Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  2. Путешествия без денег. Мой опыт 19-летней давности

Путешествия без денег. Мой опыт 19-летней давности

Георгий Красников
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

В марте будет уже ровно 20 лет, как я начал самостоятельно путешествовать. Безумная цифра какая-то, да... Началось все с того, как экс-одноклассник вытащил меня в трехдневную поездку автостопом в Ярославль, а потом сводил на тусовку клуба «Академия вольных путешествий» на легендарной квартире Антона Кротова. С тех пор и все заверте... Мысль о том, что можно так взять и поехать в любую географическую точку на карте и для этого особо ничего не нужно, так взбудоражила мне сознание, что я не мог в себя прийти еще много лет! И сразу отправился на развиртуализацию с хорошо знакомыми мне по атласам и картам топонимами. Съездил в Нижний Новгород, потом в обычный Новгород (в котором, кстати, с тех пор так и не бывал, как ни странно). Ну и решил летом уже отправиться в длительное путешествие. Так вышло, что сначала это был север России, а потом – Крым.

Путешествия без денег. Как я ездил несколько дней без единого рубля в кармане

Параллельно я продолжал ходить на тусовки и встречи у Кротова, набираться мудрости. Невероятные вещи проповедовали тамошние обитатели: и то, что мир изобилен, и автостопом ездить легко и правильно, везде подвозят, вписывают, кормят. Не надо никаких путевок дорогих покупать, билетов... А я, 18-летний юноша, все это впитывал и впитывал — и восхищался, что, мол, как, оказывается, все просто-то!

А отдельные мудрецы вообще транслировали невероятные вещи, что, мол, деньги то, вообще не нужны! Что можно путешествовать и вообще без них. «Когда у вас заканчиваются деньги, вы вдруг обнаруживаете, что начинаете толстеть. Потому что все вокруг вас начинают кормить!» - вещал почетный мудрец и заслуженный кругосветчик-путешественник, основатель клуба «Школа автостопа» Валерий Шанин. Сейчас, может, такие идеи покажутся странными, но тогда, в начале нулевых, когда еще, по сути, заканчивалась эпоха 90-х, у людей было мало денег и большинство жило еще в той парадигме бедности, они были очень актуальны!

А я впитывал и думал: «Ну уж если такой опытный человек такое говорит, значит, точно должно быть так»... «Интересно, как это на самом деле, если так все хорошо, то надо при случае попробовать».

Путешествия без денег. Как я ездил несколько дней без единого рубля в кармане

Впрочем, рисковать и проверять это я не решился – некоторую сумму в свою северную поездку я таки взял. Выходило примерно по 100 руб. в день – в ценах 2003 года на это было еще реально худо-бедно выжить. Была палатка (взял у друга, но она была фиговатая, ее можно было только в лесу среди деревьев растянуть), была пара возможных вписок, ночевки в СЮТУРах за 30–50 руб. (что мне казалось безумным разорением). Ну как-то путешествие двигалось, причем, я бы сказал, вполне себе даже неплохо: я смотрел города и веси нашей необъятной Родины, впечатлялся увиденным, постигал мудрость и т. д. Действительно, автостоп – это оказалось здорово и хорошо, и ничего сложного в таком путешествии не было!

На обратном пути из Архангельска я познакомился на трассе с другим автостопщиком. Был он ровно в два раза старше меня (ему было тогда столько, сколько мне сейчас), звали его Евгением, был он родом из Перми. Разговорились: Евгений тоже путешествовал по северу, ехал сейчас в Москву, а потом собирался в Крым. Практически полное совпадение по маршруту, однако я еще хотел заехать в Каргополь, Кириллов, Рыбинск и Мышкин-Углич. Евгений путешествовал вообще без денег: «А зачем деньги? Все можно и так достать! Едой по дороге накормят, спать всегда можно попроситься куда-нибудь, в музеях – договориться, а что еще надо?» Ехал он так не от бедности, а оттого, что «достал быт, все надоело, решил сменить обстановку». По его словам, у него была раньше своя фирма в Перми, семья, машина, хороший заработок, но все это ему приелось, и вот он бросил все это и уехал странствовать.

Сопоставив описание его тактики с тем, что я слышал на лекциях АВП от прожженных мудрецов, я понял, что «вот это оно»! Раз уж маршруты у нас примерно совпадали, мы решили, чтобы было веселее поехать вместе до самого Крыма, а в Москве вписаться у меня, причем я даже уговорил Евгения поехать по этим боковым глухим трассам, чтобы посмотреть городки русского Севера. Мне же, с одной стороны, хотелось компании, с другой – было интересно попробовать то самое «путешествие без денег»: действительно ли так все волшебно, как все описывают? Денег у меня еще немного оставалось, но с расчетом, что если бы я ехал один. Ну а если движешься в паре, то логично делить все имеющееся по-братски, на двоих, – и вот тут бы уже было сложно. Ну ладно: с меня оставшиеся 300–400 руб., с Евгения – научные методы бесплатного обретения благ!

