Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Марий Эл
  2. Музей ГУЛАГа в Йошкар-Оле хотят выселить. Что об этом известно

Музей ГУЛАГа в Йошкар-Оле хотят выселить. Что об этом известно

Позиция мэрии, Совета по правам человека и главы музея Николая Аракчеева

Денис Долгополов, фото Дмитрия Любимова
Фото Дмитрия Любимова
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Музей истории ГУЛАГа в Йошкар-Оле может быть выселен из Дома купца Булыгина — исторического здания в центре города, где работает с 2010 года. Его директор Николай Аракчеев считает, что причины для этого две: во-первых, местные власти не хотят тратить деньги на реабилитацию тех, чьи останки были недавно обнаружены им на Мендурском полигоне; во-вторых, чиновники, предполагает он, могут сдать здание в аренду коммерческим компаниям. Администрация Йошкар-Олы ссылается на то, что музей занимает помещение на основании утратившего силу договора. Интернет-журнал «7x7» собрал аргументы обеих сторон в обзоре.

 

Находки на Мендурском полигоне

Во время субботника на Мендурском полигоне [место массовых захоронений заключенных, расстрелянных НКВД] 13 мая 2018 года были замечены, предположительно, останки человека. На следующий день директор музея ГУЛАГа Николай Аракчеев провел раскопки и обнаружил человеческие кости. В теменной части найденного им черепа было отверстие, похожее на пулевое. Сейчас ведется следственная проверка, останки проходят экспертизу.

Аракчеев посчитал, что публикации об этой находке в СМИ стали причиной давления на музей ГУЛАГа. Правительство, уверен он, не хочет тратить деньги на реабилитацию расстрелянных. На полигоне, по мнению эксперта, может быть закопано около 200 человек. Если будут найдены и опознаны все репрессированные, государству придется нести дополнительные расходы на археологию, экспертизу, генетическое опознание, перезахоронение реабилитированных по желанию родных.

 

Позиция администрации города

В конце мая 2018 года администрация Йошкар-Олы прислала Аракчееву уведомление о том, что из Дома Булыгина пора выезжать. Аракчеев получил в пользование часть этого здания бесплатно в 2010 году, когда мэрия заключила договор с Ассоциацией жертв политических репрессий. В 2015 году ассоциация была ликвидирована, как следствие, договор прекращен. Музей ГУЛАГа, однако, продолжает работать в Доме Булыгина.

 

Медийное противостояние: необходимость ремонта

На стороне желающих закрыть музей выступили в прессе блогер «7x7» из Йошкар-Олы Самир Сафаров и заместитель директора по развитию ИА «Регнум» Анастасия Громова, живущая в Москве. В обоих текстах акцент сделан  не только на юридических нарушениях. Авторы статей также утверждают, что Дом Булыгина 1835 года постройки нужно ремонтировать, якобы его дальнейшее использование опасно для посетителей. Николай Аракчеев возражает: по его словам, дому нужен только ремонт кровли, а капитальный ремонт здания был проведен пять лет назад при финансировании республиканского министерства культуры.

 

Экспертиза здания

В конце декабря 2017 года специалисты Минкульта Марий Эл осмотрели Дом Булыгина и составили акт его технического состояния. Министерство выдало мэрии Йошкар-Олы предписание разработать проектно-сметную документацию состояния фундамента, несущих стен и крыши дома. Комитет управления муниципальным имуществом Йошкар-Олы заключил контракт на эти исследования. По результатам будет решено, можно ли продолжать эксплуатировать здание и какие реставрационные работы в нем нужно провести, сообщили «7х7» в мэрии в ответе на запрос редакции.

 

Участие Совета по правам человека при президенте

После того, как Аракчеев опубликовал в интернете петицию с просьбой защитить музей, на него обратили внимание в Совете по правам человека при президенте России (СПЧ). Председатель СПЧ Михаил Федотов написал письмо главе Марий Эл Александру Евстифееву с просьбой помочь музею. Евстифеев отреагировал на это указом о создании комиссии по реабилитации жертв политических репрессий в новом составе.

