Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Марий Эл
  2. Первоклассница фильм

Первоклассница фильм

Радик Хабибрахманов
Радик Хабибрахманов
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Советский фильм Первоклассница 1948 года в День знаний для граждан СССР

Первоначально сценарий Шварца назывался «Первая ступенька» и был совершенно далек от ставшей потом широко известной и всеми любимой «Первоклассницы». Это была сказка — жанр, характерный для творчества драматурга. Героиня ее, семилетняя девочка Маруся — хвастунишка и всезнайка, — считала, что уже много видела и все знает и потому может учиться «так себе»

Встречаясь со многими интересными людьми разных профессий, Маруся в конце концов убеждалась, что все они, прежде чем стать мастерами своего дела, прошли через «первую ступень» — первый класс, В сценарии было много всевозможных приключений: в квартире у старого ученого Маруся видела удивительные, большие красивые цветы, оживающие игрушки. По ходу действия она попадала то в чудесный сад, то на необыкновенное кукольное представление, то в недавно выросший новый шахтерский город. Были в сценарии сильнейшая гроза и наводнение, во время которых девочка терялась и объявлялись ее поиски…

Однако Фрэза не привлекала столь сказочно живописно разработанная фабула. И наряду с предложениями о многочисленных поправках в сценарии он посещал разные школы, чтобы наблюдать маленьких героев своей будущей картины, так сказать, в натуре: присутствовал на уроках, разговаривал с первоклассниками, их учителями и родителями. У Ильи Абрамовича очень долго хранилась черная тетрадь, датированная маем 1946 года, в которой мелким почерком записаны сделанные им тогда живые наблюдения из жизни первоклассников. Например, такие: «Вначале учительницу называют «тетей». Посредине урока заявляют: «Я пойду домой, я больше не хочу, я играть хочу». По малейшему поводу поднимают руки. Любят пожаловаться друг на друга и так далее…

Когда материала набралось достаточно, Илья Фрэз показал его Шварцу. Шварц пришел в восторг: «Ведь это же гораздо ярче, чем сказка. Это готовый сценарий. Зачем выдумывать?» И буквально за две недели написал на основе записей-наблюдений Фрэза совершенно новый вариант сценария, по которому и был поставлен фильм Первоклассница

Помня о том, что Первоклассница фильм предназначен в первую очередь детям, маленьким детям, и потому должен быть доступен их пониманию, Евгений Шварц дал каждой новелле название, начинающееся словом «как»: «Как Маруся начала учиться», «Как Маруся получила первую отметку», «Как Маруся помогла подруге» и так далее…

В этом многократно повторяющемся «как» чувствуется, с одной стороны, сказочно неспешная интонационная ритмичность, с другой — близость к детскому синтаксису, к детской конструкции разговорной речи (вспомним рассказ Веры Инбер, который назывался «Как я была маленькая», и много других подобных примеров)

Разбивка фильма на небольшие новеллы дала возможность всякий раз как бы заново сконцентрировать внимание ребенка, напомнить ему — а вот сейчас начнется новая история… Нанизывая таким образом разные поучительные «истории про то, как…», авторы фильма помогали детям усваивать нравственные ценности, такие, как трудолюбие, скромность, чувство товарищества, преданность в дружбе

Каждая новелла начинается своеобразной скромной изобразительной заставкой — лист из школьной тетради, разлинованный в косую линейку, на котором старательным детским почерком выведено ее название. Причем названия эти с расчетом и на тех зрителей, которые еще не умели читать, произносились вслух актером Борисом Чирковым. Тем самым режиссер как бы подчеркивал зрительский адрес фильма — кому он был направлен

«Мир ребенка, входящего в жизнь, гораздо более конфликтен, чем у его прочно обосновавшегося, упорядоченного родителя… Каждый ребенок — это личность. Это потом они становятся людьми: потом они обкатываются, оглаживаются, обминаются, а в детстве они все характеры, очерченные определенно и ярко. И способность выражать свою индивидуальность в предлагаемой среде и обстоятельствах у них встречается гораздо чаще, чем у их родителей… В детских конфликтах и переживаниях содержатся завязи и почки всех жизненных конфликтов». Это заметил много лет спустя кинорежиссер другого поколения — из тех, кто, конечно же, в детстве тоже смотрел фильм Первоклассница, — Александр Митта, сам снимавший, уже в 60-е годы, фильмы с детьми и для детей

Это хорошо понимали и Евгений Шварц и Илья Фрэз, работая над «Первоклассницей»

