Вернулась из командировки в Соль-Илецкий район Оренбургской области, где мы запускаем проект. Впечатление тяжелое.
Первый же дом, куда попадаем, стоит на одной улице с администрацией, в доме тепло и уютно, цветы на подоконниках, на столе – свежие пирожки. Хозяйка слегка нетрезва, но говорит, что просто делала прививку. Работу не могла найти очень долго, сейчас уезжает на вахту на два месяца, ребенок на это время поедет в приют.
С работой сложно, и если в городе мамы еще трудоустроены хоть как-то, то выезжаем в ближайшие села, везде один ответ: работа есть только летом на полях, зимой работы нет.
Подъезжаем к дому, перед ним лежат дрова, это помогает администрация. В доме ужасных холод, дети и взрослые в теплой одежде, оправдываются, что скоро затопят печь, будут подтапливать. Обогреватель включать дорого, хотя возможность провести газ и есть, но денег на газификацию дома нет. У семьи нет денег даже для того, чтобы вставить стеклопакеты. В доме только одно окно со стеклами, остальные затянуты мешками и пленкой.
Сотрудник администрации начинает разговаривать с мамой про оповещатели (в таких домах главная забота – чтобы не случилось пожара). Видно, что у матери проблемы с ментальным здоровьем. Я выхожу на улицу. Девочка тоже выходит со мной – мама отпустила погулять с подружками: так теплее и веселее, рассказывает ребенок. Чтобы поддержать разговор, спрашиваю про учебу. Девчонка рассказывает, что учится не очень хорошо, на тройки. Очень тяжело учиться, потому что, пока дойдешь в школу, сил ни на что уже не остается. По словам девочки, до школы приходится очень далеко идти пешком, зимой или в сильный ветер бывает особенно невыносимо.
Едем в новый строящийся район, здесь строят дома многодетные семьи, стоят добротные домики, а рядом коттеджи для детей-сирот. И к сожалению, классическая картина. Везде мы приносим продукты – тут, пока мама общается, старшая девчонка начинает распределять содержимое пакета: младшему достается сок, среднему печенье, а себе она выделяет маленькую пачку конфеток. Крупы, макароны и масло ее не интересуют. К сожалению, сладостей в этот раз очень мало, как и каш, в основном одни макароны. Но для семей огромная помощь, им будет на что кормить семьи.
Практически во всех домах мы слышим одну и туже историю о том, что работы нет, работать негде, не на что купить продукты, еле справляются с оплатой коммуналки.
Дорог практически нигде нет. Сейчас еще хорошая погода, их не развезло и не занесло снегом. А вот в непогоду сюда даже не добраться. С нами глава поселков и начальник комиссии по делам несовершеннолетних. Рассказывают, как зимой переметает все и тяжело добраться. Техники на чистку нет, как при этом живут люди – сложно представить. Но вот как-то живут.
Во многих домах печное отопление, готовят тоже на печи. С окнами беда не в одном только доме, у многих проблема.
В отдаленных селах проблема еще и со связью – ее просто нет. Зато посередине улицы красуется яркая телефонная будка – глава с гордостью рассказывает, что установил ее и теперь сельчане могут вызвать скорую. Надо отдельно сказать про сотрудников, с которыми мы ездим: если бы не их усилия, людям на земле было бы совсем тяжело. Очень приятно видеть неравнодушных сотрудников, и видно по людям – они доверяют, рассказывают, делятся. Видно, что уважают.
Мы долго общаемся с главой этих поселков, слушаю его вопросы – про то, как привлекать гранты в село, есть ли какие-то гранты, чтобы помогать людям с ремонтами, думаем, как помочь семьям, у которых дома настолько холодные, что еще немного, и дети могут оказаться в приюте.
Очень страшно смотреть на такое, ощущение безнадежности и беспросветности, понимания, сколько всего лишены эти люди, начиная от возможности нормально трудиться, заканчивая банальной современной медицинской помощью.
Мы говорим про гаджеты, дизайн, современные технологии, а люди совсем рядом с нами целыми деревнями борются за свое выживание.
Но у них все хорошо, как у всех. Никто не просит помощи, удивляются продуктам, которые мы привезли, благодарят и радуются.
А значит, будем помогать. Нужно будет все: одежда, строительные материалы, продукты. Правда, мы пока сами сидим на чемоданах: фонд планирует переезд, поэтому вещевые сборы будут чуть позже, следите за нашими социальными сетями. Переберите пока ваши шкафы, особенно теплые вещи: кофты, свитера, теплые штаны, шапки, варежки, куртки, валенки… все это очень нужно.
А пока можно сделать пожертвование, мы будем собирать средства на установку пластиковых окон в эти семьи. Нужны волонтеры, которые смогут поехать и установить окна, помочь с ремонтом. И, конечно же, продукты.
Может быть, еще какие-то мысли есть, как помочь – как дать работу?