 

Николай Аракчеев и Михаил Федотов

 

Новая комиссия по реабилитации репрессированных

В марте 2017 года указом занимавшего тогда пост главы Марий Эл Леонида Маркелова комиссия по реабилитации репрессированных (существовала в республике с 2004 года), была сформирована из девяти человек. В нее входили восемь чиновников из разных ведомств и доктор исторических наук, профессор Марийского госуниверситета Ксенофонт Сануков.

В новый состав указом Евстифеева вошли заместители председателя правительства Марий Эл Михаил Васютин и Илга Дравниеце (в качестве председателя и зампреда комиссии соответственно), доктор исторических наук из Марийского госуниверситета Юрий Зеленеев, начальник управления по сохранению культурных объектов Минкульта Марий Эл Аурика Михеева, директор Марийского НИИ языка, литературы и истории Евгений Кузьмин в и руководитель поискового отряда «Демос» Дмитрий Шипунов.

 

Заседание комиссии

 

Заседание комиссии состоялось 8 июня в Йошкар-Оле в составе межведомственной рабочей группы под председательством руководителя СПЧ Михаила Федотова. Перед этим Федотов и члены комиссии посетили музей, но не успели посмотреть его полностью. Аракчеев объяснил свою позицию: сохранение музея ГУЛАГа важно в Доме Булыгина, потому что именно там происходили расстрелы.

 

 
 
 

 

В настоящее время комиссия ожидает результатов экспертизы здания, заказанной Комитетом управления муниципальным имуществом Йошкар-Олы.

 

Коммерческая ценность Дома Булыгина

Николай Аракчеев предполагает, что у администрации города есть свои планы на Дом Булыгина: здание можно выгодно сдать бизнесу — оно находится в центре города, потенциальная стоимость аренды может быть высокой. По его словам, в Чебоксарах в здании бывшей тюрьмы НКВД работают ресторан и пивная.

 

Ценность музея ГУЛАГа

В 1918 году в Доме Булыгина расположился Военно-революционный совет Царевококшайского уезда, а в 1923 году — местное ОГПУ (Особое государственное политическое управление). В здании находились камеры и следственные кабинеты, а в подвале исполняли смертные приговоры.

Музей есть на туристических маршрутах Поволжья, в нем регулярно проходят экскурсии для гостей Йошкар-Олы. Уполномоченный по правам человека в России отметил музей за организацию международной выставки норвежского центра Фалстад «Советские военнопленные в Норвегии в 1941-1945 гг.»

 

Об уничтожении карточек заключенных

Директор московского музея истории ГУЛАГа Роман Романов сообщил Михаилу Федотову о том, что на основании секретного приказа 2014 года в России уничтожаются учетные карточки репрессированных. Об этом 8 июня написали десятки федеральных СМИ.

Заместитель министра внутренних дел России Игорь Зубов опроверг эту информацию.

На заседании комиссии в Йошкар-Оле он сказал, что карточки являются документом строгой отчетности и хранятся вечно. Отсутствие карточки того или иного конкретного заключенного надо рассматривать отдельно.


Дом-музей истории ГУЛАГа открылся 9 мая 2011 года. Работает на общественных началах.

Материалы по теме
Мнение
29 декабря 2023
Николай Кузьмин
Николай Кузьмин
Заметил некоторые нюансы в муниципальном контракте на замену табличек с названиями улиц в исторической части Пскова
Комментарии (33)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Какой он директор?
10 июн 2018 11:24

Кто назначил Аракчеева директором? На основании чего создан музей? Ясно, что это голимая самодеятельность и непрофессионализм.
Корресп пишет: "На следующий день директор музея ГУЛАГа Николай Аракчеев провел раскопки и обнаружил человеческие кости". На каком основании Аракчеев копает чужие могилы????? Это что получается все кому не лень придут на кладбище и будут копать? Только надо выбрать благовидный предлог?. Это же полный идиотизм и криминал.
И никто на это не обращает внимание. Ни прокуратура, ни полиция, ни мин культуры.
Кроме того, какие могут быть музеи в помещении, на которое кончился договор аренды?
Мэрия абсолютно права и должна проявить принципиальность, заставив Аракчеева съехать.
Нужно все в этом деле привести в соответствие с законом. А то, что получается музей против беззакония сам нарушает закон.

