За последнее десятилетие региональные и федеральные власти регулярно оказывают давление на экоактивистов: депутаты принимают «вредоносные» законопроекты, Минюст вносит организации и людей в реестр иностранных агентов, силовики заводят против активистов уголовные дела. Последним событием стало признание Всемирного фонда дикой природы иноагентом 10 марта. Как в России давят на экозащитников и уничтожают экологические организации — в десяти ключевых датах.

20 июня 2012 года. Один из первых известных приговоров защитнику природы в России. Геолог, общественный и политический деятель из Краснодарского края Евгений Витишко получил три года условно за надпись «Это наш лес» на заборе, который окружал строительную площадку. На месте леса должна была появится летняя резиденция бывшего губернатора Краснодарского края Александра Ткачёва. В декабре 2013 года условный срок суд заменил тремя годами заключения в колонии.

По данным Эколого-кризисной группы, только за три года (с 2020 по 2022) российские суды вынесли решения по 19 уголовным делам, возбужденным в отношении экозащитников. Из них 10 получили реальные сроки.

8 апреля 2013 года. В этот день скончался журналист и главный редактор «Химкинской правды» Михаил Бекетов. В 2008 году неизвестные жестоко избили мужчину, после чего он стал инвалидом. Бекетов назвал причиной нападения конфликт с администрацией города. В то время он публиковал цикл статей о коррупции и вырубке Химкинского леса.

 
 Правозащитникам известны минимум восемь случаев гибели экоактивистов. Нажмите, чтобы узнать подробнее
  • В 2013 году в Казани неизвестные застрелили общественника Игоря Сапатова. Он боролся с застройкой особо охраняемых природных территорий по берегам Волги и Камы.
  • В Мурманской области убили общественных экологических инспекторов Николая Подольского и Сергея Малашенко.
  • В городе Видном Московской области нашли тела Ирины Зелениной и ее дочери. Женщин жестоко зарезали. Зеленина занималась защитой городских лесов.
  • Руководительница общественного приюта для животных «Доброта» в Уфе Земфира Галлямова в 2014 году была задушена собачьим ошейником.
  • Защитника заповедника «Утриш» в Анапе Вадима Володина убили в марте 2018 года.
  • В августе 2020 года полицейские задержали на акции протеста против вырубки и застройки сквера в Вологде активиста Сергея Пахолкова. По данным его соратников, Пахолков упал при задержании, позже он умер в отделе полиции.
  • 11 марта 2020 года в Москве нашли тело доцента Захида Уразбахтина, который выступал против застройки земель Тимирязевской академии. Причиной гибели стало огнестрельное ранение головы.
  • В Краснодарском крае в октябре 2022 года покончил с собой активист, председатель общественного движения «Полтавская против свалки» Андрей Гаряев. Незадолго до этого его компания получила штраф в 32 млн руб. якобы за невыполнение работ по возведению спорткомплекса в городе Абинск. Супруга Гаряева считает, что штраф мог быть местью за борьбу против Полтавской свалки. Через полтора месяца после гибели активиста суд отменил штраф. 

​​16 июня 2014 года. Первый иноагент среди экологических объединений. Им стала калининградская организация «Экозащита! — Женсовет». Ее участники выступали против строительства Балтийской АЭС в регионе. По данным Минюста, организация «вышла за рамки растительного и животного мира». В 2019 году на руководителя «Экозащиты» в Калининграде Александру Королеву завели пять уголовных дел за злостное неисполнение закона об иноагентах. Она уехала из России.

16 апреля 2018 года. Столкновение протестующих против мусорного полигона «Ядрово» в Волоколамске с полицией. Люди перекрыли проезд к полигону. Против них власти выставили ОМОН. С тех пор такая практика постоянно применялась и на других протестах. Например, 27 мая 2019 года на станции Шиес произошло столкновение активистов с полицией и охраной будущего полигона. По данным «ОВД-Инфо», пострадали пять активистов, двух из которых с травмами доставили в больницу. В последующем силовики задержали около 15 человек, суды назначали им штрафы и административные аресты. В том числе в лагерь протестующих приезжал ОМОН с обыском.

В августе 2020 года во время протестов за сохранение шихана Куштау в Башкортостане силовики также вышли против экозащитников. Через год полиция разогнала палаточный лагерь защитников дубов Волго-Ахтубинской поймы под Волгоградом.

Во время схода в защиту Троицкого леса 12 февраля 2022 года в Москве полиция задержала 14 человек. Они в дальнейшем получили штрафы и административные аресты за неповиновение распоряжению полиции. Самый большой срок получил активист Андрей Титов. Суд назначил ему девять суток ареста. 

22 мая 2020 года. Суд признал экстремистской башкирскую общественную организацию «Башкорт» и запретил ее деятельность на территории России. Участники движения критиковали главу Башкортостана Радия Хабирова за передачу шихана Куштау под добычу соды и протестовали против уничтожения уникального природного объекта.

8 октября 2021 года. Минюст внес в реестр иностранных агентов эколога, координатора проекта «Реки без границ» Евгения Симонова. Это первый эколог в России, получивший такой статус.

30 октября 2022 года. Впервые в истории России лишили гражданства экологического активиста. Им стал участник движения Fridays for future Аршак Макичян. Он в том числе выступал за введение эмбарго на российское ископаемое топливо. Вместе с ним суд лишил единственного гражданства его братьев и отца. 

24 ноября 2022 года. Госдума в первом чтении одобрила запрет на проведение экологических экспертиз иностранными фондами. Кроме того, законопроект отменяет общественную экологическую экспертизу, что делает невозможным независимый контроль за деятельностью в сфере экологии. Против выступили более 70 российских НКО.

1 декабря 2022 года. Вступление в силу нового закона об иноагентах. Теперь людям и организациям с таким статусом запрещается участвовать или организовывать общественную экологическую экспертизу.

Декабрь 2022-го и март 2023 года. Массовое признание иноагентами экологических организаций. После попадания в реестр экологическое движение «42» из Архангельской области объявило о закрытии. Четыре года команда волонтеров занималась внедрением в регионе раздельного сбора мусора, изучала отходы на берегу Белого моря, участвовала в защите Шиеса. Закрылась и «Экологическая вахта Сахалина». На протяжении 27 лет активисты боролись за сохранение лососей, белуг, медведей, растений, заповедных зон региона. Представители организации выявляли загрязнения, вели судебные дела, обследовали реки.

В реестр попали Центр сохранения и изучения лососевых видов рыб и мест их обитания и Всемирный фонд дикой природы. Последние заявили, что продолжат работу, несмотря на статус.

По данным Эколого-кризисной группы, за время действия закона об иноагентах в реестр попали 38 экологических организаций, из которых 24 прекратили свою деятельность.