Что случилось

Глава республики Сергей Гапликов, как ожидается, подпишет указ о разделении министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта на два ведомства — охраны окружающей среды и промышленности. Об этом «7x7» сообщил источник, близкий правительству региона.

Косвенно подтвердил это и лидер движения «Изьватас» Николай Рочев: «Я надеюсь, что это случится завтра».

Рочев и председатель движения «Коми войтыр» Алексей Габов написали открытое письмо главе, его опубликовали информагентства БНК (7 июня) и «Комиинформ» (утром 8 июня). В обращении говорится:

«Сергей Анатольевич! Мы просим Вас пересмотреть решение об объединении Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми и Министерства развития промышленности, транспорта и энергетики Республики Коми. Понимаем, что есть задача сокращения расходов государственного аппарата и расходов бюджета, но это тот случай, когда потерять можно больше. Для нас в условиях, когда территория национального проживания стала территорией нефтепромыслов, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми было тем элементом государственной системы, с которым мы поддерживали спасительный диалог. Ни федеральные природоохранные структуры, ни общественные организации не смогут заменить нам официальный региональный институт защиты природы».

 

История вопроса

В октябре 2016 года Гапликов подписал резонансный указ об объединении Минприроды и Минпрома. Экологи и общественники высказались против слияния министерств: в регионе, где регулярно происходят аварии на нефтепроводах, где есть другие проблемы, связанные с отношением промышленников к окружающей среде (например, попытки возобновить золотодобычу в национальном парке «Югыд ва»), необходимо независимое самостоятельное ведомство по охране природы.

Обращенияпикеты и митинги против этого решения не дали результата. 17 декабря 2016 года на внеочередной конференции Комитета спасения Печоры общественники решили инициировать референдум, чтобы вернуть министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. 5 мая инициативной группе по проведению референдума после нескольких отказов Избиркома все-таки удалось зарегистрироваться. Кроме вопроса о разделении ведомств активисты и экологи предложили задать жителям республики вопросы об исключении нацпарка «Югыд ва» из программы развития республики и о запрете эксплуатации промысловых нефтепроводов, введенных до 2000 года. Все эти вопросы при экспертизе в Госсовете Коми получили отрицательные заключения.

Один из аргументов объединения ведомств заключался в том, что таким образом удастся оптимизировать структуру управления и сократить бюрократические процедуры. Однако, по словам сотрудников объединенных ведомств, ни того, ни другого достичь не удалось: существенного сокращения штата не произошло, министерства остались работать в своих помещениях (Минпром на ул. Интернациональной, 157, Минприроды — на ул. Интернациональной, 108а), и это только усложнило документооборот.

Все публикации об истории с объединением ведомств можно найти по тэгу Слияние Минпрома и Минприроды Коми.

 

Почему разделение министерств может произойти только сейчас

По данным источника «7x7», власти Коми решили дать обратный ход указу, получив неодобрение из Москвы: слишком много протестов он вызвал. Но сделать это нужно было красиво, под благовидным предлогом. Официальным поводом как раз может стать письмо от лидеров национальных движений.

— Сейчас мы имеем то, что имеем. Какими способами цель достигнута, мне не важно. Мы самые первые обратились с письмом к главе Коми. Я эту работу не бросал. По вопросу отмены слияния Минпрома и Минприроды был раз пять в этом году в администрации главы Коми, — прокомментировал Николай Рочев. — Я не участвовал в митингах и референдумах. Когда подготовка шла, то я был против смешивать вопросы. Говорил, что надо оставить один вопрос — про отмену слияния министерств. И если бы так было, то это давно бы дало результат. Завтра меня пригласили на встречу с Гапликовым. Наше письмо просто так не могло появиться на БНК.

— То, что обращение к Гапликову появилось на сайте «Комиинформа», говорит о том, что эта инициатива не народная. Ни одного нашего текста там никогда не публиковали, — сказал зампредседателя Комитета спасения Печоры Иван Иванов. — Надо дождаться этого указа. Надо понять, какие полномочия будут у Минприроды. А то министерство могут создать, а основные функции оставят Минпрому.

— Если указ о слиянии отменят, мы очень рады. Мы рады, что глава прислушался к точке зрения коренных жителей республики. Хотя бы так. Главное — результат, — сказала председатель организации «Экологи Коми» и член инициативной группы по проведению референдума Нина Ананина.

 

Что с референдумом

Инициативная группа, вероятно, откажется от идеи его провести, но это произойдет не раньше чем в конце июня: 22 июня на заседании Госсовета будут обнародованы результаты экспертизы вопросов, вынесенных на референдум.

— Мы будем решать это коллегиально. Есть другие пути решения вопросов, например инициировать на федеральном уровне решение вопроса использования старых нефтепроводов. Если этот путь будет освоен, то референдумом можно не заниматься, — считает Иван Иванов.

Того же мнения придерживается и Нина Ананина: если вопрос с Минприроды решится, то останутся два вопроса, которые планировали вынести на референдум, — об исключении из программы развития республики освоения золотоносного месторождения «Чудное» в нацпарке и о запрете эксплуатации нефтепроводов, введенных в строй до 2000 года. Эти вопросы можно попробовать решить юридическим путем — с помощью обращений в надзорные органы и законодательных инициатив.