Кого марья пазар, или просто Марья пазар, - большой день.
По церковному календарю, это празднество Владимирской иконы Божией Матери - престольный праздник храма в селе Владимирском. Их всего три: 3 июня (21 мая, ст. ст.), 6 июля (23 июня, ст. ст.) и 8 сентября (26 августа, ст. ст.). Июньский, кстати, в народе называется Изи марья пазар — Малый женский базар.
В этот день в храме проходит служба с участием владыки Иоанна (архиепископа Йошкар-Олинского и Марийского), а также многих (всех?) горномарийских священников. Накануне встречают крестный ход с чудотворной иконой: каждый год с середины июня она "гостит" в Козьмодемьянске, а 5 июля возвращается "домой", чтобы на следующий день принять участие в празднике.
Свято место пока пусто...
Мы приехали пораньше, чтобы узнать, когда ожидается крестный ход. Нам сказали, часам к трём. Икона, по словам сестры жены, "обедает" в Козьмодемьянске.
К церковной ограде была прислонена крышка гроба и крест, а вся дорога к храму усыпана садовыми цветами. Я думал, так встречают икону, но потом мне объяснили, что это для покойницы: чтобы дорога была лёгкой.
Такая вот цветочная дорожка для новопреставленной.
Заехали в Ванюково закусить копчёным сазаном, купленным в Сидельниково. С утра небо было обложено серыми тучами, моросил дождь, а тут вообще грохнуло - да так, что на секунду вырубило электричество. Подумалось: как там люди, несущие икону от самого Козьмодемьянска?
Без четверти три, когда мы вернулись, на повороте с трассы и по всей дороге к храму уже стояли группки людей, желавших присоединиться к процессии и пройти с ней хотя бы полкилометра. Перед храмом народу было ещё больше.
Зашли внутрь, чтобы взять свечей, - и сподобились приложиться к ручке "знаменитого" отца Иоанна (Барсукова) из Сумок, к которому давно собирались.
На улице разговорились с Михаилом из Чебоксар. На вопрос, приехал ли он нарочно, чтобы встретить икону, он с лёгкой усмешкой ответил, что "не такие уж мы верующие", а приехал он к родственникам, порыбачить на Волге. Тем не менее он, как и остальные, долго стоял на дороге, а потом зашёл в храм, чтобы поставить свечку. Подумалось: все мы такие, дети эпохи атеизма: верующие неверующие.
При виде процессии ударили в колокола
К половине четвёртого начали подъезжать батюшки, чуть погодя прибыл владыка, его тут же окружили прихожане, в основном женщины, чтобы припасть к ручке.
Застучал колокол, народ заволновался, все двинулись вперёд, и вдруг показалась процессия. Люди, нёсшие икону, почти бежали. Промокли, наверно, под дождём...
Так же быстро подходили к ним встречающие, выстраиваясь в очередь, чтобы, пригнувшись, почти на корточках, пройти под иконой. Позже я узнал, что можно взять с собой под икону охапку луговых цветов, чтобы потом положить на сеновале или дать корове: молоко будет вкусным.
Вот она, "освящённая" трава
Икону поставили перед алтарём, началась служба, которая длилась два часа. Среди батюшек я приметил нашего знакомого отца Иоанна из с. Кузнецова. После чтения Евангелия (из Луки) мы подошли к владыке для елеопомазания, потом купили свечей и отправились домой.
На другой день отправились, конечно, в гости - к родственникам жены в Шелаболки. На окнах и дверях - традиционные ветки рябины (уже засохшие) от сглаза. "Не тому люди позавидуют, что живём богато, а тому, что живём дружно".
В гостях - родственники (мы) и соседи, почти всем семейством. На столе, из традиционных блюд, - кол плошка (сковородка с жареной рыбой) и падкагыли (пирожки) с яйцом и луком, картошкой и грибами, рыбной консервой, малиной. Помимо "скоромного" (мясной суп), предусмотрено постное угощение (жаркое с картошкой и грибами): всё же пост. Остальные блюда - "городские", вненациональные.
Выпили водки, хорошенько закусили и, поблагодарив хозяек, отправились домой.
Республика Марий Эл
Кого марья пазар - отметили!
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов. Источник
Комментарии (2)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
А у кырык мары неужели ничего не осталось от марийской традиционной религии?Неужто и впрям ничего?
Вот так оно и происходит в мире.Первой умирает религия,далее культура,язык,а потом и сам народ
А с чего Вы взяли, что православие не является традиционной религией горных мари? Слава Богу, уже четыреста с лишком лет - можно говорить о традиции. Или Вы думаете, что до православия у них была "чистая", "незамутнённая" языческая религия? Думаете, она не испытала "чуждого" влияния? Да она наполовину - тюркская! Значит, тоже не вполне "традиционная"? И как смена религий повлияла на язык? В горномарийских деревнях ВСЕ ПОГОЛОВНО говорят на родном языке, не меньше, чем в "языческих" деревнях. Никогда не спешите с выводами.