Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Коми
  2. Над чем работают ученые

Над чем работают ученые

Григорий Каблис
Григорий Каблис
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Писал эту заметку как бы про запас. Но учитывая, что пресловутая реформа Российской академии наук выходит в решающую стадию третьего чтения в Госдуме, думаю, что надо бы опубликовать (по противоречивой информации завтра 17 сентября закон либо примут в третьем чтении с самыми неприемлемыми пунктами, либо вернут во второе чтение, где тоже непонятно, что будет происходить). Данная статья описывает мою личную точку зрения, которая может не совпадать с точкой зрения коллег и руководства. Речь пойдет о том, что из себя представляют ученые, чем они занимаются и какая от этого польза.

Кому неинтересно — дальше не читайте.


Реформа в академии назрела давно, все это прекрасно понимают: от академиков до лаборантов. Люди, глядя на происходящее со стороны, тоже имеют свое мнение, которое разделяется от «всех разогнать», до «сохранить в первозданном виде». Но для начала надо понять текущий момент, и как здесь все устроено. Начнем с того, как устроены сами ученые, то есть чем они отличаются от обычных граждан. Подчеркиваю, среднестатистический ученый от среднестатистического человека.


Самое важное отличие в том, что ученый любопытнее. Если он становится нелюбопытен, то он уже неспособен заниматься наукой. Узнавая и/или создавая что-то новое, человек получает удовольствие от того, чем занимается. Это самый главный, мощнейший стимул, без него невозможна не только наука, но и любая творческая деятельность. Когда этот стимул (получение чего-то нового) заменяется деньгами, наука умирает. Деньги не цель, а средство. Последние лет 5 государство пихало деньги ученым, причем пихало не в руки, а прямо в карман. Поясняю: вместе с выделением грантов приходит и смета на их использование. Если там написано, что 80% надо потратить на зарплату и начисления, то так и придется сделать («спасибо» бюджетной политике Кудрина). На сторонние анализы и материалы для собственной исследовательской базы денег выделяется совсем немного. Это возмущает, тех, кто хочет заниматься исследованиями, и устраивает тех, кому это не так интересно. Почему так делается?! А потому что государству надо бодро отрапортовать, что зарплата ученых выросла на 146%. Следом у общества формируется негативное отношение к РАН, а в научной среде начинается отрицательная селекция — к грантам рвутся те, кто больше хочет заработать. Для людей с сильным поисковым инстинктом гранты (РФФИ, например) иногда даже являются обузой — есть дела поинтереснее, чем составление заявок и отчетов. Но научные проекты — это необходимое зло.


Почему зло? Казалось бы, ну отвлекись ты и напиши парочку проектов, и будут какие-то дополнительные деньги и возможности. Но нельзя быть ученым по-совместительству, наука требует полной самоотдачи. На решение сложной научной проблемы нужно работать недели, месяцы и даже годы непрерывно. Непрерывно — это ключевое слово. Тут, как в спорте, недельный перерыв отбрасывает тебя на месяц назад.


Те, кто занимается в Академии наук административной работой, строго говоря, учеными не являются, потому что новых знаний практически не вырабатывают (разве что на уровне обобщений). Это вовсе не означает, что их деятельность бессмысленна и неэффективна — у руководства другие задачи. Академикам нужно создавать и поддерживать среду, в которой возможен научный поиск. Те, кто может это делать в наше время — гениальные управленцы, но таких очень мало. Что произойдет, если во главе академии встанут люди со стороны (Ливанова я, кстати, «чужим» не считаю)? Скорее всего, ничего хорошего, сторонние люди просто «испортят воздух». Простите, но я не верю, что можно руководить здравоохранением не будучи врачом. И как можно быть министром обороны, если ты никогда не командовал даже взводом?! Есть области человеческой деятельности, в которых важна определенная атмосфера. Образование, медицина, наука, армия — это области, в которых надо чувствовать внутренние процессы. Все что нужно делать со стороны — это поддерживать в этих областях внутреннюю конкуренцию, но государство делает совершенно противоположное.


Есть большой соблазн заниматься имитацией научной деятельности — защитил кандидатскую и живи спокойно. И оклад будет очень неплохой, и квартиру могут бесплатно дать. Чем не жизнь?! Имитацией можно заниматься в любой области. Но понемногу эта система выправляется, есть уважающие себя люди и коллективы, которые ерундой заниматься не будут, и научное сообщество в состоянии с этим разобраться, если будут условия для внутренней конкуренции, которых государство не создает.