Ну и следующие несколько дней мы так и ехали по придуманному мной маршруту. Оказалось, что действительно путешествия без денег вполне возможны! Но понравился ли мне такой опыт? Однозначно - нет! Я уж умолчу, что большинство ситуаций по добыче еды и ночлега было, по сути, банальным попрошайничеством буквально по формуле: «Дайте попить, а то так есть хочется, что аж переночевать негде». Даже отбросив моральные аспекты этого, ситуация плоха уже хотя бы тем, что ты ешь не то, что ты хочешь сам, не то, что нужно твоему организму, а что дадут добрые люди.

Эпизоды были примерно такими:

1) В первый же вечер приехали поздно в какую-то деревню Архангельской области, где стали ходить по дворам. Но все уже спали, и мы просто зашли в чью-то баню и заночевали там. С нами был арбуз, который нам дали то ли в одном из домов, то ли подвозившие нас водители. Чтобы хозяева нас не спалили, мы встали с утра очень рано, часа в четыре ночи (благо день был практически полярный), и ушли оттуда, но я там забыл там недоеденную половинку арбуза. Вот, думаю, хозяева удивились, когда утром нашли у себя в бане какой-то арбуз.

2) Идем по какому-то городку вдоль частного сектора, у пожилой пары, работающей у себя на участке, спрашиваем дорогу, куда нам нужно, а затем как бы невзначай интересуемся, нет ли у них чего подзакусить. Они смеются, цитируют вышеупомянутую поговорку, но делятся с нами огурчиками с этого самого огорода и хлебушком. Жизнь налаживается!

3) Город Няндома, юг Архангельщины. Тыкались в разные дома, в итоге нам посоветовали какую-то бабку, которая живет одна. Бабка долго сомневалась, но в итоге приютила нас и жаловалась потом на свою пенсионерскую жизнь. Помог ей утром потом немного по дому.

Путешествия без денег. Как я ездил несколько дней без единого рубля в кармане

4) Мужик везет нас на ЗиЛе, останавливается на заправке, говорит нам, что тут можно подзакусить, и уходит заправляться. Потом, когда видит, что мы кушать не идем, интересуется, чего так. «Так ведь денег совсем нет!» - с грустью протягивает Евгений. Намек понят правильно: через несколько минут водитель приносит нам вкусных пирожков.

5) Выручали нас монастыри. В Кирилло-Белозерском монастыре решили попросить покушать. Однако батюшке, который должен был нам дать благословение, я сказал, что мы – паломники. Он попросил прочитать «Отче Наш», а когда я к стыду своему не смог, ответил, что мы не паломники никакие и ложь это. По факту же я тогда реально не знал разницы между паломниками и обычными путешественниками, а так бы, конечно, сказал правду. Впрочем, работница на кухне все равно нас покормила, а потом предложила поработать, помочь монастырю. Я сказал, что «давайте, конечно, поможем», но потом она сказала, что «ладно, не надо, спасибо, вижу, что вы торопитесь».

6) Какая-то деревня на границе Вологодской и Ярославской областей. Недолгий обход домов навел нас на одинокого мужика, который нас великодушно приютил. Утром Евгений прямолинейно поинтересовался: «Не будет ли у тебя, Петрович, чего-нибудь покушать?» Мужик приготовил нам яичницу (которую, я, правда, не люблю).

7) Какой-то мужчина в Рыбинске, у которого мы спросили дорогу, а потом разговорились, что и откуда. Вдруг Евгений ни с того ни с сего спрашивает: «А что, Миша, угостишь нас пивом?» И мужик реально пошел угощать.

Путешествия без денег. Как я ездил несколько дней без единого рубля в кармане

Не хочу особо усердствовать на критике своего экс-попутчика. В конце концов, раз я с ним ехал, значит, в какой-то мере разделял его подход. Но Евгений действительно ел очень много и, когда нас где-то кормили, даже отслеживал, чтобы было и первое и второе! Я в какой-то момент даже испугался: вот приедет он ко мне на вписку, а у меня-то столько еды нет! Я ем вообще скромно – пару сосисок с картошкой, и все. А он недоволен останется. Но довольно быстро меня начал напрягать и он сам, и образ нашего путешествия. Хотелось уже поесть чего-то своего, не того, что нам милостиво жертвуют. Впрочем, иногда мы все-таки питались в столовых или магазинах за мои деньги, но их было реально мало. Добил меня случай, когда я разговорился с какой-то бабушкой на улице в Каргополе. Мы мило общались: я рассказывал ей о нашем путешествии, а она – что интересного тут посмотреть. Но тут это увидел Евгений и сдал мне жестко шептать, чтобы я развел ее на еду - поинтересовался бы, нет ли у нее чего для нас. Стало совсем неприятно и противно от такого, я этого делать, конечно же, не стал.

