Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Марий Эл
  2. Штаны или кальсоны?

Штаны или кальсоны?

Константин Ситников
Константин Ситников
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов. Источник
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Продолжаю читать статью Ольги Калининой "Историографический обзор источников и литературы о традиционной свадебной обрядности марийцев" (Финно-угроведение. - 2014. - № 2. - С. 32-49). Ну, как читать - смотреть, откуда что растёт. Отличный повод заглянуть в источники, о которых и раньше знал, просто руки не доходили.

Калинина пишет:

"Следует отметить и статью священника, краеведа-просветителя М.Кроковского, который описал первый день свадьбы горных марийцев (16). Интересным является его замечание о том, что жених, получив от невесты дары в виде рубахи, пояса и штанов, надевал их после купания в реке. Отметил он и то, что свадебный поезд, под шум барабанов и волынок, сопровождали несколько парней верхом на лошади" (с. 36). 

Ссылка:

16. Кроковский, М. Горные черемисы в Казанской губернии // ЖМВД. Ч. 41, кн. 1-3. - СПб., 1853.

Конечно, аббревиатуру лучше было бы расшифровать, не каждый догадается, что ЖМВД - это "Журнал Министерства внутренних дел". Статья в нём помещена анонимно. Кто атрибутировал авторство, я пока не нашёл. Может, Н. Варадинов в «Тридцатилетии Ж. М. В. Д.» (СПб., 1859)? (Этой книжки пока тоже не нашёл.)

Библиографический указатель "Традиционная вера народа мари (язычество)" (2012) даёт аж две ссылки:

85-а. Кроковский, M. М. Горные черемисы в Казанской губернии // Журнал Министерства внутренних дел. - 1853.- Т. XLI. - С. 221 (С. 22).

Д 21. Кроковский, М. Горные черемисы в Казанской губернии / М. Кроковский // Журнал Министерства внутренних дел. - СПб., 1853. - Ч. 41, № 2. - С. 221-239 (с. 113). 


Вторая точней.

Вот места, к которым отсылает Калинина:

"Горные черемисы совершают браки свои обыкновенно в первых числах июля месяца. Впереди поезда, состоящего из нескольких кибиток, наполненных ближними и родными жениха и невесты, едут верхами человек до пяти парней, в красных кумачных кафтанах. Во время проезда от дома жениха до жительства невесты и потом от сей последней до самой церкви, беспрерывно бьют в два или три барабана и неумолчно играют в пузыри" (с. 229).

"...сваха новобрачной дарит новобрачному изготовленные дары, именно: рубаху, пояс и исподники. Новобрачный, приняв эти дары, немедленно отправляется к ближайшей реке или ручью, где должен искупаться и потом надеть на себя новую подаренную рубаху" (с. 230).


И что мешало автору дать точные ссылки - со страницами?

...Так, погодите-ка. У Калининой: "...жених, получив от невесты дары в виде рубахи, пояса и штанов..." А в оригинале: "...сваха новобрачной дарит новобрачному...". Сваха, а не невеста! 

И не жениху, а новобрачному, т. е. уже мужу!

И не штаны, а исподники (типа кальсоны)!

Ну, и что за хрень?

Оригинал

Материалы по теме
Мнение
28 февраля
Евгений Гаврилов
Евгений Гаврилов
Блонье — все больше опасений
Мнение
10 января
Марина Седнева
Марина Седнева
Чему нас учит сериал Gilmore Girls и его героини
Комментарии (2)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Понятно
30 июн 2016 21:57

Ошиблись русские библиографы. А новобрачный и муж синонимы.

1 июл 2016 10:59

Вот именно, что новобрачный = муж. Но новобрачный и жених - не одно и то же. Новая одежда, которую новобрачный надевает, омывшись (уже ПОСЛЕ бракосочетания), символизирует переход в новую жизнь, в новое состоянии. Он никак не мог надеть новую одежду, ещё будучи женихом, т. е. ДО бракосочетания. Это противоречило бы глубинному смыслу обряда.

Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
КультураМарий Эл