10 января 2018 года Санкт-Петербургский городской суд постановил ликвидировать Межрегиональный профсоюз «Рабочая ассоциация» (МПРА). Профсоюз был обвинён в политической деятельности, сборе подписей за изменение действующего законодательства и получении денежных средств из-за границы. При этом в иске, который был подан «в защиту неопределенного круга лиц», МПРА не расценивается как «иностранный агент». Особенное раздражение властей вызвала поддержка, которую высказал МПРА в адрес дальнобойщиков, ведущих борьбу против печально известной системы «Платон». Это было сочтено «политической деятельностью». Мотивировочная часть судебного вердикта будет доступна ответчикам лишь 12 января.
Это первый в истории современной России случай ликвидации профсоюза в судебном порядке. Профсоюз МПРА известен в России и за рубежом относительными успехами в организации рабочих на борьбу за свои права. Представители МПРА намерены обжаловать приговор в вышестоящей инстанции. Руководитель МПРА Алексей Этманов заявил:
«Я сегодня услышал столько ереси со стороны прокуратуры, особенно что борьба за изменение Трудового кодекса — это политическая деятельность, и профсоюзы ею не должны заниматься. Здесь бред, я не могу это комментировать… Всё это политический заказ, и мы знаем, от кого».
Инициатором судебного процесса против МПРА стал Илья Ремесло, адвокат, публицист, член Общественной палаты РФ. Его позиция безапелляционна: «Организацию спонсируют какие-то зарубежные структуры, о какой защите прав трудящихся можно говорить». Ремесло известен своими проправительственными публикациями, в которых он обличает либералов (особенно Навального) и занимается апологетикой кремлёвской политики, например, обеляет правительственную пропаганду и одобряет усиление цензуры в Интернете. Статьи адвоката регулярно публикует такой российский официоз как «РИА Новости».
Профсоюз МПРА был создан летом 2006 года представителями профсоюзных организаций двух предприятий автомобильной промышленности — «Форд» (Ленинградская область, Всеволожск) и «АвтоВАЗ» (Самарская область, Тольятти). Изначально аббревиатура «МПРА» расшифровывалась как Межрегиональный профсоюз работников автопрома; это было связано с тем, что первоначально деятельность профсоюза распространялась только на эту отрасль. Известность профсоюзу принесла успешная забастовка на всеволожском заводе «Форд». Чёткие действия профсоюза были в значительной степени связаны с тем опытом профсоюзной борьбы, который получил Алексей Этманов, создатель профсоюзной ячейки во Всеволожске. Ещё в 2005 году он был направлен на профсоюзную учёбу в Бразилию; полученные методические материалы помогли ему выстроить эффективную работу своей профсоюзной ячейки.
МПРА ввёл в арсенал борьбы такое средство, как «итальянская забастовка». Успехи профсоюза способствовали расширению его региональной сети; появились ячейки в Таганроге, Калуге, Москве. Рост продолжается до сих пор; в частности, в августе 2017 года была создана ячейка в одном из петербургских автосалонов. Работодателей, конечно, не радовало усиление профсоюза. Против профсоюзных активистов применялись различные методы борьбы, от психологического давления и клеветы до незаконных увольнений и даже избиений. Капиталисты, чиновники и полиция старались всеми силами подавить рабочее сопротивление. Против профсоюзной ячейки в Омске применялось и судебное преследование. Большую известность приобрела борьба рабочих на заводе «Фольксваген» в Калуге, а также забастовка подмосковных рабочих «Автологистики» в декабре 2015 года.
Изначально профсоюз МПРА входил во Всероссийскую конфедерацию труда (ВКТ). Когда ВКТ объединилась с Конфедерацией труда России (КТР), МПРА также стал членской организацией КТР. Помимо этого, МПРА входит в международное профсоюзное объединение «IndustriALL». В этом качестве он, с одной стороны, платит в международную структуру членские взносы, с другой стороны, при необходимости получает от неё помощь и поддержку, в том числе, и финансовую. Именно этот факт и стал поводом для российских властей обвинить МПРА в «получении денежных средств из-за границы».
