Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Коми
  2. Всякий договор с дьяволом – это откладывание ада, но ненадолго

Всякий договор с дьяволом – это откладывание ада, но ненадолго

Владимир Ермилов
Владимир Ермилов
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Даже тот, кто считает политические взгляды Виктора Шендеровича слишком радикальными, вряд ли может поспорить с тем, что на сегодняшний день он является, возможно, самым честным и бесстрашным публицистом, открыто выражающим свое недовольство российской властью. Его заметки – своего рода лакмусовая бумажка для каждого из нас: а мне бы хватило смелости так сказать? Однако, как признается сам Виктор Анатольевич, истинное удовольствие ему доставляют вовсе не разговоры о политике, а литература. Именно литературе будет посвящен вечер 7 сентября, который пройдет в рамках проекта «Прямая речь. Лондон», где собеседником и ве­дущим вновь станет Дмитрий Быков. А мы поговорили с Виктором Шендеровичем о перспективах русско-британских отношений, смелости, одиночестве и хорошем некрологе.

– Виктор Анатольевич, так совпало, что накануне нашего интервью произошли важные сдвиги в отношениях Британии и России: пресса сообщила о телефонном разговоре Терезы Мэй и Путина, потом созвонились Лавров и Борис Джонсон – и, судя по всему, сошлись на мысли, что надо «нормализовать двусторонние отношения». Как вы думаете, будет ли позитивное продолжение у этой истории?

– Я не знаю, есть ли в английском языке термин, в достаточной степени передающий смысл русского слова «разводка», но если нет, то его стоит поискать. Потому что это давняя путинская, да и советская традиция. (Но для начала придется объяснить англичанам, чем «разводка» отличается от просто «водки», и почему первое гораздо опаснее). Вот сейчас мы присутствуем при очередном сеансе разводки. Впрочем, я думаю, что она носит двусторонний характер – в том смысле, что новой английской администрации требуется немедленно продемонстрировать публике свою успешность, в том числе на внешнеполитическом фронте. Им срочно нужна какая-нибудь победа, и в качестве такой победы они хотят предъявить нормализацию отношений с Россией. А для Путина это возможность солгать россиянам, что «блокада» прорвана, что скоро снимут санкции и так далее.

– То есть, фактических изменений ждать не нужно?

– Если в британской администрации предполагают, что они могут что-то изменить в путинской политике, то они просто станут очередными людьми, которых Путин банально использует. Потому что Путин – бандит, а никаких договоренностей с бандитами быть не может: он отбросит их в тот момент, когда они перестанут быть ему выгодны. Главная проблема Путина сегодня – приближающийся экономический коллапс, и у него есть иллюзия преодолеть эту катастрофу с помощью отмены санкций. Разумеется, он чрезвычайно заинтересован в переговорах с Британией! Но Запад должен понимать, что он имеет дело с отморозком. Я надеюсь, что британское руководство хотя бы достаточно цинично и понимает, с кем имеет дело.

А пока что – безусловно, это будет подано как большой внешнеполитический прорыв: «мы разбили единство Запада» и так далее. Мозги россиян будут активно промываться на федеральных каналах. Обе стороны будут довольны: Путин будет разводить свое население, а британское руководство – свое. Но как только Москве это перестанет быть выгодным, повторяю, договоренностями подотрутся, как подтерлись всеми другими соглашениями, включая минские. У кремлевской администрации нет никаких принципов. Путин давно и успешно коррумпировал Запад, на этом и держится его внешняя политика. Правда, до Англии эта тенденция еще не доходила: «шредеризация» Запада останавливалась у Ла-Манша. Если ему удастся «шредеризировать» Англию, тем хуже для нее.

– Бывший посол Великобритании в России Тони Брентон в своей недавней статье назвал это «сделкой с дьяволом», которую нужно заключить во имя более высоких международных целей…

– Передавайте большой привет господину Брентону от Чемберлена, из 1938 года (будучи премьер-министром Великобритании, он подписал Мюнхенское соглашение с Гитлером, Муссолини и Даладье и вернулся в Лондон со словами: «Я привез вам мир»). Всякий договор с дьяволом – это откладывание ада, но ненадолго. Политика умиротворения агрессора плохо закончилась для всего мира и для Англии тоже. Другой англичанин (Бернард Шоу) говорил: «Единственный урок, который можно извлечь из истории, состоит в том, что люди не извлекают из истории никаких уроков». Увы, он сам, уже совсем старенький, был очарован советским дьяволом, и это тоже урок, который стоит помнить…

– По поводу истории… Ваш собеседник на грядущем лондонском вечере, Дмитрий Быков, недавно говорил, что все, что происходит в России уже не первую сотню лет, делает ее неким «позвоночником» в мировой системе, и поэтому ничего не изменится. Вы, когда пишете свои тексты, выступаете по радио, преследуете ли цель что-то по-настоящему изменить? А если Быков прав, не являются ли все ваши (да и его) усилия напрасными?

