Немного о (не)последовательности правоприменительной практики.
В ноябре прошлого года группа активистов провела акцию против повышения цен на проезд в общественном транспорте – спускаясь на эскалаторе, молодые люди развернули плакаты. Акция длилась всего несколько минут, и, понятно дело, никаких негативных последствий общественный порядок от этого не претерпел.
Однако полицейские провели довольно приличное расследование: изъяли видеозаписи у метрополитена, прошерстили социальные сети, сличили по базам данных молодых людей, и в итоге в Петроградский районный суд Санкт-Петербурга было передано четыре дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ ("Проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления").
С первой инстанции все четверо граждан были привлечены к штрафам по 20000 рублей каждый. Защитники обжаловали постановления в Санкт-Петербургский городской суд и все судебные акты были признаны незаконными.
Наша правовая позиция простая – проводить публичное мероприятие может только организатор, а рядовой участник не должен нести ответственность за факт участия в нем. Доказательств же того, что кто-то из граждан был именно организатором, материалы дела не содержали.
После нового рассмотрения суд первой инстанции прекратил дело в отношении одного моего доверителя. Остальные трое граждан были повторно оштрафованы, поэтому их дела опять оказались в Санкт-Петербургском городском суде.
И вот апелляционная инстанция оставила два штрафа в силе, однако четвертое дело вновь вернулось на новое рассмотрение – городской суд признал постановление районного суда незаконным.