Более 40 кондукторов сыктывкарского предприятия «САТП №1» рано утром 15 мая вышли на акцию протеста. Среди их требований — официальное трудоустройство на предприятие, с которого их вынудили уволиться в декабре 2017 года, и белая зарплата. Сейчас, по их словам, они не числятся в штате САТП №1, хотя и работают каждый день. Это, заверили протестующие, выгодно прежде всего самой компании: она не платит налоги, не перечисляет средства в ФОМС и Пенсионный фонд, экономит на сотрудниках. К протестующим приехал директор САТП №1, который заявил, что акция протеста связана прежде всего с переходом на бесконтактную систему оплаты проезда — с помощью валидатора. Это означает, что к концу года в Сыктывкаре будут уволены почти все кондукторы. За событиями наблюдал корреспондент «7x7».

 

«Это рэкет в чистом виде»

4:50 утра. У здания автовокзала на улице Морозова стоят шесть кондукторов — четыре женщины и двое мужчин. Собравшиеся вспоминают, кто из их коллег накануне вечером обещал выйти на акцию протеста. Периодически они звонят другим кондукторам и напоминают о том, чтобы они не забыли подъехать к автовокзалу. Минут через 15 у здания уже 20 человек.

— Наша мафия собирается, — шутит одна из кондукторов.

— Что с нами будет? — в растерянности спрашивает другая.

— Расстреляют тут прямо около стенки, — снова шутит первая.

Около 5:10 двери автовокзала открывают его сотрудники, женщины решают пройти внутрь и погреться.

Они рассказывают корреспонденту «7x7», что вынудило их «забастовать». По их словам, в середине декабря 2017 года руководство САТП №1 попросило большинство кондукторов уволиться. На это согласились не все. Тогда к несогласным с проверками стали приходить контроллеры и составлять акты о якобы выявленных нарушениях. Кондукторы вспоминают, что самих нарушений не было, проверяющие просто искали предлог уволить работников по статье.

— Они угрожали: «Не хотите добровольно увольняться, будем в принудительном порядке», — рассказывает одна из них.

В итоге заявления об увольнении по собственному желанию написали все, от кого это потребовало начальство.

— С января мы — никто! Никак не оформлены, — говорит одна из кондукторов.

 

 

После нового года схема работы и оплаты изменилась. Как рассказали кондукторы, всех водителей перевели на белую зарплату в 30–35 тыс. руб., за каждым из них закрепили кондуктора. Ежедневно водителям выдавали план прибыли: сколько денег по окончании рабочего дня он должен сдать в паре с кондуктором. С января по конец апреля на одном из самых популярных маршрутов в городе №54 план был около 10800 рублей в день, то есть 450 проданных билетов. Но потом, уверяют кондукторы, этот план стал повышаться. Отчасти это произошло из-за того, что 1 мая стоимость проезда снизилась в Сыктывкаре с 24 до 20 рублей. Уже более двух недель водители маршрута №54 должны сдавать по 12 тыс. руб., значит, кондукторы должны продать 600 билетов. Это, по их словам, просто невыполнимые цифры. Если ежедневный план не выполнялся (кондуктор продал, например, 550 билетов), то бухгалтерия САТП №1 в конце смены не принимала ни документы, ни деньги от водителей. Им приходилось каждый раз докладывать недостающую сумму из своих средств.

— Водители соглашались, у них семьи, кредиты, ипотеки. Они так же, как мы, боятся [остаться без работы], — рассказывает одна из женщин.

Кондукторы рассказали, что их зарплата складывалась из того, сколько билетов они продавали после выполнения ежедневного плана. Чтобы заработать хотя бы 400–600 рублей в день, они выезжали на дополнительные рейсы. Рабочий день, который у большинства начинался в 5 или 6 утра, в этом случае затягивался до 22:00 или 23:00.

— Мы работаем без обеда. Кто-то 10 билетов продаст сверх плана, а это 200 рублей. И это моя зарплата за день за 12–16 часов работы. А еще в САТП №1 угрожают водителям: не сдадите план, мы вас на маленькие автобусы переставим, а там вообще заработать нереально. Там все в минус работают, — тон разговора постепенно повышается.

— Чтобы на прокладки заработать, надо будет у церкви стоять с протянутой рукой, — возмущается одна из девушек.

