Заднепровский районный суд Смоленска начал рассматривать дело предпринимателя и отца двоих детей Владимира Завьялова, которого обвиняют в распространении заведомо ложной информации о Российской армии по мотивам политической ненависти. По версии следствия, смолянин заменил ценники в магазине на похожие по дизайну листовки с антивоенными надписями. Как прошло заседание суда 15 июня, на котором выяснилось, из-за чего появилось это уголовное дело, — в репортаже «7х7».

«Я не против того человека»

На судебное заседание по делу Владимира Завьялова пришло 15 человек «группы поддержки». Судья Евгений Овчинников запретил снимать видео и сказал, что удалит из зала тех, кто попробует нарушить запрет.

На суд пришла свидетельница по делу — пенсионерка из смоленского города Рославля Наталья Мизинина. Она рассказала, что 4 апреля ее дочь Марина Ходорченко прислала ей по Viber фотографии ценников из магазина «Карусель» в ТЦ «Галактика» в Смоленске. На них было «что-то там про армию» и «против спецоперации».

Пенсионерка позвонила по телефону экстренных служб 112 и рассказала диспетчеру об этих ценниках в «Карусели». Позже вечером ей позвонил следователь, и она отправила фотографии от дочери ему по Viber.

— Меня задело, что либо ничего, либо хорошо [нужно говорить] пока о том, что происходит [в Украине]. А там [на ценниках] было, что российские войска разбомбили что-то. Я восприняла это как обиду за своих, — Мизинина объяснила, почему позвонила в 112.

Прокурор попросила разрешения зачитать показания женщины из материалов уголовного дела, потому что на суде та говорила «только общими фразами». В протоколе говорилось, что на ценниках, которые сфотографировала Марина Ходорченко, было написано: «Российская армия [Роскомнадзор] в Мариуполе. Остановите [Роскомнадзор]» и «В первые три дня погибли [Роскомнадзор] российских солдат. Почему об этом молчат на телевидении».

— Мне не понравилось, что человек это сделал [расклеил ценники]. Почему я позвонила: сегодня он принес ценники, а завтра что-нибудь взорвет.

Где у нас охрана, где кассиры? Я не против того человека что-то хотела [сделать], я за то, чтобы за нами хорошо следили в магазине, — сказала суду Наталья Мизинина.

Владимир Завьялов (слева) с «группой поддержки». Фото «7х7»

Вторая неявка

Прокурор зачитала часть материалов дела, в которой следователи перечислили другие “ценники”, которые сотрудники “Карусели” нашли 4 апреля. Их было девять, вот некоторые из них: «Мои знакомые прячутся от …> бомбежек в метро. Ноль человек из них нацисты», «Мой прадед участвовал в Великой Отечественной четыре года не для того, чтобы Россия стала…», «У меня нет связи с сестрой из Украины восемь дней. Не знаю что с ней. [Роскомнадзор]», «Более 500 мирных жителей убиты…», «…Более 6,5 млн украинцев вынуждены покинуть страну, дом, работу, семью».

Сотрудники магазина «Карусель» не пришли на заседание суда. Это была их вторая неявка — в первый раз они не пришли на заседание 30 мая. Только один из свидетелей - начальник службы безопасности - объяснил, что не мог прийти, потому что уехал в отпуск.

Прокурор попросила суд отложить заседание, чтобы дождаться свидетелей. Сторона защиты согласилась.

Следующее заседание по делу Владимира Завьялова судья назначил на 29 июня.