Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Марий Эл
  2. Религия, мораль и право в гражданском обществе

Религия, мораль и право в гражданском обществе

Ринат Сибагатуллин
Ринат Сибагатуллин
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN
Ясно то, что государство базируется лишь на правовых нормах. Для того чтобы читателю было легче определиться с личными предпочтениями, попробуем сопоставить категории религии, морали или права.
Предлагаю начать с представлений царящих в нашем обществе.
Религия - это, прежде всего, вера в силу, правящую миром.
Мораль - нравственное миропонимание выстроенное на мировоззрении, принятое в обществе.
Право - общеобязательные правила, установленные и охраняемые государством.
Основой религии, как известно, является Высшее существо или проще сказать Бог, основой же морали является общество, а основой права есть государство. Обнаружить и раскрыть сущность религии, морали и права можно с помощью стержневых возрений данных категорий: душа и грех это область религии, совесть и долг область морали, нормативный акт и соглашение область права.
К чему призывает нас религия? К вере и преданности. Мораль же к честности и верности. Ну а право к труду и справедливости.
Где источники? Так называемые религиозные (божественные) законы нашли свое отражение в священных писаниях, общественные - в обычаях и традициях, государственные - в нормативно-правовых актах. Из этого можно сделать вывод, что лишь нормы морали не имеют официального письменного закрепления. Если степень определенности и детализации норм права выражается в четкой юридической форме, то нормы морали имеют неопределенный и расплывчатый характер. В свою очередь, религиозные нормы довольно определены, но не слишком детализированы. Государственные нормы выглядят более лояльными, поскольку выражены они в изъявительном наклонении и предполагают как возможность внесения изменений в их содержание, так и возможность выбора варианта поведения (диспозитивные нормы). В связи с вышесказанным у религии и морали много общего так как они сформулированы в повелительном наклонении и практически не предусматривают смены своих тезисов.
Если государство возглавляет Президент, а церковь - Патриарх, то в отличие от государства или религиозного института общество руководителя вовсе не имеет.
При этом верующими называют тех, кто верит в Бога и соотносит себя с какой либо религией, моралистами есть те, кто свято чтит нормы морали, ну а тех, кто свое существование не представляет без нормативно-правовых актов государства, - законниками.
Тогда кто исполняет контроль за своими последователями? Безусловно, данную функцию в религии как считается, выполняет Бог. Хотя, по сути, конечно же, те, кто говорит от его имени, что позволяет этой сфере иметь возможность поголовного контроля. С моралью все проще и сложнее одновременно. Общество само наблюдает за собой, если можно так выразиться. Однако тут нужно отметить и негативный момент: далеко не все людские поступки попадают под общественную оценку из-за ее фактической недоступности для повсеместного проникновения. В этом плане правоохранительные органы в большинстве случаев допускаются к действиям только в крайних и безвыходных ситуациях, тем самым имея крайне низкий уровень количества субъектов.
Теперь в продолжение данного эссе логичным будет упомянуть о наказаниях. К так называемому религиозному наказанию относится Божья кара, которая может быть выражена в форме как душевных, так и физических страданий. Со стороны общества наказанием может выступить осуждение и критика, а порой и физическая расправа с нарушителем. Наказания государства могут быть выражены только физически: штраф, арест, лишение свободы и другое. Например, предупреждения закон и вовсе не относит к наказаниям, так как они носят исключительно моральный характер.
Непосредственно от уровня возможности контроля своих субъектов зависит возможность избегания ими наказания, которая присутствует у моралистов и законников, но отсутствует у верующих.
При этом религия более гуманно относится к нарушителям, предоставляя им возможность быть прощенными. Общество, как известно, особой гуманностью обычно не отличается, поэтому часто прощения не предоставляет. А вот, например, закон приветствует признание вины и тем самым смягчает наказание, но все же полностью не освобождает от него.
Примерно так выглядит соотношение норм религии, морали и права в гражданском обществе.
