Правительство Коми впервые пригласило Гринпис в составе комиссии оценить, насколько качественно нефтяные компании восстанавливают земли после разливов нефти.

Республиканской комиссии Коми по приемке загрязнённых нефтью земель нет аналогов в других регионах России. Осенью каждого года комиссия осматривает земли, на которых произошли разливы нефти, и оценивает, как была проведена их рекультивация. При этом в комиссию входят не только чиновники — Минприроды, Росприроднадзора, МЧС, Росгидромета и других ведомств — но представители общественности. Гринпис в этом году впервые включили в состав комиссии, и мы смогли оценить, спасены ли земли.

Гринпис давно работает в Коми: неоднократно мы проводили здесь экологические конференции, нефтяные патрули и семинары по выявлению экологических нарушений.

В прошлом году Нефтяной патруль Гринпис обнаружил 205 нарушений в Коми: загрязненные нефтепродуктами почвы и водоемы, несанкционированные свалки и амбары. Гринпис направил властям республики информацию об этих и других, обнаруженных уже в этом году, нарушениях. Чтобы проверить, насколько серьёзно компании подходят к восстановлению загрязненных земель, мы попросили включить Гринпис в комиссию по приёмке земель, что и было сделано.

Отдельным пунктом программы работы комисии значилось «обследование девяти загрязненных нефтью участков, выявленных Гринпис 13 и 14 июля 2015 года».

Компания продемонстрировала девять участков, которые находятся на разных стадиях рекультивации. Лишь на трех из них рекультивация была закончена.

За три месяца работ на них произошли заметные изменения, но удручает, что восстановление отравленных земель идет так медленно. Сколько же лет займет уборка хотя бы тех 205 утечек, которые обнаружили активисты Гринпис? И сколько новых утечек произойдет за это время?

Даже на тех участках, которые были рекультивированы, невооруженным глазом были видны остатки загрязнения.

Проведенную в Коми рекультивацию нельзя назвать законченной: радужную плёнку на воде и нефтяные сгустки нельзя было не заметить. Комиссия приняла участки с условием, что остаточное загрязнение нефтью на участках, о которых сообщил Гринпис, в течение 10 дней будет убрано.

По итогам обследования Гринпис не согласился принять ни один из трех участков. Мы воспользовались правом на особое мнение и отправили председателю Комиссии замечения Гринпис по каждому из недочетов.

Большинство участников Комиссии решили участки принять. Но все они поставлены на гарантию: это значит, что ещё в течение двух лет на них будут идти восстановительные работы, и только после этого земли возвратят государству. Комиссия также может решить оставить земли на гарантии на неопределённый срок.

В следующем году «Лукойл» покажет Комиссии новую порцию рекультивированных участков. Мы надеемся участвовать в их приёмке, ведь один из них — это разлив, который убирала команда волонтёров Гринпис на нефтяном патруле в 2014 году.

Фото: первая стадия рекультивации — восстановление плодородного слоя почвы