В Сыктывкарском городском суде по делу экс-председателя Избирательной комиссии Коми Елены Шабаршиной, которая обвиняется в получении взяток, 10 апреля допросили бывшего заместителя председателя правительства республики Константина Ромаданова. Он рассказал, что заполнял таблицы со списком фамилий чиновников, кому по указанию экс-заместителя главы Коми Алексея Чернова выплачивались деньги. Чтобы удостовериться, о тех ли списках идет речь, судья перечислил аббревиатуры и сокращения фамилий и назвал записанные в таблицах суммы. На заседании присутствовал корреспондент «7x7».

Допрос Константина Ромаданова велся из Замоскворецкого суда по видео-конференц-связи (Ромаданов — один из обвиняемых по делу Гайзера, содержится в СИЗО «Лефортово»). Гособвинитель Людмила Собчук поинтересовалась у него, как передавались деньги различным людям из окружения экс-главы Коми Вячеслава Гайзера. Свидетель рассказал, что он делал это по поручению Алексея Чернова. Ромаданов вел таблицы, где были записаны аббревиатуры или сокращения фамилий и суммы ежемесячных платежей. По этим спискам экс-директор Комплексного управления проектами Алексей Соколов формировал конверты и передавал их Ромаданову, а тот — Чернову.

Многих обстоятельств действовавшей до ареста фигурантов «Дела Гайзера» схемы свидетель вспомнить не смог, поэтому судья по ходатайству прокурора зачитал показания Ромаданова, которые он дал во время предварительного следствия и очной ставки, а также явку с повинной.

В его показаниях говорится, что фактически являлся «казной» организованного преступного сообщества. По указанию Чернова он составлял список фамилий людей, которым полагалось денежное содержание. Ромаданов каждый месяц давал поручение подчиненному готовить конверты с наличными, но не говорил, кому и за что они предназначаются. В 20-х числах ему передавали пронумерованные конверты, а он отдавал их Чернову.

Следователи обнаружили таблицы на компьютере, который изъяли в сыктывкарской квартире на улице Морозова, где раньше жил Ромаданов. Но свидетель не смог вспомнить, видел ли он их в числе вещественных доказательств, которые показывали ему во время первых допросов. Прокурор ходатайствовала о том, чтобы показать эти списки Ромаданову, но сделать это через видеокамеру не удалось. Тогда судья огласил содержимое таблиц.

В одной из них после порядкового номера были инициалы, аббревиатуры и сокращения, в другой — суммы.

 

 

В показаниях Ромаданова говорится, что первая тройка списка была неизменной — это Владимир Торлопов (экс-глава Коми, фигурант дела Гайзера), Алексей Чернов и Вячеслав Гайзер.

Передать копии списков в Замоскворецкий суд по факсу не удалось, поэтому подтвердить их подлинность Ромаданов не смог. Елена Шабаршина настояла на том, что это является существенным вещественным доказательством по ее делу, поэтому необходимо, чтобы свидетель увидел эти таблицы. Допрос свидетеля продолжится на следующем заседании, которое назначено на 10 мая.


Дело о взятке в особо крупном размере против бывшего председателя Избирательной комиссии Коми Елены Шабаршиной возбудили в июне 2016 года. На первое судебное заседание она прийти не смогла, как позже выяснилось, из-за попытки суицида.

Заседания возобновились осенью 2017 года. В октябре Шабаршина раскритиковала позицию обвинения, а позже отказалась от явки с повинной. Бывший первый секретарь Коми отделения КПРФ Вячеслав Шулепов, выступая как свидетель, рассказал о давлении на его партию со стороны представителей власти во время предвыборных кампаний. В суде допросили председателей территориальных избирательных комиссий, которые дали противоречивые показания. Засекреченный свидетель, который работал председателем участковой комиссии, рассказал о «людях Чернова», которые дежурили в подвале мэрии. Еще один свидетель объяснил, как на выборах 2011 года «Единая Россия» приписала себе по Сыктывкару более 30 тысяч голосов.

Но основные свидетельские показания касались поощрительных выплат членам «команды» Гайзера. Существование такой системы подтвердили несколько человек.