ЕСПЧ коммуницировал жалобу Katelevskiy v. Russia (20558/21) на длительность лишения свободы и нарушение презумпции невиновности.
19 августа 2020 года постановлением Раменского городского суда Московской области в отношении Яна Кателевского была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
Отклоняя доводы защиты, суд посчитал, что наличие на иждивении заявителя жены и малолетнего ребенка не являлись основанием для применения более мягкой меры пресечения, так как «эти обстоятельства не являлись сдерживающим фактором на момент совершения инкриминируемого ему деяния», тем самым, по мнению защиты, явно намекал на то, что считает заявителя виновным даже в отсутствие любого формального постановления. При этом указанная формулировка не была дезавуирована Московским областным судом и Первым кассационным судом общей юрисдикции.
В дальнейшем срок содержания заявителя под стражей неоднократно продляли национальные суды, которые в своих решениях среди прочего использовали такую распространенную формулировку, как «обстоятельства, послужившие основанием для избрания меры пресечения, не изменились».
13 марта 2021 года заявитель обратился в Европейский суд по правам человека, и 3 сентября 2021 года его жалоба была коммуницирована государству-ответчику.
В деле рассматриваемом деле ЕСПЧ поставил перед сторонами следующие вопросы:
1. Была ли продолжительность предварительного заключения заявителя нарушением требования о «разумности срока», вытекающего из статьи 5 §3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод?
2. Была ли в данном деле соблюдена презумпция невиновности, гарантированная статьей 6 §2 Конвенции, в отношении оспариваемого заявления, сделанного Раменским городским судом Московской области в решении от 19 августа 2020 года?