Евгений № 2
10 июн 2018 13:47

я думаю, что стоит сначала хотя бы прочитать те документы которые должны быть при проведении раскопок, а имеенно такие документы должны быть у Аракчеева .....

Почему-то у меня есть сильное убеждение, что ничего из нижеперечисленных документов у него нет ..... и этим вопросом должен заниматься на председатель СПЧ а следователь МВД в рамках возбужденного уголовного дела .....по статье 243 УК РФ

вот почитайте про необходимые документы на археологические раскопки
- Порядок получения разрешений на археологические раскопки и не только раскопки – он установлен постановлением Правительства РФ от 20.02.2014 года N 127 «Об утверждении Правил выдачи, приостановления и прекращения действия разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия»

1. Настоящие Правила определяют порядок выдачи, приостановления и прекращения действия разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия (далее - открытый лист, археологические полевые работы).
4. К заявлению прилагаются следующие документы:
а) научное обоснование археологических полевых работ, определяющее цели, задачи, объем их проведения и методы исследования;
б) ходатайство юридического лица, уставными целями деятельности которого являются проведение археологических полевых работ, и (или) осуществление связанных с ними научных исследований, и (или) выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций, и (или) подготовка кадров высшей квалификации по соответствующей специальности (далее - работодатель), с которым заявитель состоит в трудовых отношениях, о выдаче заявителю открытого листа;
в) копии учредительных документов работодателя, заверенные его руководителем;
г) копия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации;
д) копии документов, подтверждающих наличие у заявителя высшего образования;
е) - ж) утратили силу. - Постановление Правительства РФ от 17.06.2017 N 720;
з) сведения о заказчике археологических полевых работ, которые намерен проводить заявитель на основании открытого листа (полное и краткое наименование организации, место нахождения и фактический адрес организации, телефон или в случае, если заказчик является физическим лицом, его фамилия, имя и (при наличии) отчество, данные документа, удостоверяющего личность, телефон);
и) копии документов, обосновывающих проведение археологических полевых работ, - плана работ работодателя, проводящего археологические полевые работы в рамках плановых научных исследований и разработок, или договора работодателя с заказчиком археологических полевых работ (оферты с обязательным представлением договора) о проведении археологических полевых работ.

Антисоветчик Маркелов
10 июн 2018 15:02

Греет нары. Он этот музей создал и защищал. Сейчас присел и его коррупционные схемы по аренде здания перестали действовать.

Ну, законники нашлись!!
10 июн 2018 15:08

Не трогайте Музей! Музей ГУЛАГа должен жить!

Музей многомиллионных
10 июн 2018 15:20

жертв 90-х американских либеральных реформ когда откроют?

Уймитесь, дети вертухаев.
10 июн 2018 15:46

Музей «подвигов» вашей кровавой идеологи будет! Не надейтесь! Слишком много крови, слишком много натворили ваши предки. Вы на этого Аракчеева молиться должны, что он довёл музей до ручки.

Почему модераторы???
10 июн 2018 15:57

Пропускаете фашистские и коммуняцкие комменты. А комменты нормальных людей, которым важна Память жертв тоталитаризма нет?
Это плохо кончится, в том числе из за таких самозванцев как Аракчеев. Маслов, молодой человек, но внушает доверие. Надеемся примет взвешенное решение. Музей сохранит.

Иногда, редко
10 июн 2018 19:21

тотальная ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ цензура даёт сбои. И мнения отличные от методички Госдепа пропускаются. Но редакция 7Х7 над этим работает!