В ноябре 2013 года МПРА изменил уставные документы, а также поменял своё название на современное с тем, чтобы была возможность принимать в ряды профсоюза работников любых отраслей.
Говорит Григорий Сивачёв, рабочий активист, руководитель профсоюзной ячейки МПРА на ООО «ПДК» (Московская область):
«Это как чёрная метка для незавивисмого профсоюзного движения в России. Оно не окрепло и малочисленно, а уровень солидарности у нас в стране ещё крайне низок.
Одним из немаловажных факторов успеха рабочей борьбы является международная поддержка, которую могут оказать братские профсоюзы. И именно по ней бьёт данное решение. Теперь любой профсоюз, который в критической ситуации призовет к международной солидарности, рискует оказаться под ударом как возможный «иностранный агент».
Второй момент. В условиях общего кризиса и — как следствие — роста рабочих протестов налицо попытка предостеречь независимые профсоюзы от выдвижения политических требований. Власть хочет, чтобы рабочие были разобщены, чтобы их борьба носила локальный характер по каждому конкретному случаю, чтобы она ни в коем случае не носила системного характера и не была направлена против источников их бедственного положения. Об этом недвусмысленно говорит судебный процесс над одним из самых боевых профсоюзов России. Красноречиво, что одним из доказательств «политической деятельности» МПРА суд счёл поддержку забастовки дальнобойщиков.
Московская организация МПРА, естественно, считает данное решение суда необоснованным, политически мотивированным. Мы начнём протестную компанию.
Свою деятельность по защите прав рабочих мы продолжим вне зависимости от того, чем закончится процесс против МПРА».
Из заявления Секретариата ЦК РКРП и секретарей ЦК РОТ ФРОНТа по поводу судебной расправы над рабочим профсоюзом МПРА:
«МПРА никогда не скрывал своей интернационалистской позиции, поскольку возник на заводе «ФОРД» и сразу вошел в контакт с фордовскими и другими профсоюзами машиностроителей зарубежных стран, вступил в международный союз металлистов, учился у братьев по классу и использовал их опыт в своей борьбе. И не только в своей, а предлагал опыт такой борьбы всем трудящимся России. На фоне такой борьбы позиция провластных шмаковских организаций ФНПР, которая имеет договор о сотрудничестве с Единой Россией, смотрелась откровенно предательской.
Поэтому партия власти и её идейные отцы-прародители давно начали борьбу с МПРА, причем борьбу на уничтожение. Ещё 7 июля 2009 г. премьер-министр Владимир Путин на встрече с президентом германского профсоюза «ИГ-МЕТАЛ» Хубертом в числе прочих вопросов вынужден был отвечать на запрос Хуберта о случаях покушений на жизнь и здоровье активистов профсоюза МПРА — мол, как власть к такому беспределу относится? На что Путин «просветил» Хуберта, что МПРА — это «не профсоюз, а экстремистская организация».
Вся последующая борьба властей с рабочим профсоюзам велась под лживым прикрытием борьбы с экстремизмом, выдавая интернациональные связи машиностроителей и братскую помощь зарубежных профсоюзов за деятельность иностранных спецслужб, приписывая организации рабочих роль иностранного агента.
Власти считают, что через организованную судебную расправу смогут покончить с деятельностью МПРА. Мол, запретили по закону, всё цивилизованно и демократично. Но здесь они глубоко ошибаются».
А я уже было подумала ,что профсоюзы - это проправительственный орган и заточен на усмирение рабочих в России . Ан нет...
Натали, это ФНПР - проправительственные профсоюзы, а есть боевые пролетарские профсоюзы типа "МПРА" и "Защита".
Что может знать Ремесло о профсоюзах. Для такого каждый пукнувший террорист