Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Коми
  2. Освобождение от мифов. Убийство о.Александра Меня

Освобождение от мифов. Убийство о.Александра Меня

Владимир Григорян
Владимир Григорян
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Смерть отца Александра Меня стала большой потерей для Русской Православной Церкви. Он был не только трезвым интеллектуалом, таких людей всегда немного, но и глубоко церковным человеком, молитвенником, сознающим, что христианство - это не политическая партия, а путь ко спасению. Как миссионер, человек связующий нас с религиозно-философской традицией досоветского прошлого он был необходим чрезвычайно. Вдруг эта "нелепая" смерть. Кавычки здесь потому что у Бога ничего случайного не бывает. Гибель отца Александра помогает нам понять насколько трудна задача второго крещения Руси. 

Кто убил? Сейчас спустя четверть века, само собой, после изучения этого вопроса, я не сомневаюсь, что это было так называемое "бытовое убийство", добавлю непреднамеренное. Несмотря на серьезную черепно-мозговую травму умер отец Александр спустя примерно час после нападения от огромной кровопотери. Если бы помощь была оказана вовремя, он мог остаться жив. Версий, ценность которых я могу оценивать выше ломанного гроша, осталось две. 

Портфель

Первая версия: убийство с целью ограбления. В то  утро на станции Семхоз были замечены двое подозрительных мужчин, распивающих вино. Видели, возможно их же, и накануне, рядом с домом отца Александра. Жена батюшки свидетельствовала, что он вернулся домой взволнованным. То есть, нападение на него могли готовить еще вечером, но разбойников спугнула патрульная машина.  Здесь нужно пояснить, что мифы о богатстве священников уже начали гулять среди богоборцев, поэтому толстый портфель отца Александра мог стать для преступников большим соблазном.

Борода

Вторая версия: В час ночи на станции Семхоз была насмерть сбита электричкой продавщица из Москвы Галина Аникейчик. Предыстория такова. Они с женихом Игорем Бушневым ехали на станцию Хотьково к матери Аникейчик, но поссорились. Бушнев ударил Аникейчик и был выброшен двумя пассажирами из вагона. Один из этих пассажиров носил бороду и чем-то напоминал внешне отца Александра. Добравшись до будущей тещи и не обнаружив там Галины, Бушнев прихватил топор и поехал искать Галину в Семхоз. Там он, предположительно, столкнулся с отцом Александром и вообразив, что этого один из его обидчиков, нанес удар. А портфель? Зачем Бушневу портфель? Да ни за чем. Известен факт, что священник рядом с местом покушения пытался свой портфель найти. Это списали на следствие помрачения от травмы, но на самом деле портфель действительно мог валяться где-то в том месте, а потом кем-то присвоен. 

Бушнева арестовали по подозрению в убийстве лишь пять лет спустя, но, естественно, доказать ничего не смогли. Он готов был признаться, при условии что получит сравнительно небольшой срок. Знаменитый авдвокат Павда, защищавший Бушнева, никогда не утверждал, что его подопечный невиновен. По разного рода нюансам, можно сделать вывод, что Павда в невиновности Бушнева сильно сомневался. 

***

Итак две версии. Обращаю внимание, фотороботы двух предполагаемых преступников, которых видели возле дома отца Александра и на станции Семхоз,  не были распространены через прессу и ТВ. Руки до этого так и не дошли. До Бушнева, как я уже сказал, добрались только через несколько лет, когда стало невозможно что-либо доказать. 

Здесь мы подходим к сути того, о чем я хотел сказать. Известность отца Александра, его священство, резонанс дела об убийстве Меня, все это в 1990-м году стало слишком большим искушением для свихнувшегося общества, энергично разрушающего свою страну. С самого начала следствие направил по ложному следу некто Бобков, нашедший на месте преступления. Бобкову хотелось прославиться и он взял убийство на себя. Он был первым, но далеко не последним придурком, пытавшимся направить следствие по ложному пути. Не вполне адекватные люди слетались на случившееся, как мотыльки на огонь. 

Вдобавок  следствие взялось всерьез отрабатывать множество фантастических версий, спрос на которые был у общества чрезвычаен. Дело вел Иван Лещенков, который решил, что не только поэты в России могут быть чем-то большим, чем поэты, но и следователь может стать больше, чем следователем. Человек честный, дотошный, отличный профессионал, Лещенков добился очень многого. 