Они не умиляются детской наивностью своей маленькой героини, не делают из нее образцово-показательного ребенка. В живой, сообразительной девочке они подмечают и такие неприятные черты, как высокомерие, желание быть первой среди подруг

Создавая с юной кинозвездой Натальей Защипиной этот весьма сложный и неоднозначный характер, Фрэз, подробно, как и в предыдущей своей работе с ней («Слон и веревочка»), объясняя девочке, какой должна быть Маруся в начале и в конце сюжета, терпеливо искал вместе с ней «подтекст» и «зерно» роли. В результате Наталья Защипина не просто играет себя в предложенных обстоятельствах — она создает обобщенный образ девочки-первоклассницы, но с присущими ей определенными чертами характера — волевого, самостоятельного, вдумчивого, но и не лишенного зазнайства и тщеславия

«К этому времени я уже понял, — рассказывает он, — что, работая с детьми, нужно стремиться так, организовать обстановку, где происходит действие фильма, чтобы она напоминала им реальную, хорошо знакомую в жизни. Вот почему мы особенно добивались тогда, чтобы класс в съемочном павильоне походил на школьный. Нарисованное небо и макет улицы, которые видны из окна класса, были так удачно выполнены художником Людмилой Блатовой, что дети верили, что и небо и улица настоящие. Настоящими, не бутафорскими были разлинованная классная доска, мел, тряпка, новые чистые парты, свой собственный, «навечно» закрепленный за каждой девочкой портфель, аквариум с рыбками. И на уроке, во время съемки, девочки не просто водили перьями по бумаге, делая вид, что пишут, а, как это и полагалось тогда, писали настоящими чернилами. И, как на обычных уроках, учительница всем им обязательно ставила отметки…Подлинного имени актрисы — Тамары Макаровой, играющей роль учительницы, они не знали и были абсолютно уверены, что ее действительно зовут Анна Ивановна. Они любили ее, ходили за ней по пятам, задавали множество вопросов. Дети так привыкли к нашему павильонному классу, что совсем не обращали внимания на осветительные приборы, на отсутствие четвертой стены, на белые накладные углы наверху вместо потолка. Подлинность атмосферы, воссозданная на съемочной площадке, помогла им вести себя свободно, естественно. Некоторым девочкам настолько полюбился наш класс, что, когда окончились съемки, они заявляли, что хотят учиться только здесь и у этой учительницы», — вспоминал позднее Илья Фрэз

За рубежом фильм Первоклассница прошел, что называется, под бурные аплодисменты: «…волшебный фильм, излучающий чистоту и красоту, нежен, как сама душа ребенка», «поистине очаровательный», «притягательный» и так далее…

Через год после выхода фильма, по многочисленным просьбам зрителей, вышла книга, где вместо иллюстраций были представлены кадры из полюбившейся картины

Первоклассница фильм снимал в 1947 году режиссер Илья Фрэз в московской школе имени Зои и Александра Космодемьянских №201 по одноименной повести Евгения Шварца, отрывок из которой был напечатан в журнале «Мурзилка» перед выходом фильма

Фильм "Первоклассница".

Главная героиня фильма — первоклассница Маруся (Наталья Защипина) — капризная, избалованная, но добрая девочка. Вот пришел срок, и ей надо идти в школу. Она идет в среднюю женскую школу №156 Сталинского района Москвы. Очень непросто пришлось привыкать девочке к школьным порядкам. Но помощь мудрой учительницы и чутких товарищей очень помогают ей в этом…

В главных ролях фильм Первоклассница:
Наталья Защипина — Маруся Орлова
Тамара Макарова — учительница Анна Ивановна
Кира Головко — мама Маруси Нина Васильевна
Татьяна Барышева — бабушка Маруси

Фильм Первоклассница восстановлен в 1964 году на киностудии имени Горького

В фильме Первоклассница звучит «Песенка дежурной» в исполнении главной героини фильма Натальи Защипиной

Главная музыка и песня фильма — «Прощание с первым классом»; композиторы — Дмитрий Кабалевский и Михаил Зив

Оркестр министерства кинематографии СССР

Песни из фильма Первоклассница выпускались на грампластинках московским, апрелевским и другими заводами СССР с середины 1960-х — на пластинках фирмой «Мелодия»

 

Теги: СССР первоклассница Наталья Защипина фильм Первоклассница Илья Фрэз

Материалы по теме
Мнение
26 февраля
Лев Шлосберг
Лев Шлосберг
Запретная скорбь. Почему власти России боятся живых человеческих чувств
Мнение
30 октября 2023
Игорь Бобраков
Игорь Бобраков
Десятая акция памяти репрессированных военных в Сыктывкаре
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме