Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Рязанская область
  2. Об узниках совести советской эпохи: Голев Сергей Терентьевич

Об узниках совести советской эпохи: Голев Сергей Терентьевич

Андрей Блинушов
Андрей Блинушов
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Голев Сергей Терентьевич. 1896—1976. Узник совести советской эпохи, евангельский христианин-баптист.

Родился в селе Иванково Спасского уезда Рязанской губернии в бедной крестьянской религиозной семье. Окончил четыре класса сельской школы. Под влиянием дяди Конкина Кондратия Дементьевича и проповедника Санина Федора Ивановича в 1910 году приобщился к церкви евангельских христиан. В 1914-м был призван в армию. Вернулся в Рязанскую губернию со службы в армии лишь после Гражданской войны, в 1924 году. Стал служить в местной общине ЕХБ благовестником. Вступил в брак с Дарьей Васильевной Кузнецовой. Работал в колхозе животноводом. 16 ноября 1937 года был арестован НКВД за религиозную деятельность.

Решением Тройки при УНКВД по Рязанской области (нач. УНКВД Вершинин, партсекретарь ВКПб Тарасов, облпрокурор Зайцев) был приговорен по политической статье 58-10 УК РСФСР к 10 годам лишения свободы. В своих воспоминаниях Сергей Терентьевич Голев подчеркивал, что решение Рязанской Тройки УНКВД было вынесено заочно, без какого-либо реального рассмотрения.

Дома осталось пятеро несовершеннолетних детей (старшему — 13, младшему — год). Из Рязани он был этапирован в лагерь у станции Кочкома в Карелии. В мемуарах Голев С. Т. писал: "<...> Положение в лагере было очень тяжелое: голод, холод, бараков не хватало. Из дому мне прислали две посылки. Зная, что они отрывают от себя последнее, я запретил им присылать <...>".

В лагере за проповедь Евангелия добавляли сроки, Голев принял обет молчания и молчал целый год. Был этапирован в лагерь в Петрозаводск, где встретил единоверцев. Затем был этапирован в лагерь в Саратовскую область, где провел последние три года заключения. Получил вторую группу инвалидности по болезни сердца.

Освободился Голев С. Т. 14 ноября 1947 года и направился на родину в Рязанскую область, к своей семье, которая жила тогда на ст. Проня. "<...> Когда я вышел из поезда, около вагона стояли два мальчика, лет 11–12. Я не ожидал, что меня могут встречать, но все же присмотрелся к ним. Вижу, один похож на моего младшего брата. Спрашиваю: «Мальчик, как тебя звать?» Он отвечает: «Ваня». (Моего младшего сына тоже зовут Ваней!). Все же, не доверяя, я снова спросил: «А как твоя фамилия?» И когда он ответил, то из глаз моих полились слезы. Это был мой сын! Когда меня арестовали, ему был год <...>".

Сергей Терентьевич устроился на работу десятником на строительстве моста. Через год вместе с семьей переехал в Псков, где, как писал сам Голев, «в общине ЕХБ была большая духовная нужда». По мнению Голева, из-за его принципиальной позиции по вопросам духовной независимости от НКВД и Уполномоченных по делам религии, он был вновь арестован в Пскове по доносу. В 1949 году находился в Псковской тюрьме. Постановлением Особого совещания был приговорен к пожизненной ссылке в Красноярский край.

В 1950 году прибыл этапом в Казачинский район Красноярского края. К нему в ссылку приехали жить двое старших сыновей и дочери. Вместе они смогли построить свой дом. В 1951 году к Голеву в ссылку переехала и его жена. Как пишет Сергей Терентьевич, "<...> После смерти Сталина была объявлена амнистия и мы вернулись из ссылки домой, в Рязань <...>".

Во время встречи в Москве с вернувшимися из заключения единоверцами, Голеву предложили работать во Всесоюзном Совете евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ). Пережил духовный кризис, когда во время поездки по ряду общин ЕХБ узнал о тесном сотрудничестве некоторых религиозных руководителей с властями.

В 1958 году приехал в Рязань, стал работать в незарегистрированных официально общинах ЕХБ. По свидетельству Голева, в 1960 году в рязанской зарегистрированной общине произошел раскол по поводу нового Положения ВСЕХБ. Речь шла о сотрудничестве и взаимодействии с властями. В конце концов члены общины отказались от взаимодействия с Уполномоченным по делам религий после его заявления : «Мы идем к коммунизму, и дело религии нужно сворачивать».

