Глава Коми Сергей Гапликов 9 июня в своем кабинете обсудил с руководителями движений «Коми войтыр» и «Изьватас» Алексеем Габовым и Николаем Рочевым воссоздание министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды. Об этом сообщила пресс-служба губернатора.

Поводом для встречи стало открытое письмо общественников, в котором они призвали отменить указ о слиянии Минпрома и Минприроды Коми, подписанный главой республики в октябре 2016 года.

— Ваше мнение для меня важно. Письмо, которое вы направили, я прочитал, хотел бы обсудить с вами его и подумать о том, как мы вместе будем двигаться вперед и что предпринимать, — обратился к участникам Сергей Гапликов.

По мнению Алексея Габова, министерство промышленности было создано для того, чтобы привлекать сюда инвесторов, вести переговоры с промышленниками, в том числе и теми, кто находится за пределами Российской Федерации. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды следило за договоренностями правительства и добывающими компаниями, а в случае неисполнения — штрафовало и контролировало.

— Мы считаем, что в данной ситуации очень тяжело в одном лице быть и хорошим, и при необходимости быть плохим. Все-таки два министерства должны быть разными: одно привлекать [инвестиции], другое — контролировать исполнение всех договоренностей, — сказал Габов.

— В нашей республике есть очень сильные экологические общественные организации. Но какими бы они мощными ни были, с кем бы они ни были связаны, они не могут контролировать полностью соблюдение природоохранного законодательства, поскольку не имеют на то необходимых полномочий и прав, — поддержал коллегу Николай Рочев. — У федеральных природоохранных органов также нет соответствующих ресурсов, взять, к примеру, тот же Росприроднадзор и то, что с ним сделали — несколько человек за всей ситуацией не уследят. И для общественности региональное министерство было проводником, с которым мы могли вести диалог напрямую, могли даже очень резко поговорить — были люди, которые соблюдали буферность между промышленностью и общественностью. И дело не в том, чтобы штрафовать или не штрафовать, главное — чтобы соблюдалось природоохранное законодательство. И мы, и люди, которые за нами стоят, хотели бы увидеть, чтобы это министерство региональное, оно существовало.

Глава Коми пообещал, что вопрос эффективности природоохранной работы Минпрома будет детально рассмотрен.

— Понимаю вашу позицию, и здравый смысл в ваших словах присутствует. Но в силу разных обстоятельств я объясняю вам, из чего мы исходили, когда формировали соответствующее объединение [министерств]: и чтобы провести оптимизацию госструктуры, сократить численность, сделать работу более функциональной, мы пытались убрать лишнюю волокиту, бумажную переписку, чтобы люди, находясь в одном министерстве, более качественно взаимодействовали. При этом выполняли функционал, который им был предписан. Но как практика показывает, наверняка есть моменты, когда у этих людей в министерстве появляются дополнительные функции, кто-то начинает выполнять несвойственную для себя работу. И в этой ситуации, наверное, может появиться некоторое замыливание того, что изначально предполагалось. Но только после проверки временем и после проведения определенных действий можно понять, есть ли в этом положительный эффект. Я уверен, что то, что вы говорите, в любом случае должно быть рассмотрено, и мы это сделаем. Посмотрим варианты изменений, которые можно внести, чтобы, как вы говорите, улучшить ситуацию, в которой мы находимся в силу природных условий. Для нашей республики вопрос природопользования имеет особое значение, и нам есть вместе над чем подумать, я обещаю, что мы это в ближайшее время сделаем, — заявил Сергей Гапликов.


О возможном разделении министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта на два ведомства — охраны окружающей среды и промышленности — стало известно 8 июня. Об этом «7x7» сообщил источник, близкий правительству региона.

Против объединения министерств выступали несколько общественных организаций и движений в Коми. Обращенияпикеты и митинги против этого решения, которые прошли в нескольких районах региона, не дали результата. 17 декабря 2016 года на внеочередной конференции Комитета спасения Печоры общественники решили инициировать референдум, чтобы вернуть министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. 5 мая инициативной группе по проведению референдума после нескольких отказов избиркома все-таки удалось зарегистрироваться. Кроме вопроса о разделении ведомств активисты и экологи предложили задать жителям республики вопросы об исключении нацпарка «Югыд ва» из программы развития республики и о запрете эксплуатации промысловых нефтепроводов, введенных до 2000 года. Все эти вопросы при экспертизе в Госсовете Коми получили отрицательные заключения.

По данным источника «7x7», власти Коми решили дать обратный ход указу, получив неодобрение из Москвы, где выражали недовольство протестной активностью жителей. Официальным поводом отменить указ как раз может стать письмо от лидеров национальных движений.