а детям вертухаев
10 июн 2018 15:57

очень хочется гордиться своими дедушками. Дескать так они Родину защищали. Да только их кровавые "подвиги" омрачаются тем, что гордиться не чем. Убийство сограждан на подвиг не тянет. Вот и шипят, это не музей, его закрыть надо.

Ничего удивительного
10 июн 2018 16:08

В Морках новоиспеченный глава утвержденный на полтора года Иванов А А решил продать историческое здание редакции газеты ,,Морко Мланде,, коммерческой организации предлагая разместиь районное печатное издание в подвал МСШ 2 Понятного откуда дует ветер неужели у руководства республики нет уважения жителям особенно ветеранам Моркинского района творить Поле Чудес Это уже последний метод улучшения финансового положения района конец терпению народа В Сернуре ушла редактор и был такой скандал а мы молчим и ждём а вдруг наше руководство увидит результаты своего творения

Закрыть такой музей
10 июн 2018 16:52

все рввно что забыть или стереть в памяти народв эти скорбные события. Читаешь и стыдно за позицию некоторых. Так и действительно скажешь - вгуки вертухаев

Евгений № 2
10 июн 2018 17:25

уважаемый аноним пекущийся об "историческом здании" в Морках ........ наверное стоит поинтересоваться есть ли у этого здания статус памятника или нет ... а потом уже скорбеть об этом здании

между тем, здание приобретет организацию которая сможет (у нее есть деньги) осуществлять надлежащий уход за этим зданием ..... редакция же этого не сделает или будет делать только за счет бюджета ....

Тут в деревне
10 июн 2018 18:57

привыкли все либо в идеологию сваливать, либо в денежные вопросы переводить. Хотите музея на другую тему, так возьмите и сделайте. Ходите к чиновникам, разговаривайте и убеждайте. Может быть и выделят вам помещение.

Любую инициативу, которая не управляема, нужно обязательно растоптать; человека, который денег у государства не просил на сбор документов или экспозиций, нужно унизить. Сколько времени нужно, чтобы понять, что болото останется болотом, пока не будет самоорганизации людей???

Музей - это серьёзно
10 июн 2018 19:43

Музей - это экспонаты, которые имеют ПОДТВЕРЖДЁННУЮ историю. На основе которых можно знакомиться, изучать подлинную историю, какой бы она ни была. А не выдумки основанные на "переосмыслении" солжениценский книжонок, "подтверждаемые" барахлом со свалок. Причём более позднего периода. Приводить в пример паяльник 60-х годов выпуска как пыточный предмет 30-х годов - вызывает недоумение и разочарование этим "музеем".
И если действительно аренда закончилась - что эти люди делают в этом здании? Если это здание ГПУ - отдайте МВД/ФСБ - пусть там сделают свой музей, или архив - пользы и Правды будет больше, т.к.документы и экспонаты у них настоящие. Можно разместить документы экспедиции Патрушева, других исследователей, настоящие, а не так как воображают их себе Аракчеев и подобные ему "ревнители веры" в ужасное прошлое. Подача материалла у них - ужасная, людоедская и однобокая. Похоже что эти поборники справедливости совершенно не желают знать ни историчесих реалий, ни судьбы людей 30-х. Не говоря уже о светочах демократии в те же годы - немцы людей в печах жгли, японцы соревнования по отрубанию голов устраивали, американцы всех своих граждан японского происхождения в лагеря загнали... Все хороши были, а вот вечно каяться должны только русские! Хотя оправдательных приговоров в те времена чуть ли не четверть было.
Действительно надо помнить жертвы тех лет, но устраивать пляски на костях - кощунство! Да ещё и деньги за это брать...