Как вспоминает Голев: "<...> Уполномоченный донес об этом в райисполком. Через полгода в собрание пришли: секретарь райисполкома, начальник милиции и прокурор и заявили, что наше собрание по постановлению облисполкома закрыто, и приказали, чтобы мы не собирались. Мы им ответили: «Если вы здесь закроете молитвенный дом, то мы будем в 20 местах собираться, но собраний своих не оставим».

Но молитвенный дом в Дягилево на окраине Рязани был властями закрыт.

В 1961 году Голев С. Т. по поручению членов общины стал взаимодействовать с Инициативной группой, ратующей за независимость евангельских христиан-баптистов. С июня 1962 года был «благовестником в числе служителей Оргкомитета». Был задержан КГБ в Шацком районе Рязанской области при посещении групп единоверцев, обвинялся в незаконном ведении религиозной деятельности.

15 января 1966 года Голева Сергея Терентьевича вновь судили. По информации правозащитной организации «Московская Хельсинкская группа», тогда состоялся первый в Рязани большой послевоенный судебный процесс над членами общины евангельских христиан баптистов (ЕХБ).

Тогда были осуждены пресвитер общины Быков Андрей Васильевич (в 1966-м был осужден за веру уже в третий раз, перед войной он был осужден на 1 год и во время войны — на 5 лет лишения свободы); дьякон Кудряшов Георгий Николаевич (умер в 1972 году в лагере за месяц до окончания срока лишения свободы), а также члены церковного совета Попов Николай Филиппович и Голев Сергей Терентьевич.

"<...> По нашему делу было допрошено более 50 свидетелей. Меня обвиняли в том, что проводил собрания у себя дома и в Сысоевском лесу, что оказывал материальную помощь узникам, вдовам и сиротам <...> Суд приговорил меня к полутора годам, Быкова — к двум, а брата Попова — к трем годам лишения свободы <...>".

После освобождения Сергей Терентьевич Голев продолжил активную работу в церкви евангельских христиан-баптистов. В 1969 году его вновь арестовали, на этот раз в Воронеже, во время рукоположения члена местной общины ЕХБ. Кроме него по этому делу были осуждены еще четверо членов воронежской общины христиан-баптистов. Им вменяли «организацию незаконной религиозной общины».

В следственной тюрьме Голев тяжело заболел, более пяти месяцев находился на излечении в тюремной и лагерной больницах. Всего в заключении, в тюрьмах и лагерях Сергей Терентьевич Голев, по его подсчету, томился более 22 лет.

Умер Сергей Терентьевич Голев в Рязани 3 февраля 1976 года.


Голев Сергей Терентьевич. [Электрон. ресурс]. URL: http://stopgulag.org/object/130520435 (дата обращения 2019 г.).


Справка. Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество «Мемориал» — независимая неполитическая некоммерческая организация. С момента создания в 1989 году Рязанский «Мемориал» (РМ) реализовал более пятидесяти проектов, связанных с различными вопросами защиты прав и свобод человека, а также сохранения и актуализации исторической памяти о годах государственного террора. В настоящее время наша организация ведет работу по двум основным направлениям: сохранение исторической памяти и защита прав людей из социально-уязвимых групп населения (выпускников детских домов, людей с ограниченными возможностями, репрессированных и пострадавших от политических репрессий). Рязанское общество «Мемориал» внесено Министерством юстиции РФ в реестр «некоммерческих организаций, выполняющих функцию иностранного агента». По нашему мнению, это решение противоречит Конституции. Мы обжалуем его в судах.

Facebook: https://www.facebook.com/rznmemo/
VK: https://vk.com/rzn_memo

Материалы по теме
Мнение
30 декабря 2023
Диана Рудакова
Диана Рудакова
Ксения Фадеева заслуживает намного больше сочувствия и уважения, чем все участники «голой вечеринки»
Мнение
26 марта, 16:36
Лев Шлосберг
Лев Шлосберг
Фотограф Дима Марков был похож на проводника человеческих открытий
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
ИсторияМемориал*РелигияРепрессии