Уполномоченному по правам ребёнка в Калужской области
О. Коробовой
Уважаемая Ольга Владимировна!
Три года назад в Калужскую область из Германии приехала семья граждан Германии по фамилии Грисбах. В семье Грисбах — восемь человек, четверо из которых — несовершеннолетние дети; самому младшему из них — 3 года.
Взрослые члены семьи не говорят и не пишут по-русски. Пользуются услугами переводчика Катарины Пахман, тел. 902-931-59-62, проживающей в другом городе.
За три года проживания в Малоярославецком районе Калужской области семья подавала ходатайства на получение статуса беженца, а потом заявление на временное убежище. В статусе им было отказано начальником УВМ УМВД России по Калужской области. Отказ в предоставлении временного убежища был обжалован в ГУВМ МВД России в июне 2019 года. Таким образом, семья Грисбах находится на территории России на законных основаниях в соответствии со ст. ст. 38, 45 и 46 Конституции РФ.
Однако, не дожидаясь ответа на жалобу Грибах в ГУВМ МВД РФ, сотрудники иммиграционного контроля УВМ УМВД России по Калужской области вечером 3 июля 2019 года совершили рейд и задержали совершеннолетних членов семьи Грисбах в квартире, где они проживали. Задержание проводилось без участия переводчика, с участием сотрудников полиции МОВД «Малоярославецкий». Дети из семьи Грибах в это время готовились к о сну — были в кроватках.
По словам начальника пресс-службы УМВД России по Калужской области И. Зиминой, семье Грибах было предложено на время задержания взрослых членов семьи поместить четырех детей в районную больницу города Малоярославца. На что, естественно, Грисбахи не согласились. Полицейские же, участвовавшие в рейде, поместили все восемь человек в здание малоярославецкой полиции, на положении задержанных, без возможности самостоятельно покинуть помещение полиции. Таким образом, четверо несовершеннолетних детей также оказались на положении задержанных, мало того — на незаконном основании: то есть по ст. 5 ЕКПЧ было нарушено их право на свободу и личную неприкосновенность. Международные стандарты в области прав человека определяют нахождение человека в здании полиции без возможности самовольно покинуть помещение гос.органа как зону ответственности властей. Следовательно, действия малоярославецких полицейских имеют признаки преступления по ст. ст. 127, 285 и 293 УК РФ.
В нарушение ПВР МВД РФ задержанных членов семьи Грисбах с вечера 3 июля 2019 года до 09:00 следующего дня содержали в здании малоярославецкой полиции в ненадлежащим условиях:
— их не кормили (хотя ПВР полиции предписывают предоставлять еду, если человек задержан на строк более чем 3 часа),
— не было свободного доступа к питьевой воде и туалету (актовый зал полиции, где семья провела ночь, туалетом не оборудован по определению),
— им не был предоставлен переводчик (хотя бы с английского, понятного им языка),
— не были предоставлены на ночь спальные места,
— не были предоставлены постельные принадлежности.
В результате чего дети, в том числе трехлетний ребенок, вынуждены были спать на голом полу в здании полиции (имеются фото, присланные бабушкой Грисбах из актового зала малоярославецкой полиции).
Ненадлежаще содержали детей и в здании малоярославецкого районного суда: не кормили, не поили, не прогуливали на свежем воздухе с 09:00 до 16:00 4 июля 2019 года (хотя формально члены семьи Грибах находились в здании суда, они числились все равно за полицией, потому что судебное заседание так и не началось и суд об административном правонарушении в отношении совершеннолетних членов семьи Грисбах не состоялся).
Меры, предпринятые полицейскими на самом деле были обеспечительными мерами: чтобы понудить членов семьи Грибах явиться на следующий день в районный суд для наложения штрафа на их за малозначительное правонарушение. Поэтому и в отношении взрослых членов семьи Грибах (но особенно в отношении детей) эти обеспечительный меры были ничем не обоснованными, непропорциональными и излишними.
По совокупности нарушений, допущенных сотрудниками малоярославецкой полиции в отношении несовершеннолетних детей в течение почти 20 часов с 3 июля по 4 июля 2019 года, их можно признать жестокими, нарушающими права детей по ст. 3 ЕКПЧ и Конвенции о защите прав ребёнка.
Да, семью Грисбах 4 июля 2019 года после 16:00 освободили, более того, ГУВМ МВД РФ пообещало предоставить статус временного убежища сроком на один год. Но Калужскую область не зря называют «воротами в Россию»: многие тысячи семей мигрантов, в том числе с детьми, уже приехали, приезжают и собираются приезжать к нам в регион.
Чтобы подобное не повторялось впредь, прошу в защиту общественных интересов, в защиту детей мигрантов, выбравших для проживания Калужскую область, сделать запрос в УМВД России по Калужской области с требованием провести служебное расследование по имеющимся фактам жестокого обращения с детьми, выявить виновных и наказать их.
PS
На мой взгляд, рейд не нужен был; можно было вполне себе обойтись предупреждением взрослых членов семьи Грисбах, оставить у двери жилища Грибах пару полицейских, с тем чтобы утром препроводить членов семьи Грисбах в районный суд.
С уважением,
член Общественного совета при УПР в Калужской области
Л. Мосеева-Элье