Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Пензенская область
  2. «Движение началось только после публикации "Медузы"». Как расследуется убийство друзей фигурантов «пензенского дела»

«Движение началось только после публикации "Медузы"». Как расследуется убийство друзей фигурантов «пензенского дела»

Евгений Малышев
Коллаж Кирилла Шейна
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Планшет подруги фигурантов дела «Сети»* Екатерины Левченко может пролить свет на обстоятельства ее убийства в 2017 году в Рязанской области. Следователи изъяли гаджет у матери погибшей, и если им удастся его включить (у устройства неисправен аккумулятор), то они могут получить доступ к переписке Левченко. Подробнее об этом и других вещественных доказательствах по делу об убийстве девушки и ее друга Артема Дорофеева — в обзоре «7x7».

Планшет и портреты

Уголовное дело об убийстве подруги пензенских фигурантов дела «Сети»* Екатерины Левченко Следственный комитет РФ возбудил 26 февраля 2020 года, а уже в начале марта в Рязанской области криминалисты нашли останки ее тела. Следователи изъяли ее планшетный компьютер, который хранился в квартире мамы.

— Катя никогда не расставалась с этим планшетом, — рассказала «7х7» Татьяна Левченко. — Но примерно в марте 2017 года он сломался и перестал держать заряд. Это случилось буквально за пару недель до исчезновения Кати. Поэтому она и не взяла его с собой.

Сотрудники полиции, которые искали Екатерину Левченко с апреля 2017 года, ее планшетным компьютером почему-то не заинтересовались. На странице погибшей «ВКонтакте» указано, что последний раз она была онлайн 15 июля 2019 года — в тот вечер Татьяна Левченко пыталась самостоятельно изучить содержимое планшетного компьютера.

— Я даже не сразу сообразила, что зашла на ее страницу «ВКонтакте», — сказала мать погибшей. — А когда осознала, планшет уже вырубился. Он разряжается очень быстро, поэтому я не успела увидеть, что там было.

Если специалисты центрального аппарата Следственного комитета запустят планшет, они смогут получить доступ к личной переписке Екатерины Левченко, а также восстановить информацию из удаленных файлов. Ее родители не исключают, что в планшете могли сохраниться портреты или фотографии фигурантов дела «Сети»*, выполненные Екатериной — она училась на втором курсе художественного училища. Некоторые из них утверждают, что не были знакомы с ней и ее другом Артемом Дорофеевым, чье тело было найдено в Рязанской области в 2017 году. Среди работ погибшей сохранился портрет Максима Иванкина, который, как рассказал «Медузе» их общий знакомый Алексей Полтавец, якобы убил ее.

Записка с обещанием вернуться

В распоряжении следствия имеется клочок бумаги с машинописным текстом, который написан от имени Екатерины Левченко. Ее мама обнаружила эту записку в своем почтовом ящике 25 апреля 2017 года, за несколько дней до безвестной пропажи девушки.

«Мам, со мной все нормально, не переживай, — напечатано на бумаге. — Постараюсь вернуться в ближайшее время».

Далее следует инструкция по установке протокола анонимного обмена сообщениями «джаббер», логин и пароль для входа в нужную беседу. Татьяна Левченко уверена, что в тот день она общалась через «джаббер» именно со своей дочерью. Старый телефон, по которому она это делала, также находится у следователей.

— Когда я переписывалась с Катей через «джаббер», она очень боялась полицию, — вспоминает Татьяна Левченко. — Поэтому просила сжечь записку [найденную в почтовом ящике]. Но я не сожгла.

Благодаря этому у следователей есть шанс определить потожировые следы человека, который распечатал письмо и донес его до почтового ящика.

25 апреля 2017 года, в день, когда Татьяна Левченко обнаружила записку дочери, подался в бега Михаил Кульков, который находился под домашним арестом по подозрению в распространении наркотиков. До своего исчезновения Артем Дорофеев и Екатерина Левченко снимали с Кульковым двухкомнатную квартиру в Пензе на улице Попова. Там же часто появлялся и Максим Иванкин. При этом Татьяна Левченко допускает, что записку в почтовый ящик могли положить до 25 апреля.

— Это я сейчас проверяю письма каждый день, — сказала она. — А тогда могла не заглядывать туда по две недели.