Евгений № 2
10 июн 2018 20:35

уважаемый аноним - написавший = Музей - это экспонаты, которые имеют ПОДТВЕРЖДЁННУЮ историю. .... =
целиком и полностью поддерживаю ....... кроме всего прочего музей - это еще и каталог единиц хранения заполненный по всей форме ...... я сомневаюсь что у Аракчеева есть хотя бы описание всего того что он притащил в эти помещения ....
А без каталогизациии всех экспонатов - это просто лавка старьевщика и не более .....

Так надо помочь сделать
11 июн 2018 00:29

настоящий музей. Нечего на человека набрасываться.

11 июн 2018 10:44

Согласен. На собранной базе и с энтузиазмом Аракчеева нужно совсем не много средств, чтобы сделать из Музея ГУЛАГа одно из самых ярких экскурсионно-просветительских мест Йошкар-Олы. При чем настоящее, с историей, а не а-ля Брюгге.

Евгений № 2
11 июн 2018 02:38

помочь человеку можно только в том случае когда он этого хочет ... а что здесь мы имеем ???
1. В статье написано " ... На следующий день директор музея ГУЛАГа Николай Аракчеев провел раскопки и обнаружил человеческие кости ..." .
Я так понимаю что Аракчеев сам осуждает пренебрежение законом в 1930-х годах, но то как он сам действует и нарушает сегодняшний УК РФ делает его мало отличимым от тех же 30-з годов ...

2. Я выше уже приводил требования для проведения раскопок .... я так понимаю НИЧЕГО ИЗ ЭТОГО Аракчеевым выполнено не было ...
У него есть высшее образование, служил в МВД, имеет по крайней мере понимание о противоправных действиях и такое пренебрежение УК РФ

3. Так называемый "Музей" работает с 2011 года .... неужели за 7 лет нельзя было прочитать нормативные документы и создать каталог на экспонаты ...
Вероятнее всего каталог на экспонаты не составлялся умышленно, так как в карточке на экспонат указывается: год находки, год (возраст) экспоната, где найден и при каких обстоятельствах, история предмета до поступления в фонды музея и так далее ....
Большинство же так называемых "экспонатов" не относится к времени НКВД, что при создании каталога и выявит всю профанацию этого музея

так что мне очень жаль руководителя СПЧ который ввязался в эту авантюру ....

Николай
11 июн 2018 10:11

Вы же прекрасно знаете кем был Аракчеев в 90-е! Никогда не забуду выдержку из книги Г.И. Минина "Земля моя родная-Марий Эл": ,,...Работа на посту первого для Г.А. Посибеева закончилась тем, что явились депутаты-,,демократы" вроде Аракчеева или Танерова, пригласили меня, как управляющего делами Совета Министров и,отобрав у Г.А. Посибеева ключи, проверили все столы, шкафы, забрали все книги и попросили его освободить кабинет, заявив, что больше сюда он не имеет право входить. Делалось все грубо, по-хамски, а ведь Г.А. Посибеев в то время был еще и Председателем Верховного Совета МАССР. Такого стыда я ни до этого, ни после никогда не испытывал....Крайне неприятно было видеть все это,присутствовать при этом беспредела,учиненном мелкими людишками,которые вдруг посчитали себя хозяевами ситуации....Человека,который десять лет отдал нашему краю,работал на совесть, с позором выгоняют из кабинета какие-то ничтожные людишки!..."
Более справедливого комментария об этом типе у меня нет! Все должно быть сделано по закону.

не музей,
11 июн 2018 11:53

а сарай какой-то

Пренебрежение законом
11 июн 2018 12:19

"Аракчеев сам осуждает пренебрежение законом в 1930-х годах, но то как он сам действует и нарушает сегодняшний УК РФ делает его мало отличимым от тех же 30-з годов ..."