Ясно то, что государство базируется лишь на правовых нормах. Для того чтобы читателю было легче определиться с личными предпочтениями, попробуем сопоставить категории религии, морали или права.
Предлагаю начать с представлений царящих в нашем обществе.
Религия - это, прежде всего, вера в силу, правящую миром.
Мораль - нравственное миропонимание выстроенное на мировоззрении, принятое в обществе.
Право - общеобязательные правила, установленные и охраняемые государством.
Основой религии, как известно, является Высшее существо или проще сказать Бог, основой же морали является общество, а основой права есть государство. Обнаружить и раскрыть сущность религии, морали и права можно с помощью стержневых возрений данных категорий: душа и грех это область религии, совесть и долг область морали, нормативный акт и соглашение область права.
К чему призывает нас религия? К вере и преданности. Мораль же к честности и верности. Ну а право к труду и справедливости.
Где источники? Так называемые религиозные (божественные) законы нашли свое отражение в священных писаниях, общественные - в обычаях и традициях, государственные - в нормативно-правовых актах. Из этого можно сделать вывод, что лишь нормы морали не имеют официального письменного закрепления. Если степень определенности и детализации норм права выражается в четкой юридической форме, то нормы морали имеют неопределенный и расплывчатый характер. В свою очередь, религиозные нормы довольно определены, но не слишком детализированы. Государственные нормы выглядят более лояльными, поскольку выражены они в изъявительном наклонении и предполагают как возможность внесения изменений в их содержание, так и возможность выбора варианта поведения (диспозитивные нормы). В связи с вышесказанным у религии и морали много общего так как они сформулированы в повелительном наклонении и практически не предусматривают смены своих тезисов.
Если государство возглавляет Президент, а церковь - Патриарх, то в отличие от государства или религиозного института общество руководителя вовсе не имеет.
При этом верующими называют тех, кто верит в Бога и соотносит себя с какой либо религией, моралистами есть те, кто свято чтит нормы морали, ну а тех, кто свое существование не представляет без нормативно-правовых актов государства, - законниками.
Тогда кто исполняет контроль за своими последователями? Безусловно, данную функцию в религии как считается, выполняет Бог. Хотя, по сути, конечно же, те, кто говорит от его имени, что позволяет этой сфере иметь возможность поголовного контроля. С моралью все проще и сложнее одновременно. Общество само наблюдает за собой, если можно так выразиться. Однако тут нужно отметить и негативный момент: далеко не все людские поступки попадают под общественную оценку из-за ее фактической недоступности для повсеместного проникновения. В этом плане правоохранительные органы в большинстве случаев допускаются к действиям только в крайних и безвыходных ситуациях, тем самым имея крайне низкий уровень количества субъектов.
Теперь в продолжение данного эссе логичным будет упомянуть о наказаниях. К так называемому религиозному наказанию относится Божья кара, которая может быть выражена в форме как душевных, так и физических страданий. Со стороны общества наказанием может выступить осуждение и критика, а порой и физическая расправа с нарушителем. Наказания государства могут быть выражены только физически: штраф, арест, лишение свободы и другое. Например, предупреждения закон и вовсе не относит к наказаниям, так как они носят исключительно моральный характер.
Непосредственно от уровня возможности контроля своих субъектов зависит возможность избегания ими наказания, которая присутствует у моралистов и законников, но отсутствует у верующих.
При этом религия более гуманно относится к нарушителям, предоставляя им возможность быть прощенными. Общество, как известно, особой гуманностью обычно не отличается, поэтому часто прощения не предоставляет. А вот, например, закон приветствует признание вины и тем самым смягчает наказание, но все же полностью не освобождает от него.
Примерно так выглядит соотношение норм религии, морали и права в гражданском обществе.
Ясно то, что государство базируется лишь на правовых нормах. Для того чтобы читателю было легче определиться с личными предпочтениями, попробую сопоставить категории религии, морали или права.
Предлагаю начать с представлений царящих в нашем обществе.
 
