Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Вологодская область
  2. Спасти дом от пластика. Зачем архитектор из Вологды купил старинный особняк и почему он считает, что россиянам полезно ездить за границу

Спасти дом от пластика. Зачем архитектор из Вологды купил старинный особняк и почему он считает, что россиянам полезно ездить за границу

Евгения Сибирцева
Иван Магарёв в доме Никуличева
Фото Евгении Сибирцевой
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Напоминающий замок красивый двухэтажный дом из красного кирпича в селе Устье Вологодской области построили в начале XX века сыновья местного купца Ивана Никуличева. У семьи было несколько заводов и пароходов, в селе в то время развивались торговля и народные промыслы. Но вскоре началась национализация, государство передало дом совхозу. Здание начало ветшать: на чердаке копился птичий помет, подвал заливало водой. Только спустя век, в 2020 году, у дома снова появился заботливый владелец — архитектор из Вологды Иван Магарёв. Зачем он купил этот заброшенный особняк, как удается его восстанавливать с минимальными вложениями и почему путешествия по миру могут отучить россиян менять деревянные окна в исторических домах на пластиковые — в интервью с Иваном Магарёвым.

Дом Никуличева в Устье

Дом Никуличева в Устье. Фото Евгении Сибирцевой

Открыть замок для всех

- Иван, покупка этого дома - спонтанная идея или давняя мечта?

- С одной стороны, спонтанная, с другой — нет. Я учился в магистратуре на курсе «Архитектурное проектирование» в Милане, там нужно было выбрать какой-нибудь объект в развивающейся стране, который требует улучшения, и сделать проект его ревитализации. Мы с напарником выбрали Устье, потому что на рубеже XIX и XX веков он был богатым уездным городом, там развивались торговля, производство. К тому же у меня папа родом из Усть-Кубинского района, поэтому я Устье хорошо знаю. Пока мы с напарником готовили этот проект, два раза ездили в Устье, и дом Никуличева у меня вызвал интерес, у него очень необычная архитектура. После окончания магистратуры у меня скопилось немного средств, и я решил вложить их в дом или квартиру, выбор сначала пал на квартиру в доме Макаушкина на улице Мальцева, 3 в Вологде. Но потом, когда я продолжил мониторить выставленные на продажу дома и квартиры, мне на глаза попалось объявление с фотографией дома Никуличева в Устье. Сначала я подумал, что фото просто для привлечения внимания вставили, но когда прочитал описание и позвонил продавцу, оказалось, что продается именно этот дом. Примерно за ту же стоимость, что и квартира в доме Макаушкиных, около двух миллионов рублей. Раз пять туда ездил, смотрел, в каком состоянии дом, все оказалось вполне сносным. В крыше хоть и были дырки, но нельзя было сказать, что она текла.

- У купца Никуличева остались потомки, вы с ними не связывались? Может, они сами хотели купить дом?

- У Ивана Никуличева было три сына, очень много родственников, но все разъехались после национализации: одни - в Ульяновск, другие — в Тамбов. Со мной связались двое родственников Никуличева, одна женщина живет в Италии, вторая — в Тамбове. С первой недолго поговорили в мессенджере, она сказала, что рада за дом. По ее словам, когда-то они пытались восстановить свои права на наследование, но не получилось.

Экспозиция в Усть-Кубинском краеведческом музее. Справа - Иван Никуличев с женой Марией. Слева - его сын Василий с женой Верой

Экспозиция в Усть-Кубинском краеведческом музее. Справа - Иван Никуличев с женой Марией. Слева - его сын Василий с женой Верой. Фото Евгении Сибирцевой

- Ситуация с памятниками архитектуры в Вологодской области и в России, когда больше уничтожается, чем восстанавливается, как-то повлияла на ваше решение купить этот дом?

- Конечно! Мне было бы грустно, если бы я приехал в Устье и увидел, что в этом доме окна заменили на пластиковые, как в той квартире в доме Макаушкина в Вологде, или врезали балкон, или вставили железную дверь. В центре Устья много исторических домов, и почти у всех уже изменен их первоначальный облик современными деталями.

А тут я подумал, что, может, смогу уберечь этот красивый дом от такой участи. На душе от этого приятно.

