Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Кировская область
  2. А зачем вообще нужна живопись как таковая?

А зачем вообще нужна живопись как таковая?

Юлия Ионушайте
Юлия Ионушайте
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов. Источник
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

В вечернем автобусе возвращаясь домой стала единственным пассажиром. И время в пути оказалось очень полезным, чтобы понять – что же это такое было с нами сегодня вечером? А была у нас – впервые в Кирове – ридинг-группа, посвящённая чтению первой главы из книги Жиля Делёза "Логика ощущения" в рамках проекта @contempocultlab (Лаборатория современной культуры). Это и проба нового формата. И плавание в неизвестное.

Ридинг-группа, как рассказала руководитель проекта Дарья Ткачёва ещё на первой лекции, – совместное чтение группой людей не художественных текстов с целью их понимания и осмысления. Предложение и необычное, и привлекательное! А то мы публично и вслух как-то всё чаще пьесы читаем и обсуждаем )) Но чтобы философские тексты – такого опыта у меня ещё не было.

Из рамок предложенного формата выпали, мне кажется, почти сразу. И оттолкнувшись от первых двух абзацев текста — а планировали освоить шесть страниц! – минуя, а, может быть, и продираясь сквозь опасности, которые сразу озвучила Татьяна Генриховна Иванцева, кандидат философских наук и доцент ВятГУ, наш сегодняшний модератор, мы отправились, чёрт знает куда.

Мы говорили о том, как показать живописность живописи и доказать научность науки, курсировали между искусством, философией и физикой. Говорили о трансцедентном и прочем. Упоминали нацизм, Освенцим и французское Сопротивление. (Без этих тем вообще, видимо, невозможно говорить об искусстве XX века). Вспоминали древних философов и говорили о будущем человечества. Я же в итоге (в процессе вспомнив о своих Нике и Сэме и любви к самым простым вещам – бревну с осокой, плавающем на пруду, вылетевшей на охоту сове и тёплой печи, натопленной берёзовыми дровами) поймала себя на двух мыслях. Одна глупее другой : ))

Мысль первая. (И она сегодня впервые пришла мне в голову). А зачем вообще нужна живопись как таковая? Никогда не задумывалась об этом прежде. Мне кажется очевидным, зачем нужны литература или театр. И современная хореография. И инсталяции. И перформансы. И кино. Какие тут вообще могут быть вопросы?! Без них, кажется, невозможно жить. Но... живопись?.. Подумав о ней впервые отстранённо, как о чём-то новом и незнакомом, поняла, что вообще не понимаю, зачем она нужна. Т.е. это никогда не было предметом моих мыслей. Мы как-то с детства узнаём, что есть карандаши, фломастеры, альбомы, картины, художники, музеи. И что это всё прекрасно. Живопись так постепенно входит в нашу жизнь, что мы не успеваем ей удивиться и о ней подумать. Как вот например – раз! – и в пятом классе вдруг появляется ботаника. А потом физика. А потом алгебра. К изучению которых мы и приступаем. Нет, живопись входит в нас органично. И мы с детства узнаём, что такое пейзаж и портрет, и акварель, и Шишкин. И в итоге некоторые особенно одарённые личности, как, например, я, только в таком уже, не вполне юном возрасте дают себе труд подумать: а на кой чёрт она вообще нужна?! ))

А мысль вторая – она об элитарности современного искусства. Так или иначе современное искусство говорит об очень сложных вещах. За ним стоят тысячелетия развития науки и искусства. Вся мировая история. И каких-то вещей по-настоящему понять не получится без огромного бэкграунда. Конечно, понять его на поверхностном уровне сможет, наверное, каждый. Но вполне оценить те идеи и смыслы, которые в нём есть, можно только... имея определённую подготовку. Это, наверное, логично, и не удивительно, и банально. И давно не новость. (Тут же вспомнила "Трёх сестёр".) Но... Даже не то, чтобы несправедливо... Просто что-то во мне очень противится этой идее. Какое-то тут есть глубокое противоречие. По-крайней мере, для меня с моими крестьянскими корнями. Это как в старом анекдоте про Анну Каренину: корову бы ей, чтоб не страдала. Как ни крути, у нас классовое общество. И противоречия и разрыв между классами не спешат стираться. В этом смысле современное искусство выступает, как лакмусовая бумажка: по нему можно судить о ширине пропасти между разными классами и слоями. Что-то во всём этом есть.... если не от нацизма, то где-то близко.

 

Оригинал

Материалы по теме
Мнение
7 мая
Михаил Долиев
Михаил Долиев
Чем для меня является период правления Ельцина
Мнение
10 июля
Андрей Нечаев
Андрей Нечаев
Федеральный проект «Оздоровление Волги» фактически провален
Комментарии (1)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Семён
25 янв 2018 16:16

А ведь кое-что из классики, в прошлом, тоже не понимали не принимали. А что касается современного искусства, лишь время покажет искусство это было или просто пшик!

Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
Кировская областьКультураРазмышления