Был и откровенно неприятный эпизод, в котором мой попутчик проявился совсем не с лучшей стороны. Я представлял, что он, как старший и более опытный в таких бесплатных путешествиях, возьмет на себя ответственность, но он стоял, мычал и хлопал глазами виновато. Суть была такая: приехали мы в поселок Ферапонтово, где есть музей со знаменитыми фресками иконописца Дионисия. Приехали поздно вечером и опять же, как обычно, пошли научным методом стучаться в дома. Так, в одном из домов нам посоветовали некоего дядьку, который вроде как принимает гостей, ну мы и направились к нему. А Ферапонтово — место очень туристическое, чтобы вы понимали!

Пришли мы к этому дядьке. Он нас принял, поселил в комнату, дал постельное белье и накормил вкусными пельменями (не без просьбы Евгения, конечно же). Утром рано мы встаем, а Евгений мне говорит: «Слушай, у меня чувство, что он с нас денег захочет, давай быстро соберемся и свалим». Я в свою очередь объяснил, что так делать нехорошо, и неправильно, ну и некрасиво по отношению к нему. Мужик действительно захотел денег, целых 200 руб., и вполне справедливо возмутился, когда понял, что мы не собирались ему платить. Стал нам угрожать, что «я же работаю во вневедомственной охране милиции, могу сделать так, что вас тут никто не найдет». 200 руб. у меня было, но это был практически весь мой бюджет на тот момент, так что отдать я их никак не мог. «Снимай часы», - строго сказал он мне в какой-то момент. Несмотря на то, что они были дешевые электронные китайские, я расставаться с ними не хотел, так как они мне очень помогали узнать время (впрочем, потом оказалось, что стоило отдать: всего через несколько дней они уже на Украине начали ломаться и быстро сломались совсем). В итоге мы сошлись на половине суммы (и моего бюджета) и со взаимным злобным настроением. Все это время Евгений молчал, виновато опустив глаза, никак даже не пытаясь разрулить ситуацию. На самом-то деле, вина была наша совместная (хозяин нам не сказал, сколько стоит у него поселиться, а мы не спросили), и все это можно было мягче разрешить, и будь я постарше, то всяко бы до конфликта не довел. Но тогда вышло, как вышло.

Путешествия без денег. Как я ездил несколько дней без единого рубля в кармане

Кстати, Евгений, при своем безденежье, ездил еще и без палатки! Казалось бы, отличный способ сэкономить, это все вольные путешественники практикуют, но нет! В моей палатке мы тоже спать не могли, потому что у него не было еще и спальника (нужность которого, правда, он не отрицал, в отличие от нужности палатки).

В итоге я все искал повода отвязаться от Евгения (а просто предложить разъехаться стеснялся), и вот он нашелся: тусовка у Кротова. Если ехать по моему маршруту, то на нее не получалось успеть. Но Евгений заинтересовался, и я его убедил, что он может на нее попасть, если поедет не через Мышкин-Углич, а напрямую, через Ярославль. Я красочно расписывал, как у Кротова мудро и интересно, что там его напоят чаем, накормят гречкой, ну и впишут обязательно; но он все равно сомневался и тоже очень хотел поехать со мной в Мышкин. В конце концов за Рыбинском мы разделились (как раз после того пивного мужика), хотя он колебался до последнего и порывался уехать со мной. Я же, когда он скрылся за поворотом, облегченно вздохнул! У меня оставалось где-то 70 руб. – это целое состояние! Можно спокойно пойти в магазин и чего-нибудь там купить! Наконец-то не надо ходить выпрашивать еду по частному сектору! Свобода!

От Калязина до Савёлова я ехал на электричке, на которой очень хотел проехать, а что бы я делал, будь со мной Евгений? Кстати, на тусовку он не успел тогда, приехал к Кротову в полвторого ночи и понятное дело, куда был послан.

Путешествия без денег. Как я ездил несколько дней без единого рубля в кармане

Вот такой мой был опыт безденежных путешествий. Опыт – не самый приятный, но, наверное, хорошо, что он у меня произошел в таких благоприятных обстоятельствах и по моему желанию. В конце концов, опыт дал понимание, что отсутствие денег – не такая уж катастрофа, если что вдруг, без них выжить можно, и я примерно знаю как.

Но, как говорят, пути Господни неисповедимы. Евгения я встретил потом еще раз. А откуда, по-вашему, я знаю про его попытку прийти к Кротову? Я ему оставил свой телефон и адрес и, вернувшись домой, побаивался, что он таки придет вписываться. Но он не приходил, и я уже через пару дней снова отправился в путешествие, на этот раз – в Крым. И вот как раз там, в Крыму, куда мы вместе собирались поехать, я его и встретил. «Ну здравствуй», - поприветствовал меня знакомый голос, когда я пришел к монастырю на мысе Фиолент, и меня пробрал озноб. Тогда я реально поверил в мистику, иначе объяснить такую встречу было очень сложно. Пообщавшись минут 15–20, узнав про истории добирания сюда и планы друг друга, мы благополучно разошлись по своим делам. А я больше без денег не путешествовал.

Оригинал

Материалы по теме
Мнение
15 ноября 2022
Из Тбилиси в Ереван на поезде и обратно
Мнение
8 ноября 2022
Георгий Красников
Советские многоэтажные районы в Тбилиси: страшненько, но красиво!