Плюс любой архитектор, наверное, мечтает как-то использовать свои умения на практике, а если это еще и дом, который обладает наследием, то это тем более интересно.

- Вы обсуждали покупку дома Никуличева с друзьями или родственниками? Как они отнеслись к этой идее?

- Родители, если честно, были не в восторге. Подумали, это может оказаться для меня непосильным и отнимет много времени и ресурсов. По факту так и получается: все ресурсы - и время, и деньги - я сейчас трачу на дом. А друзья меня поддержали. Правда, я все равно больше полагался на себя.

- Не было среди окружающих реакции «Да ну, деньги на ветер!»?

- Я это даже не воспринимал всерьез. Это ведь не какой-то проект или бизнес-план, у которого должен быть финал. Это дело на ближайшие года три. Не так волнует, что будет в конце — главное, что сейчас мне нравится этим заниматься и более-менее что-то получается.

- Как жители Устья относятся к тому, что дом обрел нового хозяина и его начали восстанавливать?

- Радуются, что дом теперь не пустой. Более того, я думал, что будут, может, в интернете писать что-то не очень приятное, таких людей всегда хватает, но на удивление жители в Устье добрые, все поддерживают. В местных пабликах в соцсети желают удачи, ждут открытия дома. Я всем разрешаю заходить и фотографировать. Людей, которые проходят мимо и интересуются, впускаю в дом, показываю все.

У нас часто, когда ремонтируют какой-то дом, огораживают его забором и на два года он из жизни выпадает. У меня такого нет. Я хочу, чтобы все могли узнавать, что происходит с домом.

Забытый подвал и тонна помета

- Восстановление любого памятника архитектуры — очень трудоемкий и сложный процесс. Как вы его организовали?

- Почти все финансовые затраты — это мои личные средства, но с ремонтом мне очень помогают друзья. Я езжу в Устье каждые выходные и никогда не бываю там один, иногда нас целая машина из Вологды едет. Моя друзья архитекторы-реставраторы сами хотят соскребать эту краску со старых окон, чистить печи, им это интересно. Мой отец всю жизнь работал с реставраторами, он тоже мне помогает, многое делает своими руками. Мы отремонтировали в прошлом году водосточную систему. У дома сохранилось всего три воронки у водосточных труб, когда я купил дом. Отец снял такую воронку с крыши, разобрал ее, обмерил, нарисовал трафарет на бумаге и сделал из металла такие же. Сейчас на доме девять воронок — новые не отличить от оригинальных (их тоже отремонтировали). Иногда приходится нанимать людей для некоторых работ, до этого двое работали, сейчас один — все лето чистил стены от советской краски, сейчас - окна.

 
 
 
Восстановление старинных водосточных труб. Фото из личного архиваВосстановление старинных водосточных труб. Фото из личного архива
Фото из личного архиваФото из личного архива
Фото из личного архиваФото из личного архива
Фото из личного архиваФото из личного архива
Фото Евгении СибирцевойФото Евгении Сибирцевой

- То есть отец поменял свое мнение после покупки дома?

- У него выбора особо нет. Если он видит, что мне нравится, он помогает. Он столяр-краснодеревщик, сейчас мы работаем с окнами – чистим, ремонтируем, заменяем гнилые участки, стеклим. Мне кажется, ему нравится это занятие. Я очень благодарен ему.

- Получается, эти работы занимают все ваше свободное время?

- С этим тяжело, да. Я работаю в двух местах — три дня в неделю в проектной фирме как архитектор, один день преподаю в университете, а пятницу, субботу и воскресенье я посвящаю дому. Так там пока нет нормальных бытовых условий — ни канализации, ни водопровода — приходится каждый день возвращаться в Вологду.

- Обычно при восстановлении памятников архитектуры много времени уходит на согласование проекта и получение разных разрешений. Как с этим справились, были проблемы?