 
Религия - это, прежде всего, вера в силу, правящую миром.
 
 
Мораль - нравственное миропонимание выстроенное на мировоззрении, принятое в обществе.
 
 
Право - общеобязательные правила, установленные и охраняемые государством.
 
 
Основой религии, как известно, является Высшее существо или проще сказать Бог, основой же морали является общество, а основой права есть государство. Обнаружить и раскрыть сущность религии, морали и права можно с помощью стержневых возрений данных категорий: душа и грех это область религии, совесть и долг область морали, нормативный акт и соглашение область права.
 
 
К чему призывает нас религия? К вере и преданности. Мораль же к честности и верности. Ну а право к труду и справедливости.
 
 
Где источники? Так называемые религиозные (божественные) законы нашли свое отражение в священных писаниях, общественные - в обычаях и традициях, государственные - в нормативно-правовых актах. Из этого можно сделать вывод, что лишь нормы морали не имеют официального письменного закрепления. Если степень определенности и детализации норм права выражается в четкой юридической форме, то нормы морали имеют неопределенный и расплывчатый характер. В свою очередь, религиозные нормы довольно определены, но не слишком детализированы. Государственные нормы выглядят более лояльными, поскольку выражены они в изъявительном наклонении и предполагают как возможность внесения изменений в их содержание, так и возможность выбора варианта поведения (диспозитивные нормы). В связи с вышесказанным у религии и морали много общего так как они сформулированы в повелительном наклонении и практически не предусматривают смены своих тезисов.
 
 
Если государство возглавляет Президент, а церковь - Патриарх, то в отличие от государства или религиозного института общество руководителя вовсе не имеет.
При этом верующими называют тех, кто верит в Бога и соотносит себя с какой либо религией, моралистами есть те, кто свято чтит нормы морали, ну а тех, кто свое существование не представляет без нормативно-правовых актов государства, - законниками.
 
 
Тогда кто исполняет контроль за своими последователями? Безусловно, данную функцию в религии как считается, выполняет Бог. Хотя, по сути, конечно же, те, кто говорит от его имени, что позволяет этой сфере иметь возможность поголовного контроля. С моралью все проще и сложнее одновременно. Общество само наблюдает за собой, если можно так выразиться. Однако тут нужно отметить и негативный момент: далеко не все людские поступки попадают под общественную оценку из-за ее фактической недоступности для повсеместного проникновения. В этом плане правоохранительные органы в большинстве случаев допускаются к действиям только в крайних и безвыходных ситуациях, тем самым имея крайне низкий уровень количества субъектов.
 
 
Теперь в продолжение данного эссе логичным будет упомянуть о наказаниях. К так называемому религиозному наказанию относится Божья кара, которая может быть выражена в форме как душевных, так и физических страданий. Со стороны общества наказанием может выступить осуждение и критика, а порой и физическая расправа с нарушителем. Наказания государства могут быть выражены только физически: штраф, арест, лишение свободы и другое. Например, предупреждения закон и вовсе не относит к наказаниям, так как они носят исключительно моральный характер.
 
 
Непосредственно от уровня возможности контроля своих субъектов зависит возможность избегания ими наказания, которая присутствует у моралистов и законников, но отсутствует у верующих.
 
 
При этом религия более гуманно относится к нарушителям, предоставляя им возможность быть прощенными. Общество, как известно, особой гуманностью обычно не отличается, поэтому часто прощения не предоставляет. А вот, например, закон приветствует признание вины и тем самым смягчает наказание, но все же полностью не освобождает от него.
 
 
Примерно так выглядит соотношение норм религии, морали и права в гражданском обществе.
 
Все в нашей власти
Материалы по теме
Мнение
1 марта
Анастасия Буракова
Анастасия Буракова
Прощание с Алексеем Навальным
Мнение
4 апреля
Мария Попова
Мария Попова
Если вы никак не можете выбрать себе подходящую лопату для борщевика
Комментарии (1)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
7 ноя 2012 15:17

Только что готовили комментарий для местной газеты: в Самаре выступили с законодательной инициативой о введении в школах должности "завуч по духовному воспитанию"...

Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
ВластьОбществоРазмышленияРелигия