 

 

— У нас у одного водителя таким образом накопился долг в 40 тысяч рублей за невыполненный план. Начальство вызвало его и потребовало уволиться. Он уволился, пошел к частникам работать. Руководство САТП №1 позвонило руководству этой частной компании [подрядчик САТП №1] и заявило, что они не будут выпускать в рейс автобусы, которые он водит. В итоге он вообще ушел, сейчас таксистом работает, — рассказывает одна из женщин.

— Это 90-е годы. Рэкет в чистом виде, — добавляет другая.

Женщины вспоминают, что перед увольнением в декабре 2017 года руководство САТП №1 попросило их потерпеть и поработать по новой схеме, а после выборов президента в марте 2018 года пообещало взять на работу обратно. Но этого не произошло.

— Половина кондукторов в Сыктывкаре снимает комнаты. Мы из деревень. Чтобы там не спиться, не быть бичугами, мы сюда приехали работать. У нас у всех почетные грамоты. И нас вот так выкинули.

Потом нам сказали: «Мы наберем таджиков, они будут пахать за кусок хлеба».

 

«Нас всех тут перепишут по фамилиям и уволят»

Около 7:50 одна из кондукторов позвонила мэру Валерию Козлову. Он сказал, что администрация города не отвечает за пассажирские перевозки, их организует САТП №1, которое подчиняется Министерству инвестиций, промышленности и транспорта. Мэр пообещал связаться с кем-то из руководства Минтранса. Примерно через 20 минут Козлов перезвонил бастующим кондукторам и сказал, что к ним на автовокзал выехали представители САТП №1 и представитель министерства.

— Девочки, к нам едет Рукавишников [генеральный директор САТП №1] и кто-то из Минтранса, — сообщила кондуктор, разговаривавшая с мэром.

— Ну вот, сейчас посмотрят на нас тут, всех тут перепишут по фамилиям и уволят, — прокомментировала эти слова ее коллега.

Женщины в этот момент звонили своим коллегам, спрашивали, что происходит на предприятии. Одна из них скинула копию приказа-разнарядки САТП №1 на 15 мая. Там в столбце «кондуктор» везде стояли пропуски, что означало, что практически все автобусы вышли на линию только с водителями.

 

 

Другая кондуктор узнала, что руководство автопредприятия попросило выйти вместо кондукторов на работу продавцов автобусных касс, сотрудников бухгалтерии и диспетчеров. Одна из девушек позвонила в мэрию, представилась пассажиром и пожаловалась на отсутствие кондукторов. Там ей ответили, что знают о проблеме, связывались с директором САТП №1 Александром Рукавишниковым, который сообщил, что большинство кондукторов внезапно вышли на больничный.

— Какой еще больничный? Мы все тут — на автовокзале, — громко стали комментировать эти слова собравшиеся.

В этот момент кондукторам снова позвонил мэр и сообщил, что к ним приедет его заместитель по вопросам ЖКХ Сергей Воронин.

 

«Я сейчас разговариваю не с сотрудниками САТП №1»

Первым на автовокзал около 10:30 приехал директор САТП №1 Рукавишников. Его сразу окружили кондукторы.

— Вы обещали, что примете всех девочек обратно на работу! — кондукторы стали по очереди задавать ему вопросы.

— Давайте так. Здесь есть работники САТП №1? — спросил Рукавишников.

— Да. Все! Неофициально. Вы сами нас почетными грамотами награждали.

— Кто работает в САТП №1, тот может пройти в специальный конференц-зал. Мы можем там спокойно поговорить, — предложил гендиректор предприятия.

— Сколько раз мы пытались говорить? Нам все время отказывают! Нам говорят: «Вы тут никто. Что вы тут рот открываете?», — прокомментировала его слова одна из кондукторов.

Собравшиеся выдвинули свои требования — официальное трудоустройство и белая зарплата. Александр Рукавишников заявил, что ждет всех официально устроенных работников (на автовокзале их не было) на маршрутах, а остальные «просто собрались покричать».

 

Александр Рукавишников

 

— Я понимаю, что вы, возможно, обижены, потому что вы не трудоустроены. Поэтому вы тут. И я сейчас разговариваю не с сотрудниками САТП №1, — спокойно сказал Рукавишников.

— Мы не трудоустроены, но мы работаем. Мы не первый день работаем, не месяц, а несколько лет. А вы стоите и нагло врете на камеру. Бедные водители сейчас работают в мыле [без кондукторов], — высказала еще одну претензию одна из бастовавших.

— Это вы так считаете, — ответил Рукавишников.