Теперь о том, чем в принципе занимаются ученые мужи и дамы. Я бы выделил два вида деятельности: практическая и фундаментальная (разделение довольно условное). Первые ставят своей целью практический, осязаемый результат. То, что можно увидеть и пощупать, ну или хотя бы понять. Яркий пример такого типа ученых — это шнобелевский и нобелевский лауреат Андрей Гейм. Таким очень важно видеть результат, будь то левитирующая лягушка или двухмерный транзистор на графене. Открытие последнего вообще интересная история. Гейм с Новоселовым при помощи скотча пытались «сорвать» плоскую структуру графена. Когда получилось, они подвели к этой структуре контакты и проверили ее электрические свойства. Оказалось, что это полупроводник и, как следствие, Нобелевская премия. Практическая наука должна приносить плоды. Эти плоды могут быть очень разными и по свойствам и по возможной «монетизации», но они должны быть. В Советском Союзе сложилось так, что практическая наука была сосредоточена в отраслевых институтах и КБ. Мы всё это утратили за несколько десятилетий и сейчас не можем создать даже нормальный гражданский самолет.


Фундаментальная деятельность — это как бы наука для науки. По большому счету, какое вам дело до теории Дарвина или фракталов?! А есть масса более мелких знаний. Например, в нашем институте изучали метеорит «Челябинск» (даже критичный к РАН Александр Щиголев интересовался, что же это так грохнуло). Но все эти знания не несут никакого практического результата, разве что в дальнейшем в какой-то области может произойти научно-технический прорыв (в какой — не знают даже все Нобелевские лауреаты вместе взятые) на фундаменте, который потихоньку создавали сотни людей. Существование и создание фундаментальной науки — это еще культурное событие, которое питает научно-технический прогресс, как почва питает плодоносные деревья. На тощих почвах ничего не растет, знаете ли. Всякие попытки посадить там прекрасные деревья обречены на провал (где плоды этих Сколково и Роснано?). А еще надо понимать, что девять женщин не смогут родить за месяц одного ребенка, даже за очень большие деньги (это как параллель с Курчатовским институтом и огромными деньгами, вложенными в него под Ковальчука). Эти деньги только развратят руководство и сотрудников и выйдут для организации боком.


Разрыв между теоретической и практической наукой был заложен еще в годы советской власти, одно без другого потихоньку чахнет и загибается. В первую очередь это заметно «по плодам», потом чахнут «деревья», а в последнюю очередь скудеют «почвы». Академия наук, на которую постепенно натравливают общество, в советские годы практическими разработками почти не занималась (сравнительно с отраслевой наукой). Теперь ей вменяют все грехи, даже недавние фуфловые диссертации, которые на 95% были защищены в вузах.


В заключение приведу примерный диалог нефтяника-производственника и палеонтолога, работающего в РАН:


— Чем вы тут занимаетесь то? — спрашивает нефтяник.


— Да вот, грунт промываем, кости ищем, — отвечает палеонтолог.


— Динозавров или мамонтов?


— Мелких млекопитающих, в частности грызунов, и еще птиц.


— Что?! И за эту херню государство деньги платит?!


— Ну да, — потупив взор, отвечает «академик».


— А нафига вы этим занимаетесь? И сколько вам платят? — спрашивает практичный нефтяник.


— Мы пытаемся разобраться, где проходила граница лес—тундра в разное геологическое время. Платят 100 рублей полевых на каждый человеко-день. Еще на заброску тысяч 20, да несколько тысяч на снаряжение. Ну, еще зарплата научного сотрудника и пары лаборантов.


— И всё?


— Да. А что еще? Кабинет есть, микроскопы тоже.


— А, ну тогда пускай платят.


Вот такой диалог. Хочется сообщить читателю, что бюджет РАН — это 3-4% от тех денег, что государство выделяет на внутреннюю безопасность (СледКом, МВД, Прокуратура, ФСБ и т.д. и т.п.), или 2-3% от денег, выделяемых на оборону и внешнюю безопасность. То есть на Академию наук тратится немного больше 1(одного!) % от тех денег, что государство тратит на силовиков. Я уж даже не сравниваю с Олимпиадой и ЧМ по футболу.

Да к Академии наук и ее руководству есть множество обоснованных претензий, как изнутри, так и извне. В этом смысле кризис, как говорил персонаж из «Крестного отца» — это прекрасная возможность решить накопившиеся проблемы. Но законопроект о реформировании РАН этих проблем как раз не решает — это проект её ликвидации: быстрой или постепенной. И тогда в научно-техническом смысле здесь не будет «расти» вообще ничего — «почвы» не будет, а будет просто «пустыня».

В заключение, прошу поддержать инициативу о непринятии законопроекта о реформе РАН (необходима регистрация на сайте Госуслуги).

P.S. Только что пришло вот что.

Профсоюз [РАН] поддерживает предложение о проведении гуляний завтра утром у Думы (и в других регионах), профсоюз поддерживает обращение конференции научных работников РАН, профсоюз призывает к проведению собраний трудовых коллективов, по результатам которых будут направлены обращения к президенту, и будет такие собрания инициировать. Завтра планируется в Думе распространить обращение Рубакова среди депутатов непосредственно в здании Думы. Также уже начата подача заявок на проведение пикетов в Москве и регионах, затем будут подаваться заявки на проведение митингов. Собственно, акции в начале сентября и анонсировались как предупредительные.