Тут я не со всем соглашусь. Пренебрежения законом 30-х не было - просто такой закон был. Действующий. И именно благодаря тем законам мы и можем восстановить имена погибших, места захоронений - всё было по закону описано. Да, многие перегибали палку - за что и самих потом и прислонили к стенке, но тоже по закону. Сейчас это нам дико, но не в то время ... Например по "Русской правде" и руки рубили - но это было нормально для тех времен. И 30-е это не простое время, подготовка к войне ...
И многие просто не знают, что до 38 года у Сталина не было всей полноты власти, существовали масса группировок как в партии так и армии, которые ТРЕБОВАЛИ расстрелов (тот же Рынков). Потом их же по их же правилам (и по закону) репрессировали. Именно Берия остановил вакханалию расстрелов и начал массовый пересмотреть дел и реабилитацию ...

Но зачем это знать? Оболгать проще ... и выгоднее

Поправка
11 июн 2018 14:21

Алексей Ива́нович Ры́ков:
Из секретного постановления СНК:
Зам. председателя Совета Народных Комиссаров СССР Рыков: "...организовать Соловецкий лагерь принудительных работ особого назначения и два пересыльно-распределительных пункта в Архангельске и Кеми... обязать ОГПУ немедленно приступить к организации труда заключенных... все угодья, ранее принадлежавший бывшему Соловецкому монастырю, передать безвозмездно ОГПУ..."

Надо бы за раскоп могил
11 июн 2018 12:44

Возбудить дело и самого его в застенки упрятать! Надоел уже всем хуже горькой редьки. Орет, матерится, лезет ко всем. Вечно какой-то не умытый, с запахом Какой он музейщик? Ему на базаре рубщиком мяса работать. Или тележки на вокзале катать. Была бы воля - коммунистам его скормить!

Не надо в Застенки
11 июн 2018 14:25

Насколько известно из заседания московской комиссии Аракчееву предлагали музей по правилам сделать - он гордо покинул зал.

почему ГУЛАГа?
11 июн 2018 14:38

Марийский край не входил в систему главного управления лагерей - музей репрессий или жертв или ещё как, но точно не гулаг. Просто паразитирование на раскрученном "брэнде".
А если деньги взимаются, то приход/расход/налоги. Как с этим вопросом?

11 июн 2018 14:48

Если считаете правильным другое название, сделайте свой музей, доносите мысли не анонимно. Зачем разрушать созданное годами усилий других людей?

Иначе - ложь
11 июн 2018 15:09

Потому, что марийский гулаг - ложь. А мы ведь хотим неполживо?

Театр начинается с вешалки
11 июн 2018 16:38

Я так поняла, если уже в названии ложь, то и вся остальная экспозиция не более чем сказки Венского леса.

Свободу Аракчееву!
12 июн 2018 14:35

Каждый имеет право на свой музей! Каждому клоуну по цирку! Каждой бабе по мужику!

Все
12 июн 2018 21:38

Как всегда у г-д неполживцев... ничего, окромя бреда, домыслов, глупости и желания срубить деньжат по-легкому

Елена
14 июн 2018 14:17

Легко обгадить всё сделанное, особенно если сами это не делали, не оформляли, не работали с родственниками жертв репрессий, не участвовали в создании книги в 3- х томах"Трагедия народа", не выезжали в школы с экспонатами, не проводили экскурсии по теме репрессий. А любой из вас ,кто хает Н. Аракчеева и музей, разве способен создать хоть чуть похожее? Слабо? Кстати, раскопки останков- черепа и скелета проходили в присутствии представителей уголовного розыска.

Раскопки
15 июн 2018 23:49

на кладбище? Представитель розыска? Наверное скелеты искали... на кладбище ... а там что найти-то хотели еще? Нефть что ли? сюр просто.
Если кто не в курсе - в 1990 МАССР данное место признано мемориальным кладбищем и эксгумации запретили. Но некоторым закон не писан.

ах
3 июл 2018 22:50

Ау,те кому закон писан... почему дорогу от снега уже вот которую зиму к МендурскомуМемориалу не чистите?

Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
БизнесБлагоустройствоВластьГУЛАГИсторияЙошкар-ОлаМарий ЭлМемориал*ОбществоПолитикаПраво на информациюРепрессии