Справка: "За время работы по расследованию убийства А.Меня следственно-оперативной группой параллельно раскрыто 141 преступление: одно убийство, шесть тяжких телесных повреждений, три изнасилования, семьдесят три кражи личного и шестнадцать краж государственного имущества, изъято четыре единицы огнестрельного оружия". 

Но что касается убийства отца Александра, Лещенков так и не продвинулся ни на шаг. Еще один следователь, представлявший прокуратуру Московской области, Анатолий Дзюба, после крушения СССР намекал, что к убийству причастно КГБ. Но намеками он ограничился не потому что боялся чекистов, руководитель которых оказался в тюрьме в связи с участием в ГКЧП. Просто доказательств у Дзюбы не было вовсе, ни одного, он не высказал даже никаких мыслей на этот счет, ограничившись тем, что ткнул пальцем в сторону Лубянки.

Кратко перечислим фантастические версии относительно убийства отца Александра, которые до сих пор в ходу.

КГБ

Как активный, бесстрашный миссионер отец Александр до 1988-го года  регулярно попадал в поле зрения Комитета государственной безопасности. Он активно общался к иностранными религиозными организациями, публиковал в  Европе свои книги. Добавим, что в общине Меня окормлялось множество диссидентов. Однако в год тысячелетия Крещения Руси власти прекратили преследование Церкви, и КГБ утратило к отцу Александру всякий интерес. Интерес, который и прежде был существенным, но, скажем так, не жгучим. Дело в том, что батюшка много раз говорил: "Меня политика не интересует". Он не только не воодушевлял диссидентов на борьбу, но, наоборот, пытался убедить их, что на первом месте должны быть воцерковление, спасение души, а не политическая деятельность. Некоторых борцов с режимом это возмущало, они упрекали отца Александра в том, что он слишком осторожничает, один даже воскликнул: "Мы принадлежим к разным Церквам".  Здесь можно вспомнить зелотов, которые возненавидели христиан за то, что они наотрез отказались бороться с Римской империей. Вот почему отец Александр раздражал КГБ, время от времени у него проводили обыски, справедливо считая одним из родоначальников христианского "самиздата", но раздражение это было далеко от настоящей враждебности к Меню. Его считали относительно вменяемым для церковников, и ни разу не арестовывали.  

Церковная иерархия

Еще одна версия, заказ церковной иерархии. Бредовость этого варианта мне трудно объяснить тем, кто далек от жизни Церкви. Непосредственным церковным начальником  отца Александра был митрополит Ювеналий, входивший в пятерку самым значимых иерархов Русской Церкви. Так вот, их отношения с отцом Александром были превосходными, владыка Ювеналий открыто покровительствовал батюшке, считая его одним из лучших священников в России.

Однажды, году в 89-м или 90-м, владыка спросил отца Александра, почему тот не идет в политику. Процитирую митрополита Ювеналия в записи Якова Кротова: "Я спросил отца Александра: вот сейчас для Церкви - впервые за эти семьдесят лет - открылась возможность быть народным депутатом. Я говорю: "Ведь вас бы выбрали ведь очень легко". И нужно было видеть духовное озарение его лица, когда он сказал: "Владыко, наше дело - проповедь Евангелия. Нам времени нет этим заниматься". 

Для высшей иерархии Русской Православной Церкви отец Александр был на 100 процентов своим, без каких-либо оговорок. Претензии к нему имелись на других уровнях, у части молодого духовенства. Ему вменялись связи с католиками, мечта создать когда-нибудь в будущем Еврейскую Церковь, некоторые моменты его работ и высказываний, кстати там действительно имелись сомнительные вещи, но это уже из серии: не ошибается тот, кто ничего не делает. Однако все это недовольство настолько не воспринималось руководством Московской Патриархии, образованным православным сообществом, что тут, собственно, не о чем говорить. 

Националисты

Еще одна безумная версия - отца Александра убили русские националисты. Они действительно бухтели в его адрес, опять же относительно Еврейской Православной Церкви, еврейства самого отца Александра. Но тут нужно понимать простые вещи. Во-первых, националисты находились под плотнейшим колпаком КГБ, пяти слов не могли сказать, чтобы об этом не стало известно там-где-положено. Во-вторых, за четверть века, которая прошла со времени гибели отца Александра, кто-то из националистов обязательно проболтался бы, что имел какое-то пусть самое косвенное отношение к гибели отца Александра. В-третьих, нужно представлять что это была за публика - националисты того времени. Я пересекался с ними, поэтому говорю исходя из практики. Некоторые из них теоретически способны были зарезать курицу, но убить человека,по политическим соображениям, это из области антинаучной фантастики. Совершенно не та среда, не те настроения. Жесткие, способные  на какие-то действия националисты появились позже, в 92-93 годах. Но тех из них, кто склонялся к православию, не смог бы поднять руку на священника, а атеистам было просто по-барабану еврей священник или крещеный татарин.  