- Нужен и проект, и разрешения. Обычно речь идет о проекте приспособления объекта культурного наследия, это очень дорого. Я год изучал законодательство и комментарии к законам, чтобы понять, можно ли восстановить памятник архитектуры без дорогостоящего проекта и не нарушая закон. Можно. В федеральном законе 73 [«Об объектах культурного наследия»] есть еще такой пункт как сохранение. Он подразумевает разные работы, в том числе ремонт. Для него тоже нужен проект, но не требуется историко-культурной экспертизы - нужно только согласование комитета по охране ОКН, оно бесплатное. А есть еще текущий ремонт, для него этого согласования не нужно, если во время работ не затрагивается предмет охраны. У дома Никуличева это, например, окна, фасады, печи, лестница. Остальное мы можем ремонтировать в рамках текущего ремонта. Сейчас все работы в доме относятся к такому ремонту. Каждый год до 1 июля мне нужно отчитываться в комитет, что было сделано. Скоро начнутся работы, требующие согласований.

 
 
 
Ремонт в доме Никуличева. Фото из личного архиваРемонт в доме Никуличева. Фото из личного архива
Фото из личного архиваФото из личного архива

- То есть пока все идет гладко? Или уже сталкивались с бюрократией, когда приходилось ходить по инстанциям?

- Сталкивался, но я бы сказал, не с бюрократией, а с непрофессионализмом и какой-то вредностью. Дом нужно газифицировать, чтобы его отапливать, – внутри сохранился гипсовый декор (карнизы, розетки), который очень чувствителен к влажности и отрицательным температурам. Электроотопление там невозможно - особняк по документам нежилой, поэтому тарифы как для коммерческого объекта, то есть не три рубля, а 7,5 рублей. Оно обходилось бы в 45–50 тысяч в месяц. Я заказал проект газификации дома, но в нем оказался дымоход, который выходит из стены и идет по фасаду до крыши, что испортит облик дома. А бывает дымоход другого вида, когда труба выходит только сантиметров на 15 из стены. Но «Газпром газораспределение Вологда» (ред. - дочернее предприятие ПАО «Газпром») почему-то не хочет делать в проекте такой дымоход, аргументируя тем, что у меня нежилое здание. Хотя по нормам его можно делать и в жилых, и нежилых зданиях, то есть можно установить и в доме Никуличева. В Устье много нежилых зданий, где именно такой дымоход. Я два раза писал заявление о внесении корректировок в проект, объяснив, что у меня историческое здание, его нельзя портить высоким дымоходом, а СНИПы разрешают установить там другой дымоход. Но газовики оба раза мне отказали. То есть я потратил деньги на проект, который нанесет вред дому. В итоге в августе мне пришлось потратиться еще на юриста и подать в суд на «Газпром газораспределение Вологда», чтобы суд обязал внести в проект эти правки. Заседание будет в октябре.

 
 
 
Печь в доме НикуличеваПечь в доме Никуличева

- Были какие-то открытия за год, что вы работаете в доме? Имею в виду находки.

- Когда покупал дом, два раза спрашивал продавца, есть ли там подвал, он говорил, нет. А когда мы стали вывозить хлам из дома (пять машин вывезли — старые советские столы, диваны, макулатуру), увидели в одной комнате торчащую трубу, и там было очень влажно. Сняли пару досок — внизу под полом вода. Опустили вниз палку, она до дна не достала. Оказалось, под этой комнатой подвал, высота стен 2,3 метра - и все было заполнено водой. Воду откачали, подвал оказался в довольно хорошем состоянии. Вода, судя по всему, туда попала во время дождей через окно — оно было засыпано землей. Еще выяснилось, что дом Никуличева соединен на уровне второго этажа проходом с соседним домом 19 века, там даже проем дверной есть. Со стороны того дома он заложен кирпичом. Никаких кладов не нашли, только довоенные сигареты и позднесоветские облигации, не имеющие ценности. Но для меня клад — это сам дом, его архитектура, чердак, эти башни.

- Какие работы самые сложные? Например, где требуется скрупулезность и внимание к деталям?

- Расчистка окон. На втором этаже сохранились окна — довоенные, из лиственницы, с красивым рельефом. Они были покрыты несколькими слоями масляной краски, и мы эту краску снимаем. Это нужно делать очень аккуратно, чтобы не повредить рисунок. Трудно. Мне посчитали, на установку новых деревянных окон ушло бы тысяч 700. Мы восстанавливаем старые. Да, уйма времени и сил, но так мы, с одной стороны, экономим деньги, с другой, сохраняем аутентичность. То же самое с дверями.