По его словам, сейчас на предприятии внедряется бесконтактная система оплаты проезда — с помощью валидаторов. Оплачивать проезд нужно будет при входе в автобус, а значит, некоторые кондукторы вскоре лишатся работы. Сначала система будет протестирована на не самых популярных и загруженных маршрутах, а потом, скорее всего, и на всех остальных.

— Нравится вам, милые девушки, или не нравится, эта система будет внедряться, — сказал Рукавишников.

— А до момента внедрения что будет? Водители сами будут продавать билеты? — поинтересовались бастующие.

— На разных маршрутах — по-разному. Там, где большой пассажиропоток, кондукторы нужны, а там, где маленький, — можно обойтись без кондуктора.

— В час пик невозможно работать с такой системой, — возразила одна из женщин.

— Это ваше субъективное мнение, — коротко прокомментировал ее слова Рукавишников.

 

Сергей Воронин

 

В этот момент на автовокзал приехал вице-мэр Сергей Воронин. Женщины окружили и его, Рукавишников в этот момент отошел в сторону. Диалог с чиновником продолжался около 15 минут. Собравшиеся рассказали о своих претензиях и попросили помощи.

— Мы хотим, чтобы вы нам помогли, чтобы мы не нищенствовали, чтобы мы хоть что-то зарабатывали, — сказала одна из женщин.

— Я услышал вас. Ваши требования — чтобы снизили план, официально трудоустроили и платили белую зарплату, — подытожил Воронин.

 

«У предприятия переходный период»

Пока кондукторы общались с Ворониным, корреспондент «7x7» задал несколько вопросов Сергею Рукавишникову.

В каком статусе с января 2018 года работали кондукторы в Сыктывкаре?

— Боремся с проблемой. Иногда водители привлекают [в качестве кондукторов] своих дочерей в часы пик. Мы с этим боремся, но с этим сложно. Введение электронных приборов все дальше их [кондукторов] оттесняет. На предприятии действует отраслевое тарифное соглашение. У нас очень высокая заработная плата. Поэтому водители все на линии.

Вы не ответили на вопрос. За нашими спинами стоят взрослые женщины, которые не похожи на дочерей водителей. В каком статусе они работали в автобусах пять месяцев? Как они были оформлены на предприятии?

— Это просто переходный период, когда они как-то договаривались с водителями. Мы на предприятие их не пускаем. Билетно-отчетные листы мы выдаем водителям. А как они там дальше договариваются... Они держатся за свои старые рабочие места. Мы с ними попрощались.

Правильно ли я понимаю, что в течение пяти месяцев практически во всех автобусах они работали незаконно? Они не имели права там находиться?

— Почему — все? У нас постепенно уменьшается количество кондукторов.

Спрошу еще раз. Получается, что кондукторы просто пришли с улицы и собирали деньги с людей эти пять месяцев?

— Постепенно мы отказываемся от кондукторов. На некоторых маршрутах такой пассажиропоток, что кондуктор собирает 500 рублей, а получает зарплату в 1000 рублей. Для водителя не составляет труда собрать небольшую выручку. Сегодня многие водители на линии, и они говорят спасибо, что мы постепенно от этого [от кондукторов] освобождаем.

— И все-таки задам вопрос еще раз. Какой статус был у кондукторов с января по май?

— Я не знаю, по какому праву водитель [работал в паре с кондуктором].

— То есть виноваты водители?

— По сути — да.

Как рассказал Рукавишников, бесконтактную систему оплаты проезда в автобусах САТП №1 планируется ввести до конца 2018 года, все кондукторы в таком случае будут уволены.

Одна из участниц акции спросила гендиректора предприятия, почему водителям выдавали два путевых листа. По ее словам, это делалось для того, чтобы контролирующие органы — ГИБДД, трудинспекция и чиновники мэрии — не видели нарушения законодательства. Водители не имеют права находиться за рулем автобуса более одной смены, иначе возникает риск ДТП из-за усталости. Второй путевой лист, рассказала девушка, выдавался водителям, чтобы они смогли выполнить ежедневный план без каких-либо последствий.

— Девушка, вы не работаете на предприятии, вы обижены, вы пытаетесь, — попытался ее перебить Рукавишников.

— Мы не обижены. Мы это сами все видели, — рассказала кондуктор.

— Ну хорошо. Если вы это наблюдали, снимали это, обращайтесь в правоохранительные органы, — сказал Рукавишников и предпочел не продолжать диалог с ней.

