полчаса работы штаба в волонтеры записалось 11 человек. Первое собрание волонтеров прошло вечером того же дня, а первые итоги организатор штаба и его добровольные помощники подведут после недели работы. 


26 марта 2017 года в Сыктывкаре прошел антикоррупционный митинг «Он вам не Димон». Его организатора Анатолия Мишарина задержали, Сыктывкарский городской суд присудил ему штраф в 10 тыс. руб. В этот же день состоялся митинг в Ухте, где задержали пятерых участников акции. 

12 июня еще один антикоррупционный митинг в Сыктывкаре, на этот раз согласованный с администрацией города, собрал, по разным оценкам, от 300 до 500 человек. В этот же день митинги прошли в Воркуте, Ухте и Печоре.