Материалы по теме
Мнение
6 декабря 2023
Татьяна Джинчвеладзе
Татьяна Джинчвеладзе
Очередной раз убедилась, что сотрудники полиции не работают
Мнение
16 декабря 2023
Татьяна Смирнова
Татьяна Смирнова
Жители Пудожа не один десяток лет требуют, чтобы их перестали травить текущей из кранов жидкостью
Комментарии (16)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Ирина
17 сен 2013 11:42

Все верно, только писать письмо президенту как-то уже не хочется. Это унизительно, как для него, так и для нас.

17 сен 2013 13:24

Это не письмо. Это что-то вроде опроса среди зарегистрировавшихся и подтвердивших свою личность граждан (можно проголосовать и за и против).

8000 голосов против законопроекта - как-то совсем мало.

Ирина
17 сен 2013 14:01

У нас было собрание трудового коллектива, предложили писать письма

17 сен 2013 11:56

да лажа это все
совдеповско-коммуняцкая система управлением науки изжила себя - нет результатов работу, наука в рашке ниже плинтуса
нужно переходить на западные модели
фундаментальная наука в вузах и на грантах государства и бизнеса
прикладная в бизнесе с гос. льготами и опять же грантами
тут контроль, прошел год! что сделано? ни чего? пинка в зад!!!

Ирина
17 сен 2013 12:14

Западная система науку поддерживает, а у нас она считается бесплатным приложением, пока я не вижу стремления перейти хоть к какой-нибудь "модели"

17 сен 2013 12:06

вот почти идеальный пример взаимодействия ученных и государства

DARPA (англ. Defense Advanced Research Projects Agency — агентство передовых оборонных исследовательских проектов) — агентство Министерства обороны США, отвечающее за разработку новых технологий для использования в вооружённых силах. Миссией DARPA является сохранение технологического превосходства вооруженных сил США, предотвращение внезапного для США появления новых технических средств вооруженной борьбы, поддержка прорывных исследований, преодоление разрыва между фундаментальными исследованиями и их применением в военной сфере.
DARPA было основано в 1958 году в ответ на запуск в СССР первого искусственного спутника Земли. Перед DARPA была поставлена задача сохранения военных технологий США передовыми. DARPA независимо от обычных военных научно-исследовательских учреждений и подчиняется непосредственно руководству Министерства обороны. Штат DARPA насчитывает около 240 сотрудников (из которых примерно 140 — технические специалисты); бюджет организации составляет 3,2 миллиарда долларов. Эти числа приблизительны, поскольку DARPA концентрируется на краткосрочных проектах (от двух до четырёх лет), выполняемых небольшими, специально подобранными командами.
Изначально агентство называлось ARPA, затем оно было переименовано в DARPA (с добавлением слова Defense) в 1972 году, затем опять в ARPA в 1993, и, наконец, снова в DARPA 11 марта 1996 года.
ARPA была ответственна за спонсирование разработки сети ARPANET (которая переросла в Интернет), а также версии BSD (университета Беркли) системы Unix и стека протоколов TCP/IP. В настоящее время спонсирует, в частности, разработку автомобилей-роботов.
В декабре 2009 DARPA запускало красные шары-метеозонды в небо США, чтобы протестировать возможности сбора, анализа и обмена информацией с помощью социальных сетей. Все 10 шаров были найдены примерно за 9 часов, призовой фонд проекта составил 40 000 $.
Структуру Агентства составляют 6 основных подразделений:
Адаптивного управления (AEO) — исследования в области построения адаптивных платформ и архитектур, включая универсальные программные платформы, модульные аппаратные средства, многофункциональные информационные системы и средства разработки и проектирования;
Оборонных исследований (DSO) — исследования в области фундаментальной физики, новых технологий и приборов на новых физических принципах, энергетики, новые материалы и биотехнологии, прикладной и вычислительной математики, медико-биологические средства защиты, биомедицинские технологии.
Инноваций в информационных технологиях (I2O) — информационные системы мониторинга и управления, технологии высокопроизводительных вычислений, интеллектуальный анализ данных, системы распознавания образов, когнитивные системы машинного перевода;
Микросистемных технологий (MTO) — технологии электроники, фотоники, микромеханических систем, перспективной архитектуры интегрированных микросхем и алгоритмов распределенного хранения данных;
Стратегических технологий (STO) — системы связи, средства защиты информационных сетей, средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ), устойчивость систем к кибер-атакам, системы обнаружения замаскированных целей на новых физических принципах, энергосбережение и альтернативные источники энергии;
Тактических технологий (TTO) — современные высокоточные системы вооружения, лазерное оружие, беспилотные средства вооружений на базе воздушных, космических, наземных и морских платформ, перспективные космические системы мониторинга и управления.