Сионисты

Эту версию всерьез разрабатывал следователь Иван Лещенков, не потому что он был антисемитом, а исходя из вполне  допустимых в теории предположений. Создание Еврейской Церкви, радикально расходилось с представлениями   иудейского сообщества о будущем еврейства. То есть имелся мотив для убийства. Имелись и возможность, средства и все, что необходимо. Но... сионисты, как движение, не религиозны. Среди них много иудеев, но есть и атеисты и агностики и т.д., которые, максимум, могли фыркнуть в адрес отца Александра.

Далее, в мире есть великое множество священников-евреев, в том числе и в Израиле, и никого из них сионисты почему-то не убивают. И потом, убийство - это такая радиоактивная вещь, которую трудно бывает скрыть. Здесь то же, что и с националистами. Если организация, группа решает кого-то убить, скорее всего, это равно или поздно (не слишком поздно) станет  известно. Поэтому более-менее серьезные организации, движения идут на убийство лишь в редком, самом крайнем случае,  и, как правило, учитывая, что информация об этом может просочиться. То есть убивают лишь тогда, когда раскрытие преступления не будет иметь катастрофических последствий. Убийство отца Александра в эту схему совершенно не вписывается.  

Иностранные спецслужбы

Этой гипотезы я лично придерживался довольно долго. Противники СССР довольно активно его расшатывали накануне августа 1991-го. Вариант, спровоцировать массовое бегство евреев из страны, не только рассматривался, но и осуществлялся. Убийство отца Александра, который был против того, чтобы евреи уезжали из России, было на руку ряду иностранных спецслужб, но... На вопрос, верю ли я в то, что они это сделали, я могу сегодня совершенно определенно ответить: "Нет". Здесь и тот момент, что правда может просочиться, и понимание, что спецслужбы способны на многие гадости, но они довольно предсказуемы и  практически всегда действуют исходя из стереотипов и прецедентов.  ЦРУ, Моссад и т.д. могли в ситуации рубежа 90-х запугать советских евреев до икоты слухами о приближающихся погромах, но убийство отца Александра за пределами их моделей поведения. Уверен, что в этих организациях были люди, которым отец Александр был по-человечески симпатичен, да и не наносило его убийство достаточно сильного удара по СССР. И так далее и так потом. Нет, я в это  не верю.   

*** 

Какие же уроки убийство отца Александра содержит лично для меня? Вся эта феерия слухов, домыслов, идиотских соображений относительно его гибели - показывает, насколько далеко наше общество от реальности. Вместо того, чтобы молча склонить голову над могилой замечательного человека, ужаснуться миру, где можно тюкнуть священника по голове и спокойно жить дальше, смерть батюшки стала  источником бесчисленных спекуляций и фантазий, то есть явлений несовместимых с образом мыслей отца Александра, недопустимых для него.  И еще. Надеюсь, что Еврейская Церковь однажды все-таки возникнет, и думаю, что мученичество отца Александра Меня - еще один камень в ее основание. Как русский православный христианин я могу появление еще  одной Церкви-сестры только приветствовать. 

Материалы по теме
Мнение
14 января
Артём Важенков
Артём Важенков
Митинг за Украину и против в одном месте
Мнение
4 декабря 2023
Аркадий Любарев
Аркадий Любарев
30-летие пропорциональной системы в России
Комментарии (3)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
25 янв 2016 14:55

Владимир, по-Моему, вскоре был убит еще один православный священник (еврей), с которым дружен был Отец Александр. (?)

"некто Бобков, нашедший на месте преступления..." очки отца Александра. Прошу прощения за многочисленные ошибки.

27 янв 2016 18:46

Интересно... а по мнению автора поста "...второе крещение Руси" будет уже экуменическим?, см.:
http://communitarian.ru/publikacii/novyy_mirovoy_poryadok_metody/chem_grozit_rossii_provedenie_tak_vsepravoslavnogo_sobora_2016_g_24012016/

Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме