Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Марий Эл
  2. Черемисы или касимы?

Черемисы или касимы?

Константин Ситников
Константин Ситников
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов. Источник
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

В книге Витсена одно место вызвало у меня недоумение. 

Витсен (Витзен), Николаас (Николай) (нидерл. Nicolaes Witsen) (1641-1717) — голландский политик, предприниматель, картограф, бургомистр Амстердама, автор книги «Северная и восточная Тартария» (1-е изд. - 1692, 2-е изд. - 1705, 3-е изд. - 1785).

Именно третье издание легло в основу великолепной подарочной книги:

Витсен, Н. Северная и Восточная Тартария, включающая области, расположенные в северной и восточной частях Европы и Азии. В 3 т. Т. 1 / пер. с гол. яз. В. Г. Трисман; ред. и науч. рук. Н. П. Копанева, Б. Наарден. – Амстердам : Pegasus, 2010. 
Т. 1. – XXIII, [2] л., 621 c., ил., карты, портр. 
Т. 2. – [6], с. 625–1225, ил., карты, портр.  
Т. 3: Научные материалы. – 579 c., ил., карты, портр. 
[Приложение к т. 3:] Северная и Восточная Тартария [Электронный ресурс] : электронный сборник / Н. Витсен. – Электрон. дан. – Б. м. : Европейский дом ; Ханты-Мансийск, 2010. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM). – (80-летию Ханты-Мансийского автономного округа – Югры посвящается…). 

Вот это электронное издание я и штудирую, сверяясь параллельно с "гугловским" сканом оригинала.

А там следующее:

"Одежда черемисов, согласно тому, что рассказал мне один персидский купец, который там путешествовал, часто сделана из белой грубой ткани, и [носят они ещё] русские суконные кафтаны. Одежда мужчин и женщин почти одинакового вида, так что по одежде их нельзя различить, только у женщин голова непокрыта и сзади коса, к которой привязан лошадиный или коровий хвост, который засовывают за пояс, которым и мужчины, и женщины подпоясаны. Девушки носят тонкую дощечку, шириной в шесть – восемь дюймов, из белого струганного дерева, которая возвышается надо лбом до трех пядей, с некоторым наклоном вперед. Сверху этой дощечки висят вырезанные из дерева и других вещей маленькие полулуны, которые болтаются, вызывая при движении звук, и это служит им украшением и удовольствием. Они живут в лесу, в отдельных домах. Когда рождается ребенок, они сажают дерево и следят за тем, чтобы на нем ежегодно прибавлялась одна ветка, так запоминая возраст ребенка, поскольку они не умеют ни читать, ни писать, а также и считать. Под деревом, особенно под тем, которое посадили для дочери, они обычно закапывают у корня большой горшок из глины. Его наполняют неким приготовленным напитком и хорошо закрывают, сверху засыпают землей и так оставляют закрытым до дня свадьбы ребенка, когда его открывают и, для увеселения взаимных семей и родственников, пьют. Этот напиток очень прохладный (с. 622)

и крепкий и вызывает опьянение. Ремесла им не известны, они занимаются стрельбой, рыбной ловлей, охотой и немного пашут землю.

Про Бога или Небо они ничего не знают, а также не знают и о том, что такое Вселенная или что в ней происходит; они простоваты и дурны; вся их религия состоит в том, что они просят совета и помощи у каких-то жрецов, которые говорят, будто умеют колдовать и советоваться с дьяволом; они бьют в какие-то барабанчики, бормочут несколько слов и затем объявляют, что то или иное животное должно быть зарезано – овца, козел, корова или лошадь – и что нужно натянуть шкуру на жерди и поклоняться ей. Просят, в зависимости от потребности, здоровья, увеличения количества скота, хорошей охоты, ловли рыбы, хорошего урожая, ибо все их ожидания заключаются в мирских удобствах и благополучии, и потому видно почти около каждого дома какую-нибудь натянутую кожу на конце жерди, которой этот жалкий народ поклоняется


Эти люди достигают глубокой старости, и очевидцы рассказывали мне, что видели некоторых в возрасте 130 лет и разговаривали с ними.

У них не наблюдается никаких развлечений. Эти народы немногочисленны: очевидно, они раньше или переселились, или вымерли. В их местностях часто на расстоянии 10 миль не встречается ни одного дома. Дома все одного вида и плохие. Самое главное в домашней утвари – котел.

Они охотятся с собаками, но стреляют в дичь и в рыбу тупыми стрелами; кроме этого, у них есть плохо сделанные сети, которыми они их ловят. Они носят лук и стрелу, но у них совсем нет огнестрельного оружия; они перемещаются с места на место пешком.
На вид они совсем не красивы, а безобразны, но не такие плосколицые, как самоеды : по виду они нечто среднее между самоедами и другими людьми.

Для перевозки товара или грузов они употребляют оленей с санями зимой и телеги летом.
В этих краях встречаются самые тяжелые сосны, какие только можно найти где-либо».
Здесь заканчивается сообщение упомянутого персидского путешественника" (с. 623).

Что за лошадиные или коровьи хвосты, привязанные к косам? Полулуны какие-то... Дерево, которое сажают при рождении ребёнка.... Олени... барабанчики... Это точно о черемисах? 

В оригинале таки да, это описание отнесено к черемисам. Но! абзацем ранее речь шла о касимах:

"Княжество Кассимов лежит здесь, по соседству, на Оке. Жители там склоняются к тартарским обычаям как в языке, так и в остальном. Женщины красят ногти на руках в черный цвет и ходят с непокрытой головой".


 

Так, может, это опечатка и вместо "черемисов" следует читать "касимов"?

Оригинал

Материалы по теме
Мнение
9 мая, 17:04
Лев Шлосберг
Лев Шлосберг
День Победы возвращается в мир, откуда он пришел изначально
Мнение
28 ноября 2023
Андрей Брой
Андрей Брой
Куда обращаться, чтобы получить компенсацию за падение на улице?
Комментарии (10)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Блин..
4 сен 2016 07:37

И в самом деле интересно и жутковато.

4 сен 2016 11:49

Жутковато? :) Почему? :)

Ветлуж мари
4 сен 2016 08:19

Точно не мари это скорее лего-образ всех народов севернее и восточнее русских земель как говорится слышал звон да не знамо где он Если даже русские для запада были чудом а все что восточнее терра инкогнито На самом деле мужчины мари брили голову начисто и одежда очень сильно отличалась от одежды мари женщин особенно в Поветлужье Например волосы на голове мужчины были признаком раба-подневольного Мне голову тятя(отец) брил до 8 класса и только когда он заболел у меня появилась кучерявая шевелюра

4 сен 2016 11:48

Ветлуж мари, вы правы. Тем более, "у женщин голова непокрыта". Не, однозначно, это не про марийев. Автор перешёл к описанию касимов, а по инерции написал "черемисов". Или наборщик перепутал.

Мариец
4 сен 2016 13:15

Что хотел этим сказать товарищ Синициков не понятно.Кого хоть хотел то обидеть божий сын.Где это вычитал и выкинул?

11 сен 2016 21:27

Товарищ Ситников (я) просто выразил недоумение, вызванное тем, что описание некоего народа (касимов?) в книге Витсена отнесено к мари, и в комментариях это не отмечено. С чего вы взяли, что я кого-то хотел обидеть?

Ситникову
4 сен 2016 15:16

Хорош всякую хрень выискивать,решил унизить марийский народ?

11 сен 2016 21:28

Только ущербный человек видит всюду желание его унизить.

Да, да
6 сен 2016 08:12

Это касимы!
Один из их потомков живёт в Йошкар Оле.
Казимов его фамилия

Нет нет
10 сен 2016 01:34

это черемиса, народ такая.

Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
ИсторияКоренные народыКультура