После этого Воронин и Рукавишников ушли. Кондукторы решили продолжить акцию протеста завтра.

 

 

Реакция силовиков и чиновников

Около 12:00 стало известно, что прокуратура Сыктывкара направит на предприятие САТП №1 проверяющих. Об этом сообщила газета «Комсомольская правда в Коми». Проверить предприятие пообещали и в мэрии. Сергей Воронин сообщил, что «в случае выявления нарушений будет решаться вопрос о применении штрафных санкций к перевозчику, обозначенных в данном муниципальном контракте».

— Взаимодействие мэрии города с перевозчиком строго регламентировано муниципальным контрактом на осуществление внутримуниципальных пассажирских перевозок. В соответствии с контрактом перевозчик обязан обеспечивать бесперебойное транспортное обслуживание населения в соответствии с графиками движения автобусов по городским маршрутам, — приводит слова Воронина «Комсомольская правда в Коми».


САТП №1 — одно из самых крупных автотранспортных предприятий Сыктывкара, которое занимается пассажирскими перевозками.

По информации из базы casebook.ru, ООО «САТП №1» зарегистрировано 2 декабря 2014 года, действующий руководитель предприятия с 22 июня 2016 года — Александр Рукавишников, доли в уставном капитале принадлежат САТП №1, АО «Комиавтотранс» и АО «КР РК» («Корпорация по развитию Республики Коми», учреждена Минимущества Коми). По адресу регистрации Сысольское шоссе, 29 зарегистрировано еще 65 компаний, среди них — несколько десятков обществ с ограниченной ответственностью, которые занимаются пассажирскими перевозками.

В апреле 2018 года Арбитражный суд Коми удовлетворил иск комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Сыктывкара и решил взыскать с САТП №1 долг по аренде за июль 2017 года в размере 160556 руб. 97 коп. и 10188 руб. 23 коп. неустойки с 11 июля 2017 года по 8 февраля 2018 года по договору о передаче в аренду недвижимого имущества.

В апреле вынес решение и Второй арбитражный апелляционный суд Кирова — он оставил решение первой инстанции в силе: САТП №1 оспаривал штраф по иску управления ЖКХ администрации за ненадлежащее исполнение обязательств. Проверка выявила ряд нарушений в работе предприятия: в салонах некоторых автобусов не было информации о повышении стоимости проезда, нарушались схема движения и расписание, на остановочных комплексах не было расписания. В САТП №1 заверили, что нарушения устранены, но штраф в размере 157526 руб. 83 коп. предприятию все равно назначили.

Александр Рукавишников ранее возглавлял компанию «Тверьавтотранс». В 2011 году более 150 предпринимателей, работавших в сфере пассажирских перевозок, написали открытое письмо президенту страны Дмитрию Медведеву о том, что, по их мнению, частников с рынка выдавливают с помощью административных мер и провокаций. В числе врагов они назвали и Рукавишникова — его имя упоминается во фразе про «планомерные захватнические действия рынка услуг монополистом в лице ОАО „Тверьавтотранс“». В 2016 году Рукавишников переехал в Сыктывкар.

Рынок пассажирских перевозок Сыктывкара нестабилен — проблемы возникают ежегодно. Сотрудники пассажирских предприятий выходили на забастовки и пикеты, заявляли о долгах по зарплате, о плохом техническом состоянии автобусов и о переделах рынка. Сыктывкарский городской суд рассматривает очередное дело в отношении экс-мэра столицы республики Романа Зенищева — он обвиняется в получении взятки за создание благоприятных условий на конкурсе по пассажирским перевозкам. На одном из последних заседаний Зенищев рассказал о том, что конкурс прошел по закону, а также об опыте работы с предпринимателем и одним из лидеров преступной организации «Айвенго» Валерием Веселовым. Веселов — фигурант дела экс-главы Коми Гайзера, контролировал компании, которые входили в некоммерческий союз «Автоспас».

Последний раз сбои в работе САТП №1 были в начале января 2017 года: автобусы опаздывали или не выходили на маршруты. Руководство предприятия объясняло это конфликтом с партнером — «Автоспасом». В «Автоспасе» тогда заявляли о давлении, провокациях и о том, что сотрудников предприятий вынуждали устраиваться в САТП №1. В конце декабря 2016 года автобусы «Автоспаса» не хотели пускать в гаражи, арендованные у «Комиавтотранса».


Следите за последними новостями «7x7» в нашем Telegram-канале «Возбужденная Коми».