 
 
 
Вид из окна дома Никуличева. Фото Евгении СибирцевойВид из окна дома Никуличева. Фото Евгении Сибирцевой

Память о прошлом - для будущего

- Ваша магистерская работа в Миланском университете была связана с реновацией Устья. Это были просто какие-то теоретические разработки или вы планируете в будущем применить это все на практике?

- Мы разработали проект реновации для исторического центра Устья. Не все старые дома сохранились, есть пустоты, которые нужно заполнить, мы подбирали варианты: это может быть озеленение или компенсирующая застройка. Плюс благоустройство села. В местной администрации ознакомились с этим проектом, им нравится, некоторые наработки они частично учитывают в своих планах.

- Каким вы представляете этот дом в будущем, чем он станет для Устья?

- Устье - один из немногих малых городов Вологодской области, где сохранилась квартальная застройка. Здания XVIII–XIX веков сосредоточены в одном месте, их много. Это привлекает туристов, но сейчас в Устье невозможно с комфортом ни попить кофе, ни отдохнуть, ни перекусить. Например, есть ресторан рядом, но он работает до трех, а в выходные закрыт. В плане туризма это очень неудобно, поэтому на первом этаже хочу открыть кофейню и какое-нибудь пространство для туристов, где можно будет проводить мастер-классы, связанные с местными ремеслами. Например, раньше Устье славилось производством изделий из коровьего рога, из него делали предметы быта, гребни, письменные принадлежности, пуговицы. Рог привозили из Монголии, а обрабатывали его всего в двух местах в России, одно из них — Устье. Плюс здесь было развито кружевоплетение, пароходство. У Устья очень богатая история, можно знакомить с ней туристов во время мастер-классов и сохранять память о ремеслах. На втором этаже хотелось бы открыть апартаменты для туристов. Места там немного, но два можно сделать. Называю «апартаменты», а не «номер», потому что номер — это просто кровать и немного мебели, а здесь в доме можно полностью воссоздать и гостиные, и спальни, и ванную, чтобы турист мог пожить в исторической обстановке.

 
 
 
Устье. Дом Никуличева - слева. Фото Евгении СибирцевойУстье. Дом Никуличева - слева. Фото Евгении Сибирцевой

- Многие люди считают, что старый исторический дом - это туалет с дыркой в полу, хотя в Европе даже в старинных зданиях обустроены современные туалеты. Это действительно не проблема с технической точки зрения?

- Наоборот, архитектура старых домов позволяет легко это сделать. Например, в доме Никуличева на втором этаже между сводами перекрытий и настилом пола достаточно места, чтобы проложить хоть канализацию, хоть электрику, не нужно для этого штробить стены или что-то проламывать. Технически в таких домах можно ставить современную сантехнику, не портя их исторический облик.

- У нас очень мало жителей беспокоятся о сохранении исторического облика своих городов. Думаете, это можно как-то изменить?

- Да, многим наплевать на это. Возможно, это наше советское наследие, когда людям прививалось, что новое лучше, чем старое. У нас сейчас многие люди неотъемлемой частью ремонта считают замену деревянных окон на пластиковые. А если вы, например, приедете в Данию или Англию, то самое дорогое место перекусить будет с окнами со старой гипсовой замазкой. Хочу своим примером показать, что восстановить исторический дом — это не так страшно, как кажется, и что можно это делать в рамках закона, даже если у вас нет больших денег. В Вологде такие старые дома стоят дешевле, чем квартиры. Хочу, чтобы люди не пугались и возвращали жизнь в эти дома. 

У нас люди мало путешествуют и не знают, что старое — это ценное. Может, если бы ездили больше, и не в отели Турции, а в Европу, да куда угодно, где сохраняют исторические места, то начали бы мыслить по-другому.

Люди делают то, что они видят. А пока они видят, как везде ставят пластиковые окна и обшивают дома виниловым или керамогранитным фасадом.

 

Материалы по теме
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
Вологодская областьГрадозащитаИсторияЛицаОбществоТуризм