Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Коми
  2. Сопроводительное письмо 1931 года для 33 подследственных выглядит как приговор

Сопроводительное письмо 1931 года для 33 подследственных выглядит как приговор

Игорь Сажин
Игорь Сажин
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Разбирая архив Ухто-Печорского «Мемориала», нашел вот такой документ. Это сопроводительное письмо от 5 марта 1931 года из села Ижма в г. Сыктывкаре. Куда были направлены 33 подследственных для рассмотрения их дел тройкой полномочного представителя ОГПУ Коми области.

Заметьте, это люди лишь подозреваемые, и они направляются на «суд», который вынесет решение об их виновности или невиновности. Но само направление уже выглядит как приговор.

В разделе «Краткая характеристика», по сути, используются слова, которые ставят крест на этих людях: «кулак-доброволец белых банд», «террорист белых», «белогвардейский палач», «ярый белобандит», «вредный элемент», «белобандит», «организатор белых банд», «террорист белых», «организатор усинского восстания», «участник убийства Зыкова — организатора советской власти», «лично расстрелял 11 человек», «белогвардейский прапорщик», «доброволец белых», «предатель на расстрел белых, сочувствующих советской власти», «доброволец белых — карательного отряда», «шпион, дезертир», «организатор белых банд на личные средства», «белогвардейский шпион», «адвокат кулаков», «организатор белогвардейского восстания <…>, где были расстреляны около 50 человек», «вредный весьма элемент». И в конце списка два подследственных характеризуются довольно просто: «Арестован усть-цилемским районным уполномоченным ОГПУ тов. Волковым». Видимо, если уж Волков арестовал, то они точно в чем-то виноваты.

Хотелось бы обратить внимание, что все характеристики как бы относят нас к событиям 10-летней давности, т. е. к гражданской войне (в Коми крае война закончилась в 1921 году). Война уже как 10 лет окончена, но ненависть и желание мести, даже личной мести, осталось, и властям надо продолжить гражданскую войну в виде государственного террора.

Но пока еще Большой террор не наступил, поэтому из 35 человек, доставленных в Сыктывкар, только 10 были расстреляны, остальные осуждены на разные сроки:

Рочев Пантелеймон Иванович, житель деревни Галово Ижемского района, 42 года;

Канев Фёдор Сергеевич, крестьянин деревни Галово Ижемского района, 41 год;

Хозяинов Зиновий Фёдорович, крестьянин села Мохча Ижемского района, 47 лет;

Рочев Георгий Мартынович, счетовод села Ижма, 32 года;

Чупров Илья Дмитриевич, крестьянин-охотник села Ижма, 52 года;

Сорвачёв Иван Николаевич, крестьянин села Петрунь Ижемского района, 66 лет;

Канев Степан Агафонович, житель деревни Ошвор Ижемского района, 55 лет;

Беляев Егор Иванович, крестьянин села Петрунь Ижемского района, 48 лет;

Ануфриев Филимон Егорович, крестьянин села Кипиево Ижемского района, 62 года;

Терентьев Михаил Александрович, столяр села Краснобор Ижемского района, 43 года.

Но еще один из доставленных в Сыктывкар в марте 1931 года будет расстрелян позже, в 1937 году. Филиппов Иван Тимофеевич, крестьянин села Мошьюги Ижемского района, 69 лет.

Кстати, трое из 10 расстрелянных в 1931 году были осуждены 13 мая 1931 года: Рочев П. И., Канев Ф.С., и Тереньтев М. А., вместе с ними были осуждены два священника: вотчинский священник  Прокопий Шаламов (дядя известного русского писателя Варлама Шаламова) и вомынский священник Александр Шумков.

Получается, что все эти ижемские крестьяне в годы гражданской войны оказались не на стороне победителей, и победители спустя 10 лет после войны продолжили их преследование, но даже не через суд, а через внесудебный орган, которому было достаточно материала в характеристике на данного человека, чтобы прекратить его существование на Земле.

Ненависть, выкормленная во время войны, будет еще долго питаться людьми спустя десятилетия, и это самое страшное последствие войны.

Скорей всего, все эти 10 ижемцев были расстреляны где-то под Сыктывкаром, возможно в местечке Дырнос-дор, где в своем большинстве расстреливали осужденных в 1931 году. Во всяком случае, приговоренного 13 мая 1931 года к расстрелу священника Прокопия Шаламова расстреляли 28 мая в местечке «Дырнос-дор» в 1,5 км от окраины города, так написано в сохранившемся акте о расстреле девяти человек 28 мая. Видимо, где-то там лежат и эти 10 ижемцев. Может быть, когда-нибудь это место массового захоронения будет обнаружено в сыктывкарском пригороде Дырнос.

Материалы по теме
Мнение
2 апреля 2022
Игорь Сажин
Игорь Сажин
Массовое выселение терских казаков как начало массовых репрессий
Мнение
25 марта 2022
Игорь Сажин
Игорь Сажин
Дело эксперта Альберта Ванеева
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
ИсторияРепрессии