Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Марий Эл
  2. 12 июля: моление Сӱрем кумалтыш (Петров день). Часть 2

12 июля: моление Сӱрем кумалтыш (Петров день). Часть 2

Константин Ситников
Константин Ситников
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов. Источник
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

12 июля (Петров день) в священной роще Мер ото, с. Шоруньжа, Моркинский р-н, Республика Марий Эл, прошло мирское моление с жертвоприношением трём божествам: Ош кугу юмо (Белый великий бог),Тӱнямбал серлагыш (Вселенной хранитель) и Шочын ава (Рождения мать). В жертву были принесены: бычок, ягнёнок, овца, гусь и утки. Моление вели карты (жрецы) из Шоруньжи, Куженера, в том числе известные онаенги Альберт Рукавишников и Вячеслав Актуганов. 

Начало здесь.

На главной поляне людей было немного, человек пятьдесят. На костре в четырёх котлах варились бычок и гусь. Два карта принимали хлебные подношения у высокой берёзы, посвящённой Ош кугу юмо. Женщины, уже сделавшие подношение, сидели на лавках в ожидании моления. Мы встали в очередь, приготовили хлеб, квас, самодельные восковые свечи и "серебряные" монеты. На жертвенном столе, на еловых ветках, лежали хлеб, блины, творог. Молясь, карт время от времени встряхивал пластмассовый тазик с монетами, производя "серебряный" звук.



Вернувшись к остальным, поговорили с двумя картами, сидевшими на передней лавке. Вячеслав Александрович рассказал, что в октябре они устраивают ял кумалтыш (деревенское моление). Я спросил, почему больше не молятся Петро юмо. Оказывается, молятся, но жертву приносят совместную с Ош кугу юмо.



Народу всё прибывало, подъехал автобус из Йошкар-Олы, какие-то студенты в разноцветных "этнических" носках и галошах, с фотиками и блокнотами в руках.

В 13:34 карты выстроились в ряд, и организатор - Иван Михайлович - представил каждого из них, по очереди давая им слово. 



Началось моление. Молельщики (человек 150) встали на колени - кто на еловые ветки, кто на расстеленные куртки - лицом к священному дереву онапу. Зрители (человек 30) остались сидеть на лавках или бродить с фотокамерами. 



Моление длилось где-то полчаса, потом карты бросили частички жертвенных животных в костёр и стали раздавать кашу и бульон с мясом. Благодарственное моление после трапезы не предусмотрено. 

Мы спустились на поляну Шочын авы - посмотреть, что там делается. Там было меньше людей, в основном женщины. Моление как раз подходило к концу. Позже всех закончилось моление Серлагышу - и, не успели отзвучать последние слова карта, сыпанул дождь.



Это уж такая закономерность. Давно заметил: конец молению - начало дождю.

Мы немного промокли, а потому в этнографический музей Шоруньжи заезжать не стали, а отправились домой в объезд через Параньгу.

Оригинал

Материалы по теме
Мнение
11 апреля
Наталия Шавшукова
Наталия Шавшукова
Природные аномалии — не случайность и не выдумка леваков
Мнение
26 января
Сергей Илюхин
Сергей Илюхин
Спасибо медикам скорой помощи Архангельска за то, что подняли очень важную тему
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
ГлубинкаКультураМарий Эл