– Вы знаете, это два разных вопроса. Некая метафизичность России, которую отметил Быков, – это печальная реальность: мы ходим кругами и никак не вырвемся, все соскакиваем на старую дорожку, как испорченная пластинка. И категорически отказываемся извлекать уроки из своей истории. И здесь я вынужден согласиться с ним. Но как это связано с бессмысленностью усилий? В какой-то момент ты понимаешь, что – Чаадаев проиграл, Герцен проиграл, Набоков проиграл, Сахаров проиграл… Но дело в том, что список проигравших мне нравится больше, чем список победителей. Бессмысленно впадать в уныние, но не нужно и впадать в манию величия, предполагая, что у Чаадаева с Герценым не получилось, а у тебя получится. Важно просто не оставлять свои усилия, как заповедано Катоном Старшим: «Делай, что делаешь, и будь что будет». Не наше дело – загадывать о результатах наших усилий. Да, мы не станем Данией, – но можем проснуться уже в полной Туркмении, и это серьезная угроза. И ради предотвращения этой угрозы стоит работать.

– А есть какая-то промежуточная цель для вас лично?

– У меня, в моем предпенсионном возрасте, уже нет мессианских надежд, что моя работа сможет изменить судьбу родины… Я ставлю себе задачи в рамках собственной судьбы: мне хочется максимально реализовать свои литературные способности. А моя цель как публичного лица давно сформулирована моим другом Львом Рубинштейном: не испортить себе некролог. Вот я этим и озабочен. Потому что, к сожалению, многие люди, которых я числил своими учителями, под занавес умудрились его себе испортить. Мне бы не хотелось, чтобы люди, которые как-то на меня ориентируются (или те, на которых еще ориентируюсь я), отводили глаза при встрече.

– Вы действительно для многих людей являетесь образцом человека, который не бу­дет идти на какие-то компромиссы с собственной совестью, который четко разде­ляет черное и белое. Однако обратной стороной бескомпромиссности и принципиальности, как мне кажется, становится одиночество и потеря людей, которые казались близкими. Вы сталкивались с чем-то подобным из-за своих политических взглядов?

– Ну, за «образец» спасибо, хотя это неправда: во мне, наверное, одна пятая «новодвор­ской», если бескомпромиссность измерять в этих единицах. Но, разумеется, за жесткость позиции платишь сужением аудитории. В этом, впрочем, и разница между частным человеком и политиком: политик озабочен голосами и старается говорить вещи, которые приятны большинству. А мне не так важны числительные – вот и я позволяю себе говорить вещи, которые многих раздражают (Новодворскую по этой причине просто ненавидели). Многие, вполне мне симпатизирующие, сторонятся меня из карьерных соображений, кто-то банально боится. Еще в начале нулевых я перестал быть желанным гостем на тусовках… Но я не мальчик, чтобы этому огорчаться: это, ей-богу, посильная цена за право жить так, как ты хочешь.

– При этом в одном из недавних интервью вы сказали, что истинное удовольствие вам доставляет неспешное занятие литературой, а вовсе не журналистика с ее дедлайнами и прочими издержками. Что не дает вам уйти от этого и полностью посвятить себя «чистому» писательству?

– Понимаете, это вопрос умозрительный. Я остаюсь в публицистике не из-за внешних обязательств, а потому, что мне хочется высказаться по тому или иному поводу. Это то, что называется «гражданским темпераментом» – у кого-то он есть, у кого-то нет. Вот – есть Фет, а есть Некрасов. И бессмысленно Некрасова спрашивать, почему он посвящает свою лиру борьбе с крепостничеством, а Фет – любви и природе. Это же не значит, что я мечтаю написать стихотворение о любви, а пишу про Путина! Просто иногда меня одолевает сильное, почти биологическое желание высказаться на злобу дня. «Такую ненависть испытываю к по­терпевшему – кушать не могу». И в этот момент я уж точно не смогу написать о любви. Публи­цистика для меня – это лирика.