Картечь и останки

По информации источников издания Baza, эксперты скорее всего не смогут установить точную причину смерти девушки, поскольку лесные животные растащили важные для следствия останки — подъязычную кость и шейные позвонки. Тело Екатерины Левченко пролежало в лесу почти три года. На месте раскопок следователи обнаружили разбросанные элементы позвоночника и ребра.

«Новая газета» нашла на месте обнаружения тел Дорофеева и Левченко две разрытых ямы. Та, где недавно нашли останки Екатерины Левченко, огорожена бело-красной пластиковой лентой. Место, где в ноябре 2017 года обнаружили останки Артема Дорофеева, следователи раскопали повторно — снова искали вещественные доказательства. Оно огорожено яркой оранжевой лентой. Вокруг разбросаны резиновые перчатки, упаковки гипса, бутылки из-под воды и пачки сигарет — следы работы сотрудников Следственного комитета и оперативников ФСБ. На деревьях рядом с ямой, в которой нашли Артема, срезаны куски стволов — здесь криминалисты доставали картечь. Найдены следы старого кострища и лопатки, которыми предположительно зарывали тела, а также женская жилетка, вязаный шарф, элементы флисового воротника и наушники.

10 марта родителям Екатерины Левченко в пензенском управлении Следственного комитета предъявили для опознания фотографии трех вещей, обнаруженных на месте раскопок.

— Нам показали фотографию шарфа крупной вязки, — рассказала Татьяна Левченко «7х7». — Он похож на тот, который носила Катя. Только она носила белый шарф, а этот был темный. Возможно, просто грязный.

Родители затруднились опознать обнаруженные наушники. По словам Татьяны Левченко, все наушники выглядят одинаково, но ее дочь практически всегда ходила в наушниках — любила слушать музыку. Еще одна вещь, обнаруженная на месте раскопок, — черная безрукавка с капюшоном.

— Мы не помним, чтобы такая безрукавка была у Кати, — сказала Татьяна Левченко. — Но она могла принадлежать Артему. Катя любила носить его вещи.

13 марта мать Артема Дорофеева Надежда Дорофеева подтвердила следователям, что у ее сына была такая безрукавка. О том, что экспертиза ДНК установила личность Екатерины Левченко, ее родители узнали в кабинете следователя.

— Когда мы изучали фотографии, следователю кто-то позвонил и подтвердил, что это Катя, — сказала Татьяна Левченко.

Родителям пока не сообщили, когда они смогут забрать останки дочери. Следователь в разговоре с ними предположил, что уголовное дело передадут на расследование в центральный аппарат (это было сделано 13 марта).

Вопросы к полиции

По словам родителей Екатерины Левченко, у Следственного комитета есть серьезные вопросы к сотрудникам полиции, которые занимались делом о пропаже Екатерины Левченко.

— После того, как в феврале 2019 года экспертиза ДНК установила личность Артема, полиция сразу должна была передать разыскное дело в Следственный комитет, — говорит Сергей Левченко. — Однако они сделали это только через год, после публикации «Медузы». Следователь сказал нам, что за это полицейским влетит.

Кроме того, следователи не понимают, почему сотрудники полиции сразу не взяли образцы ДНК у родителей Екатерины Левченко и Артема Дорофеева. По словам Сергея Левченко, они должны были это сделать в день подачи заявлений о пропаже — в апреле 2017 года. По факту это сделали только в декабре 2018 года.

По словам источника «7х7» в полиции, практика такова, что образцы ДНК сразу заводят в специальную базу, по которой проверяют все неопознанные трупы. При этом Татьяна Левченко вспомнила, что сотрудники полиции приходили к ней через несколько дней после подачи заявления и просили личные вещи дочери для проведения экспертизы ДНК.

— Они просили зубную щетку, но я ее не нашла, — вспоминает Татьяна Левченко. — Предложила им на выбор ободок для волос и расческу. Им надо было компактную вещь, поэтому они выбрали ободок.

По словам Надежды Дорофеевой, из личных вещей ее сына полицейские не брали вообще ничего.

