«Правильная премия — достойные люди»
фонд «Общественный вердикт»
Церемония вручения 10-й ежегодной премии МХГ состоялась в помещении московского Театра.doc на Покровке и сопровождалась отрывками из нового театрального проекта, посвященного истории российского правозащитного движения.
В пригласительных билетах лауреатов было написано: «Церемония вручения премии состоится в черном зале», и для меня это было частью интриги.
А интригу затеяли организаторы церемонии, похоже, намеренно: например, Людмила Альперн (тоже лауреат) призналась: «Когда мне позвонили из МХГ и сообщили, что присудили премию, я стала расспрашивать: а кому премия досталась еще? Но организаторы сказали, что это должен быть сюрприз».
К 18:00 зал театра был забит до отказа, части публики не хватило мест для сидения, и они стояли. Так, Зое Световой и Леониду Никитинскому пришлось пристроиться на ступеньках покатого пола зрительного зала.
Мне известны некоторые скрытые от публики детали церемонии:
— лауреатам предложили пригласить на церемонию своих коллег и членов семьи (поддержать меня в Москву приехала половина моей большой семьи: семьи средней и младшей дочерей — Титовы и Сафроновы);
— иногородним лауреатам и членам их семей обеспечили ночевку в московском отеле;
— организаторы оплатили проезд иногородним лауреатам;
— я, как лауреат, знаю размер премии, но за этой цифрой стоит обращаться к организаторам, наверное (могу только сказать, как я распорядилась своей премией: разделила ее поровну между собой и своими детьми: в качестве компенсации им за многолетнее терпение возле себя такой мамы — правозащитника со сложным характером).
Каждому лауреату на церемонии полагался куратор — докладчик из правозащитного «ареопага», рассказывающий публике о лауреате, поэтому у 10 лауреатов было ровно столько же курирующих их «двойников».
Насколько я поняла, иногородних — лауреатов и «двойников» — было как минимум пятеро:
— Оюб Титиев из Чечни,
— Юрий Дмитриев из Карелии,
— Вика Громова из Воронежа,
— я из Калуги,
и прилетела специально на церемонию из юго-западной оконечности Европы Карина Москаленко.
Еще три иностранных правозащитника: из Норвегии, Великобритании и США награждены почетными дипломами.
Все лауреаты: и российские, и зарубежные лично мне оказались знакомы.
Молодого правозащитника Арсения Левинсона представлял Генри Резник, которому накануне исполнилось 80 лет. Я искренне восхитилась тем, как Генри Маркович выглядит, сказала ему об этом; в ответ услышала полушутливое: «Стараюсь. Я должен олицетворять собой несгибаемость адвокатуры».
Каждый лауреат держал ответное правозащитное слово. Скорее всего, эти вступления записывались. Их нужно публиковать, как это делают с речами нобелевских лауреатов. Я заслушивалась. Как всегда, великолепно выступил Сергей Ковалёв (представляя Оюба Титиева совместно с Олегом Орловым). Моя одностраничная речь была посвящена 70-летию ВДПЧ, текст которой попал ко мне талибским караваном из Афганистана через вскрывшиеся весной горные перевалы...
Были отличные соведущие театрализованной церемонии, в гендерном равновесии.
Аня Добровольская как актриса значительно выросла, на мой взгляд, за последний год.
После почти двух часовой церемонии вручения премий участникам было предложено сфотографироваться в футболках с портретом Оюба Титиева, записать видеообращение к нему или надписать открытку, которую организаторы обязались доставить узнику в тюрьму.
А затем состоялся дружеский фуршет. Было непривычно видеть Иру Сергееву, разливающую красное вино из бутылки: обычно у нее в руках рабочий лэптоп. Мы с Надей Раднаевой пытались произнести хоть какой-нибудь правозащитный тост друг другу, но вокруг сновала туда-сюда такая масса народа, что у нас ничего не получилось :)
Поскольку мне выпала возможность встретиться сразу со множеством знакомых правозащитников — казалось, общению не будет конца.
P. S. В связи с присуждением мне премии три дня подряд я давала какие-то интервью, чаще незнакомым людям из каких-то СМИ-ресурсов; запомнились несколько неожиданных вопросов:
— какой размер премии МХГ?
— сколько лет Людмиле Михайловне Алексеевой?
— где вы черпаете позитив, который сквозит в вашей речи?