– Зачастую, когда произносится ваша фамилия, следующий вопрос, который возникает: «Неужели ему не страшно?»

– У раннего Жванецкого есть замечательная фраза: «Как же он не боится? Да боится еще больше, но сделать ничего не может: внутри у него все свиристит и произрастает». Я, разумеется, не терминатор, и я боюсь. Просто надо учиться преодолевать чувство страха – как минимум подавлять панические настроения. Особисты все время давят на психику – это то немногое, что они умеют делать профессионально. И я, конечно, понимаю, с кем мы имеем дело, и никаких иллюзий по поводу их инструментария у меня нет.

Есть две модели поведения, которые я считаю логичными. Первая – уехать и быть свободным человеком снаружи от этой ситуации, и я к этому отношусь с абсолютным пониманием. Второй вариант поведения – остаться и настаивать на том, что это твоя страна, и ты человек, а не дрессированное животное. А вот промежуточная стадия, когда интеллигентные люди остаются на родине, но начинают мычать, вместо того, чтобы разговаривать ясно и свободно, – вот это кажется мне большой глупостью. Зачем так ломать собственную психику? А возвращаясь к теме страха… я свою бочку страха выпил 35 лет назад, в советской армии. Там я по-настоящему отбоялся. Меня в ту пору не могло защитить ничего – ни адвокаты, ни публичность. Я просто боролся за жизнь. И теперь, когда добрые люди что-то говорят про какую-то мою смелость, я мысленно отвечаю им: братцы, я пережил старшину Чуева в 1981 году. Полковник Путин после этого – детский лепет на лужайке, поверьте.

– Вы ведь, кстати, как-то говорили, что именно в армии начали писать! Значит, то, что вы там пережили, послужило толчком для творчества?

– Как говорил Окуджава, творчество – это у Алены Апиной. А я литератор, у меня – работа. Писательство, конечно, начинается с определенного драматизма, с повода для письма. У меня такой повод как раз и появился в Забайкальском военном округе. А сейчас это уже некое гражданское чувство, которое меня ведет. И, знаете, я себя не на помойке нашел. И вот это серое лубянское дитя, вся эта убогая чекистская элита… – странно под занавес портить спектакль и ложиться у этих сапог.

– Вы однажды сказали такую замечательную фразу: «Русская поэзия и литература дает мне формулы жизни, которые помогают себя держать в форме». Что это за формулы, и на каких этапах жизни вы их для себя открыли?

– Оооо, их множество! В диапазоне от Монтеня до Станислава Ежи Леца. Да и пушкинские формулы… «Самостоянье человека – залог величия его». Шекспировские формулы бесстрашия. Наверное, именно от Шекспира я узнал о том, что ссылки на время не работают: оно всегда ужасно, и вопрос лишь в том, как ты себя ведешь в этом времени. И уже в 20-м веке – парадоксы Леца, которые сформировали мое представление о смешном, о лаконизме. Конечно же, меня сформировали литература и отцовские книжные полки, которые во мне растворились, как кубики сахара. И до сих пор держат меня на поверхности. Литература не дает оскотиниться. Главное же, чему она учит: ты не первый. Все уже было до тебя. У тебя есть точки опоры и правила поведения, которые давно сформулированы. Вот тебе Шекспир, вот тебе Толстой, вот тебе Монтень – пользуйся. Или закрой глаза и живи так, будто ничего этого не было.

– Именно об этом вы и будете беседовать с Дмитрием Быковым в Лондоне, 7 сентября?

– У меня сейчас настало очень сладкое время! Я завел себе специальный файлик, куда впи­сываю имена и названия для нашего разговора, потому что боюсь, что во время импро­визации могу что-то забыть. И у меня уже образовался список, который явно не уместится в рамках одного вечера. Столько стихов, которые хочется почитать, столько любимых и великих текстов! От Шекспира и Грибоедова до Шукшина и Трифонова. Они все растворены во мне – и если изъять из меня литературу, даже не знаю, что и останется…

Юлия Варшавская

 

Источник: http://ehorussia.com

Материалы по теме
Мнение
28 февраля
Наталия Демина
Наталия Демина
2,5 года реальной тюрьмы за свободу мысли, за честное слово Олега Орлова
Мнение
29 декабря 2023
Татьяна Смирнова
Татьяна Смирнова
«Нас мало, и мы невыгодные...» Горько осознавать, что уходят в небытие еще совсем недавно процветавшие села
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
Антифашизм