— Их искали формально, — считает Сергей Левченко. — Направили запросы по больницам и моргам, ответов не получили. Ну и как бы все. Одно время интерес проявлял следователь, который ведет дела по наркотикам. Он говорил, что Катю и Артема ищут как свидетелей. А потом статус свидетелей с них сняли и тоже перестали искать.

После того, как в июле 2018 года поймали фигурантов дела «Сети»* Максима Иванкина и Михаила Кулькова, они пояснили следователям, что Дорофеев и Левченко ушли в Краснодарский край. Информацию об этом допросе опубликовала «Медуза» и подтвердили «7x7» родители Екатерины Левченко.

— Я не верю, что смерть Артема и пропажа Кати никак не зацепили следствие, — сказал Сергей Левченко. — Им сказали, что ребята ушли в Краснодарский край, и следователи просто поверили? А потом нашлись останки Артема, и следователи этого не заметили? Я в это плохо верю.

По словам Татьяны Левченко, сотрудники пензенского управления МВД приходили к ней 26 февраля, через пять дней после публикации «Медузы» о том, что ее дочь была предположительно убита.

— Ко мне на работу приехали мужчина и женщина в штатском, сказали, что надо срочно пообщаться, — рассказала Татьяна Левченко. — Они представились руководителями тех, кто вел разыскное дело Кати. По моим ощущениям, они очень спешили выполнить какие-то процедуры, которые, наверное, не были своевременно выполнены. Для встречи с сотрудниками полиции подъехал и Сергей Левченко.

— Я спросил у них, почему так плохо работали и почему не было инициировано полноценной проверки. По факту движение началось только после публикации «Медузы», — рассказал Сергей Левченко «7х7». — Они ответили, что у них слишком маленькие полномочия, в отличие от Следственного комитета.

Через полчаса после того, как сотрудники полиции уехали, Татьяне Левченко позвонили сотрудники Следственного комитета и пригласили на допрос в рамках возбужденного уголовного дела об убийстве. Допрос каждого из родителей длился три часа и отличался большой дотошностью.

— Уверен, что очертания мотивов убийства будут проясняться, и правда рано или поздно откроется, — сказал Сергей Левченко. — Круг знакомых с фигурантами дела «Сети»* огромен, и эта история очень глубоко проникла в каждого. Многие сложили половинки того, что знали, и начинают рассказывать правду.

По информации «7х7», следствие уже допросило нескольких человек, которые были знакомы с фигурантами дела «Сети»*.


3 марта «Медуза» выпустила монолог Алексея Полтавца, который был знаком с фигурантами дела «Сети»* и уехал из России в 2017 году, опасаясь преследования силовых структур.

Полтавец признался, что в апреле 2017 года в рязанском лесу убил выстрелом из ружья Артема Дорофеева, проживавшего до этого на съемной квартире вместе с фигурантом дела «Сети»* Михаилом Кульковым.

По словам Полтавца, девушку Артема Дорофеева Екатерину Левченко убил другой фигурант дела «Сети»* Максим Иванкин. Полтавец рассказал, что это было сделано по приказу Дмитрия Пчелинцева, который признан судом как организатор террористического сообщества «Сеть»*. Убитые якобы знали, что несколько его участников распространяют наркотики.

Останки Екатерины Левченко обнаружены 4 марта рядом с местом, где ранее нашли тело Артема Дорофеева. О том, что останки принадлежат Екатерине Левченко, 11 марта подтвердила экспертиза ДНК.

Адвокаты и родственники фигурантов «Сети»* отрицают причастность к убийству. Дмитрий Пчелинцев передал из СИЗО, что у него «не было отношений с Дорофеевым и Левченко».

Независимые журналисты опубликовали хронику развития событий «Пропавшие в „Сети“»*, связанных с исчезновением Левченко и Дорофеева.

*«Сеть» — признанная террористической организация, запрещена в России. Фигуранты одноименного дела заявили, что в реальности такой организации не существовало.

* В материале упомянута организация Сеть, деятельность которой запрещена в РФ
Материалы по теме
Мнение
30 января
Инна Чекмарева
Инна Чекмарева
Чтобы город развивался, нужно рожать?
Мнение
2 февраля
Сергей Илюхин
Сергей Илюхин
Подписал обращение к Путину? Уволен
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
Дело «Сети»*Истории