ARPA-E (англ. Advanced Research Projects Agency-Energy — Агентство передовых исследований в области энергетики) — новое агентство Соединённых Штатов, созданное в целях финансирования научных исследований и разработок перспективных энергетических технологий. Оно создано по образцу DARPA.
ARPA-E было создано как внутреннее отделение Департамента энергетики США в 2007 году, однако не было профинансировано. Первоначальный бюджет составил около 400 миллионов долларов, которые были получены только в феврале 2009 по указу о стимуляции экономики. Целью ARPA-E является междисциплинарное исследование проблем энергетики. Как и DARPA, проекты ARPA-E финансируются государством, частным сектором и университетами. Арун Маджумдар, бывший заместитель директора Lawrence Berkeley National Laboratory, был назначен первым директором ARPA-E в сентябре 2009 года, после шести месяцев со дня первого финансирования.
ARPA-E будет финансировать проекты, технологии, научные исследование и передовые изобретения. Это позволит ускорить технический прогресс в секторах высокого риска в которых промышленность не может проводить исследования самостоятельно. Агентство не будет финансировать проекты по модернизации технологий; эти исследования будут продолжать получать поддержку по линии существующих программ, департамента энергетики (DOE) по энергоэффективности и возобновляемым источникам энергии (EERE). Миссия ARPA-E будет заключаться в разработке новых энергетических технологий, которые должны привести к значительному понижению импорта энергоносителей, снижению выбросов (в том числе парниковых газов) и повышению энергоэффективности

Ирина
17 сен 2013 12:18

"ARPA-E было создано как внутреннее отделение Департамента энергетики США в 2007 году, однако не было профинансировано. Первоначальный бюджет составил около 400 миллионов долларов, которые были получены только в феврале 2009 по указу о стимуляции экономики. "
Как видите, государство не может обойтись без поддержки исследований, однако доказывать это ученым иногда приходится достаточно долго

17 сен 2013 12:32

дак они и поддерживают
только не тупо сжигая деньги, как в РАН, а через гранты с постоянным контролем
а вся остальная прикладная наука проходит через бизнес
яркий пример Intel, IBM, Boing, Pfizer, и так далее

Ирина
17 сен 2013 12:40

У нас сам контроль не прочь попрожигать )

17 сен 2013 13:01

Сразу три группы физиков: из Австрии, Гонконга и из США представили прототипы фотодетекторов на основе графена. Эти устройства преобразуют инфракрасные оптические сигналы в электрические импульсы, причем эффективность графеновых фотодетекторов выше, чем у аналогичных устройств традиционного типа. Все три работы опубликованы журналом Nature Photonics (1, 2, 3) и кратко их суть пересказана в сообщении Nature News.
группы из Китайского университета в Гонконге
американской группы, Дирк Энглунд, физик из Массачусетского технологического института
Томас Мюллер из Технологического института в Вене

Группа исследователей из Института квантовой оптики Общества Макса Планка и Государственного физико-технического института в Германии смогла добиться рекордно точной синхронизации двух атомных часов. Ученые передали синхронизирующие сигналы по оптоволоконному кабелю и получили точность 10-19 (погрешность переданной частоты в 1019 раз меньше самой частоты, поэтому величина безразмерная). Подробности приводятся в журнале Physical Review Letters.

Ирина
17 сен 2013 14:49

Я посмотрела состав ведущих ученых Института. Естественно, нашла в списке и наших, к примеру, по такой ссылке: http://eureka-info.ru/2013/05/25/appolonsky/Вам это ни о чем не говорит?

Ирина
17 сен 2013 14:52

В дополнение, по ссылке:
Александр Аполонский - "многолетний координатор проектов группы фемтосекундной оптики и лазерных осцилляторов в лаборатории аттосекундных физики, базирующейся в Гархинге (Германия) на площадях мюнхенского университета Людвига Максимилиана (LMU) и института квантовой оптики Макса Планка (MPQ)"

17 сен 2013 15:11

говорит о том что наука куют кадры в институтах и за одно двигает науку

Ирина
17 сен 2013 16:12

В смысле, за одно двигает науку за границей?

maksut
17 сен 2013 17:20

уже и полиция подключилась к рассуждениям о заслугах ученых http://echo.msk.ru/blog/pashkin/1158710-echo/

)
17 сен 2013 18:31

Вы теплое с мягким не путайте. Во-первых, не полиция, а кто-то там из профсоюза, что говорит само за себя. Во-вторых, мааасква, что говорит само за себя. В-третьих, на ухемааасквы, что также говорит само за себя.

Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
ВластьНаукаОбразованиеОбществоПолитикаЭкономика